Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 15:24, реферат
Человек развивается, усваивая социальный опыт, который начинается с первых дней жизни ребенка и сопровождает его всю жизнь. До школы ребенок усваивает многое в процессе игры. Такое усвоение является побочным продуктом игровой деятельности.
Приходя в школу, ребенок начинает заниматься деятельностью, цель которой является усвоение социального опыта. Особенность этой деятельности происходит с помощью учителей, которые организуют ее. Такой вид усвоения называется учением.
Педагогическая психология и педагогика
Практика обучения нуждается в рекомендациях по организации совместной деятельности учащегося и преподавателя в различных реальных ситуациях. До сих пор нет единого мнения о том, должна ли ее решать прикладная ветвь педагогической психологии или же педагогическая наука. Первую точку зрения разделяет Н.Ф. Тылызина, второй придерживались Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев. А.Н. Леонтьев подчеркивал, что теоретические данные о закономерностях усвоения, полученные на основе анализа некоторой педагогической действительности, должны быть предоставлены в распоряжение педагогической науки, задачей которой является проведение исследований, направленных на реконструкцию педагогического процесса на основе этих данных.
Вместе с тем существует критерий, позволяющий достаточно строго разделить педагогическую психологию и педагогику. Как и психология вообще, педагогическая психология является наукой о «сущем»; эта характеристика относится и к прикладным ее ветвям. Что же касается педагогики, то она есть наука о «должном», это конструкторская наука [7]. Поэтому педагогическая психология выявляет закономерности усвоения человеком социального опыта, тогда как педагогика разрабатывает принципы обучения и воспитания , решает проблемы, связанные с формулированием целей и построением содержания обучения, отбором методов деятельности учащегося и обучающего, определением необходимых видов технических и нетехнических средств и организационных форм обучения. Все это характеризует и взаимоотношения педагогической психологии с педагогической наукой..
Мнение, что задача выработки рекомендаций по рационализации образовательной практики должна быть возложена на прикладную ветвь педагогической психологии, могло возникнуть лишь как результат неучета специфики данной науки и науки педагогики. Фактически при этом производится отождествление двух принципиально различных наук лишь на основании общности их объекта.
Следует иметь в виду, что педагогика использует сведения, поставляемые не только педагогической психологией – фундаментальной и прикладной, но и другими науками. Среди них кибернетика, научная организация труда, дифференциальная психология, физиология, гигиена, дефектология и др. Она осуществляет их творческий синтез для построения модели оптимального педагогического процесса, что и оправдывает ее существование в качестве особой науки.
Таким образом, мы рассмотрели взаимосвязь педагогической психологии с такими науками, как возрастная психология и педагогика. Эти науки дополняют предмет педагогической психологии, дают возможность развиваться. Но при этом некоторые ученые психологи считали, что эти дисциплины должны развиваться по-разному.
Педагогическая психология представляет собой многогранную область психологического знания, учет особенностей, закономерностей, содержания и методов исследования которой может оказать существенную помощь в реализации психолого-педагогических задач воспитывающего и развивающего обучения в любой образовательной системе.
Были рассмотрены задачи и проблемы педагогической психологии, зная о них учитель может правильно подготовить работу учебной деятельности. Была рассмотрена комплексная наука о ребенке, такая как педология. Она была новым течением, которая стремилась изучать ребенка в широком смысле.
Таким образом, педагогическая психология представляет собой междисциплинарную самостоятельную отрасль знания, основывающегося на знании общей, возрастной, социальной психологии, психологии личности, теоретической и практической педагогики. Она имеет собственную историю становления и развития, анализ которой позволяет понять сущность и специфику предмета ее исследования.
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
2. Выготский Л.С. В 92 / Педагогическая психология/ Под редакцией В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480с. (с.5 – 17).
3. Габай Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: «Академия», 2003. – 240с. (с.3 – 20).
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2001 – 238с. (с. 4 – 22).
5. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.; Воронеж, 1999.
6. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.
7. Тылызина Н.Ф. Пед. Психология: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 288с. (с.17 – 25).
8. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избр. психол. тр. М., 1995.
Информация о работе Предмет и задачи педагогической психологии