Предмет и методы психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:32, контрольная работа

Краткое описание

Психоло́гия (др.-греч. ψυχή — душа; λόγος — знание) — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах.
Научная психология — система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов.

Содержание

Введение 3
1. Этапы развития психологии как науки 4
2. Современные направления психологической науки 9
3. Основные методы психологии 11
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

психология.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

Наблюдение. Зачастую используется выборочное наблюдение, когда в поле зрения психолога попадают определенные аспекты деятельности или психические процессы.

Также используется беседа, анкетирование, интервью, рисуночные тесты, незаконченные предложения, тестирование, анализ продуктов деятельности, эксперимент.

Виды эксперимента, используемые в возрастной психологии:

Констатирующий определяется уровень сформированности психического процесса или навыка на данный момент.

Формирующий для детей  создаются определенные условия, чтобы  проследить развитие интересующей функции.

Также могут использоваться и другие методы из классификации  Б.Г.Ананьева.

Методы  педагогической психологии

Педагогическая психология использует методы общей, возрастной и  социальной психологии. Основные опрос, анкетирование, эксперимент, наблюдение и так далее.

Но есть еще и методы специальные.

  • Психолого-педагогический эксперимент. Проводится с развивающей целью, помогает выявить эффективность педагогических воздействий на ученика.
  • Психолого-педагогическое тестирование. Помогает определить степень воспитанности и обученности ребенка.

Вообще, методы педагогической психологии подразделяются на организационные, процедурные, оценочные, методы сбора  и обработки данных.

Также еще есть педагогическое консультирование и педагогическая коррекция. Консультирование подразумевает оказание помощи ученику в словесной форме, советы, рекомендации, беседы с родителями и педагогами.

Коррекция непосредственное воздействие психолога через  тренинги, методы психотерапии.

Метод наблюдения в психологии

Метод наблюдения в психологии - это организованное, целенаправленное и фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Данные могут фиксироваться как в открытую, так и скрытно.

  • Непосредственное и опосредованное.
  • Внешнее и внутреннее
  • Включенное и не включённое
  • Прямое и косвенное
  • Полевое и лабораторное
  • Систематическое и несистематическое
  • Сплошное и выборочное

При использовании метода наблюдения необходимо соблюдать следующие  пункты:

  1. Определение предмета, объекта, ситуации наблюдения.
  2. Выбор вида и способа наблюдения, а также регистрации данных.
  3. Определение плана наблюдения.
  4. Выбор требуемого метода обработки полученных результатов.
  5. Наблюдение.
  6. Обработка и интерпретация данных

Наблюдение позволяет  фиксировать результаты по нескольким параметрам, не требует особых затрат, позволяет зафиксировать акты поведения.

Биографический  метод в психологии

Особенность биографического  метода в психологии заключается  в том, что личность изучается  в перспективе развития. Например, семья пьющих родителей может  стать причиной повышенной тревожности  или агрессивности. Элементы метода опросники, интервью, спонтанные автобиографии, изучение документации, контент - анализ писем и дневников, свидетельства очевидцев.

Этот метод не распространен  широко, он используется в основном при диагностике поведения, а  не психических процессов. Ну и психоанализ играет в этом далеко не последнюю роль. В совокупности данные могут дополнить картину развития личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Гальперин, П. Я. Введение в психологию. — Москва: Книжный  дом «Университет», 2007.

Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — Москва: АСТ, 2008 год. — 352 с.

Годфруа, Жо. Что такое  психология = Les chemins de la psychologie. — В 2-х  томах. — Москва: Мир, 2005. — 772 с.

Лурия, А. Р. Лекции по общей  психологии. — Санкт-Петербург: Питер, 2003.

Общая психология. — в 7 томах. — Москва: Академия, 2007.

Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. Основы теоретической психологии. — Москва: Инфра-М, 1999.

Рубинштейн, С Л. Основы общей психологии. — Санкт-Петербург: Питер, 2007.

Зинченко В. П. Психология на качелях между душой и телом // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. — С. 151-169.

Кольцова, В. А., Олейник, Ю. Н. Психологи  в годы Великой Отечественной  войны: подвиг на века // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 2. — С. 40-51.

Карандашёв, В. Н. Психология: Введение в профессию. — Академия, Смысл, 2009. — 512 с.

Фромм, Э. Душа человека. — М.: Республика, 1992. — 430 с.

Парыгин Б. Д. Общественное настроение / Б. Д. Парыгин. — М.: Мысль, 1966. — 328 с.

 


Информация о работе Предмет и методы психологии