Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:35, контрольная работа
Итак, задачи психологии несоизмеримо сложнее задач любой другой науки, ибо только в ней мысль совершает поворот на себя. Только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием.
Наконец, в-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.
Ведение
Предмет современной психологии;
Методы психологии;
Задачи психологии
Заключение
Список литературы
Министерство сельского
ФГОУ ВПО Тюменская
Агроэкономический институт
Кафедра философии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по ПСИХОЛОГИИ
на тему: ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Тюмень 2011г.
Содержание
Ведение
Введение
На протяжении веков
человек является предметом изучения
многих и многих поколений ученых.
Человечество познает собственную
историю, происхождение, биологическую природу, языки
и обычаи, и в этом познании психологии
принадлежит совершенно особое место.
Так, С.Л. Рубинштейн в книге «Основы общей
психологии» (1940) писал: «Специфический
круг явлений, который изучает психология,
выделяется отчетливо и ясно – это наши
восприятия, чувства, мысли, стремления,
желания и т.п., – то есть все то, что составляет
внутреннее содержание нашей жизни и что
в качестве переживания как будто непосредственно
нам дано…».
В настоящее время невозможно осуществление
многих видов деятельности на производстве,
в науке, медицине, искусстве, преподавании,
в игре и спорте без знания и понимания
психологических закономерностей. Система
научных знаний о законах развития человека,
его потенциальных возможностях необходима
для всего общественного развития. В системе
наук психологии должно быть отведено
совершенно особое место, и вот по каким
причинам. Во-первых, это наука о самом
сложном, что пока известно человечеству.
Ведь психика – это "свойство высокоорганизованной
материи". Если же иметь в виду психику
человека, то к словам "высокоорганизованная
материя" нужно прибавить слово "самая":
ведь мозг человека – это самая высокоорганизованная
материя, известная нам. Знаменательно,
что с той же мысли начинает свой трактат
"О душе" выдающийся древнегреческий
философ Аристотель. Он считает, что среди
прочих знаний исследованию о душе следует
отвести одно из первых мест, так как "оно
– знание о наиболее возвышенном и удивительном".
Во-вторых, психология находится в особом
положении потому, что в ней как бы сливаются
объект и субъект познания.
Итак, задачи психологии несоизмеримо
сложнее задач любой другой науки, ибо
только в ней мысль совершает поворот
на себя. Только в ней научное сознание
человека становится его научным самосознанием.
Наконец, в-третьих, особенность психологии
заключается в ее уникальных практических
следствиях.
Психология
уже сейчас накопила много фактов, показывающих,
как новое знание человека о себе делает
его другим: меняет его отношения, цели,
его состояния и переживания. Если же снова
перейти к масштабу всего человечества,
то можно сказать, что психология – это
наука, не только познающая, но и конструирующая,
созидающая человека.
И хотя это мнение не является сейчас общепринятым,
в последнее время все громче звучат голоса,
призывающие осмыслить эту особенность
психологии, которая делает ее наукой
особого типа.
Предмет современной психологии
Современная психология – это широко разветвлённая область человеческих знаний о закономерности развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности.
Предметом, изучаемым психологией, является психика человека и животных.
Психология изучает многие субъективные явления. С помощью одних человек познаёт мир, их называют познавательными процессами: (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение).
Этим процессам сопутствует состояние внимания.
Психические свойства и состояния личности: (эмоции, чувства, воля, потребности, мотивы, интересы, цели и др.).
Индивидуально-типологические особенности личности: (темперамент, характер, способности).
Кроме этого психология изучает человеческое общение, деятельность, личность.
Разделы психологии (структура):
1. Психология труда изучает особенности трудовой деятельности человека:
- педагогическая психология
изучает психологические
- инженерная психология;
- медицинская психология:
- юридическая психология;
- военная психология;
- психология торговли;
- психология спорта;
- психология научного и художественного творчества.
2. Психология развития
изучает, как происходит
- возрастная психология
(изучает развитие психики в
онтогенезе – «индивидуальное
развитие от рождения до
- сравнительная психология (развитие психики в филогенезе – «историческое развитие психики»);
- специальная психология
(психология аномального
- социальная психология (изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимоотношения людей в общественных группах);
- общая психология (изучает
наиболее общие вопросы
Общая психология определяет методологию психологии и методы, которыми пользуется психология.
Методы психологии
Методы психологии - эмпирические методы, при помощи которых психолог добывает опытные данные.
Основные:
1. Наблюдение – это метод психологии заключается в восприятии, фиксации проявлений поведения, а так же получения суждений о субъективных психических суждения.
Этапы научного наблюдения:
1) Наличие гипотезы;
2) Чёткий план наблюдения («где?», «когда?» и «зачем?»);
3) Фиксация результатов в специальном дневнике;
4) Наличие выводов или рекомендаций.
Примеры наблюдений: учителя за учениками; родители за детьми.
Виды наблюдений:
1. Внешнее наблюдение (за другими людьми);
2. Внутреннее наблюдение (за самим собой, т. е. самонаблюдение – первый метод психологии; он появился в XVII веке и называется методом интроспекции);
3. Включённое (исследователь является непосредственным участником того процесса, за которым наблюдает, т. е. лучше знает людей, за которыми наблюдает, ему не надо тратить больше времени на наблюдения; участники наблюдения (объекты) не знают, что за ними ведётся наблюдение; это наблюдение бесстрастное, субъективное);
4. Не включённое/стороннее (наблюдатель не является участником процесса, за которым наблюдает; наблюдатель не знает все тонкости наблюдаемых людей, ему требуется дополнительное время; первое время объекты ведут себя неестественно; это наблюдение более объективно).
Эксперимент — метод
психологии, заключающийся в активном
вмешательстве со стороны исследователя,
который осуществляет полномерное
манипулирование одним или
Эксперименты различают:
1. По месту проведения:
- лабораторный (в специальных условиях
с использованием специальной
техники). Действия испытуемого
При проведении эксперимента на интеллектуальную сферу, человек не может показать себя лучше, чем он есть на самом деле.
При изучении личностной сферы, человек может скрыть свои отрицательные стороны. Поэтому для изучения личностной сферы испытуемому не сообщается истинная цель эксперимента. «Эксперимент Милгрема»;
- естественный (детский
сад, школа; специальное
2. По цели проведения:
- констатирующий (выявляет имеющийся уровень развития);
- формирующий (предполагает
целенаправленное развитие
а) обучающий (развивает познавательные процессы);
б) воспитывающий (развивает личностные характеристики).
Вспомогательные методы:
1. Опрос – метод психологии, в процессе проведения которого, людям задаются вопросы и на основе ответов на них судят о психологии этих людей.
Виды опросов:
а) беседа;
б) письменный опрос – анкета:
2. Тесты – стандартизированные психологические испытания, в результате которых делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом. Тесты дают возможность количественно оценить качественные характеристики психики (тест на интеллект). Тестовые задания могут быть самыми различными, как и ответы на них (свободные, с вариантами, рисунками). Тесты обладают валидностью, меры соответствия результатов теста объективным внешним критериям. Тесты разрабатываются десятилетиями, испытываются на десятках тысяч людей и проверяются параллельными методами.
Также к вспомогательным методам относятся математические, графические и биохимические методы.
Задачи современной психологии
Основной задачей
психологии является учение
Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности — от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к проcтой фиксации наблюдений. Многие считают, и это следует особо отметить, что обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей - это уже и есть теория. Однако этим теоретическая работа не исчерпывается, она включает также сопоставление и интеграцию накапливаемых знаний, их систематизацию и многое другое. Ее конечная цель состоит в том, чтобы раскрыть сущность изучаемых явлений. В этой связи и возникают методологические проблемы. Если теоретическое исследование опирается на нечеткую методологическую (философскую) позицию, то возникает опасность подмены теоретического знания эмпирическим.
В познании сущности психических явлений важнейшая роль принадлежит категориям диалектического материализма. Б.Ф.Ло-мов в уже упомянутой книге выделил базовые категории психологической науки, показал их системную взаимосвязь, всеобщность каждой из них и, в то же время, несводимость их друг к другу. Им были выделены следующие базовые категории психологии: категория отражения, категория деятельности, категория личности, категория общения, — а также понятия, которые по уровню всеобщности можно приравнять к категориям, — это понятия «социальное» и «биологическое». Выявление объективных связей социальных и природных свойств человека, соотношения биологических и социальных детерминант в его развитии представляет одну из труднейших задач науки.
Как известно, прежние десятилетия психология была преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась. Она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории. Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают в той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь возрастающей ролью так называемого человеческого фактора. Под «человеческим фактором» понимается широкий круг социально-психологических, психологических и психо-физиологических свойств, которыми обладают люди и которые так или иначе проявляются в их конкретной деятельности.
Исследование практически всей системы психических явлений — от элементарных ощущений и до психических свойств личности, — направленное на раскрытие объективных законов, которым они подчиняются, имеет первостепенное значение для создания научной базы, решения общественной задачи, совершенствования организации обучения и воспитания.
Осознание обществом роли прикладных задач, решаемых психологической наукой, привело к идее создания разветвленной психологической службы в органах народного образования. В настоящее время такая служба находится на стадии ее оформления и развития и призвана стать связующим звеном между наукой и практическим применением ее результатов.
Заключение
Современная психология находится на стыке ряда психологии наук. Она занимает промежуточное положение между общественными науками, с одной стороны, естественными - с другой, техническими - с третьей. Близость ее к этим наукам, даже наличие отраслей, совместно разрабатываемых с некоторыми из них, ни в коей мере не лишает ее самостоятельности. Во всех своих отраслях психология сохраняет свой предмет исследования, свои теоретические принципы, свои пути изучения этого предмета. Что же касается многогранности психологических проблем, столь значимых не только для психологии, но и для смежных с нею наук, то это объясняется тем, что в центре внимания психологов всегда остается
человек - главное действующее лицо мирового прогресса. Все науки и отрасли знаний имеют смысл и значение только в связи с тем, что они служат человеку, вооружают его, творятся им, возникают и развиваются как человеческая теория и практика.
Список использованной литературы
Петербург, 2000.
6. Психологический словарь под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г.,