Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:11, реферат
По мнению большинства отечественных и зарубежных ученых предметом науки управления являются управленческие отношения, то есть отношения между субъектом и объектом управления; между членами организации, находящимися на одном и том же иерархическом уровне, направленные на взаимное согласование действий, исходя из поставленных задач; между различными организационными подразделениями в пределах одного и того же объекта управления.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..…………………3
1. Управление как социальный феномен……………………………...…..…….6
2. Предмет науки управления…………………………………………………….8
3. Основные этапы науки управления……...…….…………………………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……….16
Список используемых источников……………………………………...18
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,
МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
Кафедра менеджмента
РЕФЕРАТ
По дисциплине:
«ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ»
На тему:
«ПРЕДМЕТ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ
И ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ»
Выполнил:
студент 5 курса, гр. МО-51-08
Преподаватель:
г. Симферополь
2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..……
1. Управление как социальный феномен……………………………...…..…….6
2. Предмет науки
управления……………………………………………………
3. Основные этапы
науки управления……...…….…………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….
Список используемых источников……………………………………...18
ВВЕДЕНИЕ
Под управлением понимается элемент, функция, обеспечивающая сохранение определенной структуры, организованных систем, поддержание режима их деятельности, реализацию их программы и целей. Управление как наука имеет присущий ей предмет.
По мнению большинства отечественных и зарубежных ученых предметом науки управления являются управленческие отношения, то есть отношения между субъектом и объектом управления; между членами организации, находящимися на одном и том же иерархическом уровне, направленные на взаимное согласование действий, исходя из поставленных задач; между различными организационными подразделениями в пределах одного и того же объекта управления. Управленческая деятельность - это особым образом организованный вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации. В зависимости от функциональной роли в процессе управления выделяют три основные категории персонала управления: руководители или линейные менеджеры (10% работников аппарата управления); специалисты или функциональные менеджеры (60-70% работников аппарата управления); служащие аппарата управления (20-30% работников аппарата управления). Главная задача руководителей - общее руководство процессом функционирования и развития системы управления.
Главное свое внимание руководители сосредоточивают на следующих трех направлениях: принятие решений по всем важнейшим, стратегическим, принципиальным вопросам деятельности; осуществление подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров; координация работы исполнителей, звеньев и подразделений организации в целом. К специалистам аппарата управления обычно относят инженеров, экономистов, бухгалтеров, юристов, психологов и др. Они призваны решать три взаимосвязанные задачи: получение, обработка и анализ информации о состоянии дел в организации по своему конкретному направлению; разработка, на основе аналитических данных, вариантов решения отдельных функциональных вопросов; подготовка и разработка конкретных управленческих решений; контроль степени реализации управленческих решений по своим направлениям. Категорию служащих аппарата управления составляют секретари, машинистки, техники, лаборанты и др., то есть все те, кто осуществляет текущий учет и делопроизводство в аппарате управления. Главная их задача - информационное и техническое обслуживание деятельности руководителей и специалистов.
Развитие науки управления можно разделить на три этапа:
1. Возникновение
и развитие "классической теории
научного менеджмента" (начало XX
века - конец 20-х годов). Классический
менеджмент основывался на
2. Возникновение
и развитие доктрины "человеческих
отношений" (30-е - вторая половина
40-х годов). Она основывалась на
всемерном учете человеческого
фактора и привлекала
3. Возникновение и развитие современных теорий управления (с 50-х годов по настоящее время).
Системный подход. В соответствии с этим подходом, любая организация (предприятие, подразделение, воинская часть) является системой.
Организация представляет собой открытую систему, то есть она взаимодействует с внешней средой. Внешняя среда в существенной степени определяет выживаемость организации. Ситуационный подход.
Суть ситуационного подхода можно свести к двум тезисам. Во-первых, не существует унифицированного эффективного управления во всех ситуациях. Во-вторых, эффективность управления достигается прежде всего мобильностью и приспособляемостью к той среде (ситуации), в которой работает данная организация. Эмпирический (прагматический) подход.
Сторонники этого подхода выступали за профессионализацию управления, то есть за превращение управленческого труда в особую профессию. Количественный подход.
Это обобщенное название всех приемов в управлении, связанных со знанием математики, статистики, кибернетики. Количественный подход нашел отражение в нескольких управленческих концепциях: "концепция операционного менеджмента"; "концепция управленческих решений"; "концепция математического или научного управления"
Понятие «управление» широко используется в различных науках, обозначая функцию, присущую организованным системам (биологическим, техническим, социальным, военным и др.). Существует огромное количество определений этого понятия. В самом общем виде под управлением понимается элемент, функция, обеспечивающая сохранение определенной структуры, организованных систем, поддержание режима их деятельности, реализацию их программы и целей.
В социальном управлении, в отличие от других видов, главными компонентами выступают либо люди как члены различных организаций, либо организационные подразделения в целом. Индивиды (либо самостоятельно, либо в составе социальной группы), представленные в сложной системе управленческих взаимоотношений, могут выступать субъектами и объектами управления. Как видим, ключевыми категориями социального управления являются «организация», «субъект и объект управления».
Организация представляет собой форму объединения группы людей (два и более), деятельность которых сознательно координируется субъектом управления для достижения общей цели или целей и для упорядочения совместной деятельности. В зависимости от целей и условий деятельности индивиды в социальном управлении выступают субъектами и объектами управления.
Субъектом управления является носитель предметно-практической деятельности, источник управленческой активности, направленной на определенный объект управления. Субъектами управления может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа.
Управление представляет собой не что иное, как настраивание других людей на труд.
Объектом управления может быть часть объективной действительности, на которую направлено управленческое воздействие. Объектом управления также может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа.
Между субъектом и объектом управления существует диалектическое взаимодействие и взаимовлияние. При этом важным условием эффективности управления является соответствие субъекта управления его объекту. Таким образом, социальное управление есть непрерывный процесс воздействия руководителя (субъекта управления) на организованную группу людей или на кого-либо из этой группы в отдельности (объект управления) по организации и координации их совместной деятельности для достижения наилучших результатов.
Система управленческих отношений опирается на два социально-психологических феномена, которые мы можем назвать как собственно управление, то есть целенаправленное воздействие на определенный объект, и подчинение, то есть восприимчивость и подверженность целенаправленному воздействию субъекта воздействия. В зависимости от типологических черт, разными людьми не одинаково переживается само чувство подчинения. Исследователи выделяют три типа подчинения:
а) строптивое подчинение: работник воспринимает подчинение как вынужденное и внешне навязанное отношение. Для него характерно слабое понимание мотивов подчинения и долга;
б) равнодушное подчинение: работник вполне удовлетворен своим положением, ибо это освобождает его от принятия ответственных решений; исповедуется принцип «пусть думает начальник»;
в) инициативное подчинение: работник осознает необходимость подчинения, чувство долга у него переходит в привычку, но не заглушает инициативу. В основе такого типа подчинения лежит критическая оценка руководителя и признание его авторитета.
Субъект
и объект управления, рассматриваемые
также как управляющая и
Понимаемая
как целостно-организационное
а) функциями и целями деятельности;
б) конкретным набором составных частей, находящихся в соподчиненности;
в) режимом внешних связей (субординация, координация, договорные отношения и т.д.);
г) правовым регулированием структуры, связей, полномочий, деятельности системы управления в целом и ее элементов [8].
Осознание управления как профессии, опирающейся на разнообразные достижения междисциплинарной, пока еще молодой, быстро развивающейся области научного и практического знаний, занимает прочное место в современной цивилизации. В настоящее время считается, что руководитель любого уровня призван решать две взаимосвязанные задачи:
а) овладеть теоретическими основами рационального управления, то есть наукой управления;
б) уметь творчески применять положения этой науки, то есть овладеть искусством управления. Первая задача решается в процессе обучения, вторая — в процессе практической деятельности.
Управление как наука имеет присущий ей предмет. По мнению большинства отечественных и зарубежных ученых предметом науки управления являются управленческие отношения, то есть отношения
в) между субъектом и объектом управления;
г) между членами организации, находящимися на одном и том же иерархическом уровне, направленные на взаимное согласование действий, исходя из поставленных задач;
д) между различными организационными подразделениями в пределах одного и того же объекта управления.
Управленческая деятельность — принципиально отличающийся от других видов деятельности труд. Основные психологические особенности управленческой деятельности можно свести к следующим:
е) большое разнообразие видов деятельности на разных уровнях управленческой иерархии;
ж) неалгоритмический, творческий характер деятельности, осуществляемый при недостатке информации и в условиях часто меняющейся, нередко противоречивой обстановки;
з) ярко выраженная прогностическая природа решаемых управленческих задач;
и) значительная роль коммуникативной функции;
к) высокая психическая напряженность, вызываемая большой ответственностью за принимаемые решения.
Таким образом, управленческая деятельность — это особым образом организованный вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации.
Главная
ее цель — обеспечение целенаправленной
и скоординированной
В зависимости от функциональной роли в процессе управления выделяют три основные категории персонала управления:
а) руководители или линейные менеджеры (10% работников аппарата управления);
б) специалисты или функциональные менеджеры (60— 70% работников аппарата управления);
в) служащие аппарата управления (20—30% работников аппарата управления).
Главная задача руководителей — общее руководство процессом функционирования и развития системы управления. Специфика их деятельности в том, что они главным образом воздействуют на работников, которые непосредственно решают те или иные задачи управления. Главное свое внимание руководители сосредоточивают на следующих трех направлениях:
а) принятие решений по всем важнейшим, стратегическим, принципиальным вопросам деятельности;
б) осуществление подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров;
в) координация работы исполнителей, звеньев и подразделений организации в целом.
К специалистам аппарата управления обычно относят инженеров, экономистов, бухгалтеров, юристов, психологов и др. Они призваны решать три взаимосвязанные задачи:
а) получение, обработка и анализ информации о состоянии дел в организации по своему конкретному направлению;
б) разработка,
на основе аналитических данных, вариантов
решения отдельных
Информация о работе Предмет науки управления и этапы ее развития