Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 22:11, доклад
Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики. Объект изучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний. В центре внимания — «различные формы психической организации, типичные для отдельных периодов жизненного пути человека».
1_предмет и задачи возрастной психологии. Основные проблемы и задачи детской психологии.
Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки
Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изу-
чающая факты и закономерности развития человека, возрастную
динамику его психики.
Объект изучения возрастной психологии — развивающийся,
изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Пси-
хология развития выделяет возрастные изменения в поведении лю-
дей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерно-
сти приобретения людьми опыта и знаний. В центре внимания —
«различные формы психической организации, типичные для от-
дельных периодов жизненного пути человека». Возрастная психо-
логия ставит своей задачей исследование целостного психического
развития «на всем пространстве человеческой жизни от рождения
до смерти», сверхзадача — изучение «изменяющегося, развивающе-
гося индивида в изменяющемся мире».
Предмет возрастной психологии — возрастные периоды раз-
вития, причины и механизмы перехода от одного возрастного пе-
риода к другому, общие закономерности и т е н д е н ц и и, темп и
направленность психического ра з вития в онтогенезе.
Выделены следующие р а з д е л ы в о з р а с т н о й п с и х о л о -
гии: психология младенца, психология раннего возраста, дошколь-
н ая психология, психология младшего школьника, психология п о д-
ростка, психология юности, психология среднего возраста,
психология старости (геронтопсихология).
Важнейшей составной частью возрастной психологии была и ос-
тается детская психология. Д . Б. Эльконин в своем «Введении в дет-
скую психологию» определил ее предмет как изучение процесса ста-
новления «субъекта многообразной человеческой деятельности» из
беспомощного новорожденного.
На рубеже XIX—XX вв. возрастная психология именно в каче-
стве детской психологии выделилась в самостоятельную область зна-
ний. Вышедшая в 1882 г. книга немецкого биолога В. Прейера
«Душа ребенка» считается отправной точкой систематических на-
учных исследований психического развития в детстве.
На протяжении прошедшего времени само понятие предмета
детской психологии (понимание того, что следует изучать) неодно-
кратно трансформировалось, что было тесно связано с изменением
методологии исследования. Первоначально, во второй половине
XIX — начале XX в., задачей ученых был сбор и накопление кон-
кретных данных, эмпирических сведений, изучение феноменологии
психического развития в детские годы. Это был поиск ответов на во-
просы о том, что именно происходит в детском развитии, когда и в
какой последовательности появляются у ребенка новые умения,
компетентность в том или ином отношении. Этой задаче отвечали
методы объективного наблюдения, констатирующего, срезового
эксперимента (Ч. Дарвин, В. Прейер, А. Гезелл). Позже встал во-
прос о систематизации, об упорядочении фактологии, выявлении
некоторых общих закономерностей психического развития. Решение
этой задачи связано с именами С. Холла (теория рекапитуляции),
А. Гезелла (теория созревания), Л. Термена (нормативная тради-
ция изучения детей).
В 1920—1930-х гг. внешне наблюдаемое поведение ребенка
стало основным объектом изучения с позиций классического бихе-
виоризма. Считалось важным установить реакции детей разных
возрастов и взрослых на идентичные стимулы, описать различия в
реагировании на внешнюю среду.
Исследователей все больше начинают занимать вопросы о фак-
торах, условиях и движущих силах развития. Стремление проник-
нуть в сущность детского развития реализовалось в переходе к мето-
дам сравнительного изучения психического развития в норме и
патологии, методам кросс - культурного исследования, эксперимен-
тально-генетическим исследованиям и привело к созданию целого
ряда теорий — 3. Фрейда, А. Валлона, Э. Эриксона и др.
В отечественной психологии основные задачи детской возраст-
ной психологии были определены Л.С. Выготским ( 1 8 9 6 — 1 9 3 4 ).
В работе «Проблема возраста» он указал на необходимость изуче-
ния особенностей каждого возраста, основных типов нормального и
анормального развития, структуры и динамики детского развития в
их многообразии.
Т е о р е т и ч е с к ие з а д а чи в о з р а с т н ой п с и х о л о г и и:
— изучение движущих сил, источников и механизмов психиче-
ского развития на всем протяжении жизненного пути человека;
— периодизация психического развития в онтогенезе;
— изучение возрастных особенностей и закономерностей проте-
кания (возникновения, становления, изменения, совершенствова-
ния, деградации, компенсации) психических процессов (воспри-
ятия, памяти, внимания и др. );
— установление возрастных возможностей, особенностей, зако-
номерностей осуществления различных видов деятельности, усвое-
ния знаний;
— исследование возрастного развития личности, в том числе в
конкретных исторических условиях.
З н а ч е н и е возрастной психологии весомо и в т е о р е т и ч е -
с к ом п л а н е . Вспомним о том, что практически все крупные
ученые, оставившие свой след в науке, занимались и вопросами воз-
растной психологии. Изучение психологии ребенка — ключ к пони-
манию психологии взрослого человека. Л.С. Выготский отводил
детской психологии фундаментальную роль в решении задачи созда-
ния «новой» психологии, подчеркивая, что «единственно правиль-
ный путь — идти в изучении психики от ребенка к взрослому».
Путь преобразования психологии — «из описательной и отрывоч-
ной, констатирующей психологии в научно-объяснительную, обоб-
щающую систему знания о поведении человека, о механизмах его
движения и развития, о воспитательном управлении процессами его
развития, формирования и роста».
П р а к т и ч е с к о е з н а ч е н и е возрастной психологии связано
в первую очередь с научной разработанностью вопросов о норма-
тивном развитии здорового ребенка, о типических возрастных про-
блемах, путях и способах их решения, стадиях становления взрослой
полноценной личности, гражданина, профессионала, родителя.
П р а к т и ч е с к и е з а д а ч и в о з р а с т н о й п с и х о л о г и и:
— определение возрастных норм психических функций, выявле-
ние психологических ресурсов и творческого потенциала человека;
— создание службы систематического контроля за ходом психи-
ческого развития, психического здоровья детей, оказания помощи
родителям в проблемных ситуациях;
— возрастная и клиническая диагностика;
— выполнение функции психологического сопровождения, по-
мощи в кризисные периоды жизни человека;
— наиболее оптимальная организация учебно-образовательного
процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированно-
го на людей среднего и пожилого возраста).