Предмет и задачи возрастной психологии. Основные проблемы и задачи детской психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 22:11, доклад

Краткое описание

Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики. Объект изучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний. В центре внимания — «различные формы психической организации, типичные для отдельных периодов жизненного пути человека».

Вложенные файлы: 1 файл

1.2._предмет и задачи возрастной психологии. Основные проблемы и задачи детской психологии..docx

— 17.89 Кб (Скачать файл)

1_предмет и  задачи возрастной психологии. Основные  проблемы и задачи детской  психологии.

Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки

Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изу-

чающая факты и закономерности развития человека, возрастную

динамику его психики.

Объект изучения возрастной психологии — развивающийся,

изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Пси-

хология развития выделяет возрастные изменения в поведении лю-

дей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерно-

сти приобретения людьми опыта и знаний. В центре внимания —

«различные формы психической организации, типичные для от-

дельных периодов жизненного пути человека». Возрастная психо-

логия ставит своей задачей исследование целостного психического

развития «на всем пространстве человеческой жизни от рождения

до смерти», сверхзадача — изучение «изменяющегося, развивающе-

гося индивида в изменяющемся мире».

Предмет возрастной психологии — возрастные периоды раз-

вития, причины и механизмы перехода от одного возрастного пе-

риода к другому, общие закономерности и  т е н д е н ц и и, темп и

направленность психического ра з вития в онтогенезе.

Выделены следующие  р а з д е л ы  в о з р а с т н о й  п с и х о л о -

гии: психология младенца, психология раннего возраста, дошколь-

н ая психология, психология младшего школьника, психология  п о д-

ростка, психология юности, психология среднего возраста,

психология старости (геронтопсихология).

Важнейшей составной частью возрастной психологии была и ос-

тается детская психология.  Д . Б. Эльконин в своем «Введении в дет-

скую психологию» определил ее предмет как изучение процесса ста-

новления «субъекта многообразной человеческой деятельности» из

беспомощного новорожденного.

На рубеже XIX—XX вв. возрастная психология именно в каче-

стве детской психологии выделилась в самостоятельную область зна-

ний. Вышедшая в 1882 г. книга немецкого биолога В. Прейера

«Душа ребенка» считается отправной точкой систематических на-

учных исследований психического развития в детстве.

На протяжении прошедшего времени само понятие предмета

детской психологии (понимание того, что следует изучать) неодно-

кратно трансформировалось, что было тесно связано с изменением

методологии исследования. Первоначально, во второй половине

XIX — начале XX в., задачей ученых был сбор и накопление кон-

кретных данных, эмпирических сведений, изучение феноменологии

психического развития в детские годы. Это был поиск ответов на во-

просы о том, что именно происходит в детском развитии, когда и в

какой последовательности появляются у ребенка новые умения,

компетентность в том или ином отношении. Этой задаче отвечали

методы объективного наблюдения, констатирующего, срезового

эксперимента  (Ч. Дарвин, В. Прейер, А. Гезелл). Позже встал во-

прос о систематизации, об упорядочении фактологии, выявлении

некоторых общих закономерностей психического развития. Решение

этой задачи связано с именами С. Холла (теория рекапитуляции),

А. Гезелла (теория созревания), Л. Термена (нормативная тради-

ция изучения детей).

В 1920—1930-х гг. внешне наблюдаемое поведение ребенка

стало основным объектом изучения с позиций классического бихе-

виоризма. Считалось важным установить реакции детей разных

возрастов и взрослых на идентичные стимулы, описать различия в

реагировании на внешнюю среду.

Исследователей все больше начинают занимать вопросы о фак-

торах, условиях и движущих силах развития. Стремление проник-

нуть в сущность детского развития реализовалось в переходе к мето-

дам сравнительного изучения психического развития в норме и

патологии, методам кросс - культурного исследования, эксперимен-

тально-генетическим исследованиям и привело к созданию целого

ряда теорий — 3. Фрейда, А. Валлона, Э. Эриксона и др.

В отечественной психологии основные задачи детской возраст-

ной психологии были определены Л.С. Выготским  ( 1 8 9 6 — 1 9 3 4 ).

В работе «Проблема возраста» он указал на необходимость изуче-

ния особенностей каждого возраста, основных типов нормального и

анормального развития, структуры и динамики детского развития в

их многообразии.

Т е о р е т и ч е с к ие  з а д а чи  в о з р а с т н ой  п с и х о л о г и и:

— изучение движущих сил, источников и механизмов психиче-

ского развития на всем протяжении жизненного пути человека;

— периодизация психического развития в онтогенезе;

— изучение возрастных особенностей и закономерностей проте-

кания (возникновения, становления, изменения, совершенствова-

ния, деградации, компенсации) психических процессов (воспри-

ятия, памяти, внимания и др. );

— установление возрастных возможностей, особенностей, зако-

номерностей осуществления различных видов деятельности, усвое-

ния знаний;

— исследование возрастного развития личности, в том числе в

конкретных исторических условиях.

З н а ч е н и е возрастной психологии весомо и в  т е о р е т и ч е -

с к ом  п л а н е . Вспомним о том, что практически все крупные

ученые, оставившие свой след в науке, занимались и вопросами воз-

растной психологии. Изучение психологии ребенка — ключ к пони-

манию психологии взрослого человека. Л.С. Выготский отводил

детской психологии фундаментальную роль в решении задачи созда-

ния «новой» психологии, подчеркивая, что «единственно правиль-

ный путь — идти в изучении психики от ребенка к взрослому».

Путь преобразования психологии — «из описательной и отрывоч-

ной, констатирующей психологии в научно-объяснительную, обоб-

щающую систему знания о поведении человека, о механизмах его

движения и развития, о воспитательном управлении процессами его

развития, формирования и роста».

П р а к т и ч е с к о е  з н а ч е н и е возрастной психологии связано

в первую очередь с научной разработанностью вопросов о норма-

тивном развитии здорового ребенка, о типических возрастных про-

блемах, путях и способах их решения, стадиях становления взрослой

полноценной личности, гражданина, профессионала, родителя.

П р а к т и ч е с к и е  з а д а ч и  в о з р а с т н о й  п с и х о л о г и и:

— определение возрастных норм психических функций, выявле-

ние психологических ресурсов и творческого потенциала человека;

— создание службы систематического контроля за ходом психи-

ческого развития, психического здоровья детей, оказания помощи

родителям в проблемных ситуациях;

— возрастная и клиническая диагностика;

— выполнение функции психологического сопровождения, по-

мощи в кризисные периоды жизни человека;

— наиболее оптимальная организация учебно-образовательного

процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированно-

го на людей среднего и пожилого возраста).

 


Информация о работе Предмет и задачи возрастной психологии. Основные проблемы и задачи детской психологии