Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 11:30, контрольная работа
Принцип объективности – основу составляет признание объективного по отношению к субъективному. Психику можно изучать через ее внешние материальное проявления:
1.по продуктам человеческой деятельности (в сочинениях, письмах, продуктах творчества);
2.психика проявляется через речь, высказывания, суждения человека, можно судить о его мыслях чувствах, взглядах, стремлениях;
3. о психике можно судить по внешним телесным проявлениям (по выразительности взгляда, мимике, поступках);
Предмет психологии - это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.
Принцип – это основание, на котором строится научное знание. Принципы базируются на философской теории диалектического, исторического материализма и общепсихологической теории деятельности.
Принцип
объективности – основу составляет признание объективного по отношению к субъективному.
Психику можно изучать через ее внешние материальное проявлени
1.по продуктам человеческой де
2.психика проявляется через речь, высказывания, суждения человека, можно судить о его мыслях чувствах, взглядах, стремлениях;
3. о психике можно судить
по внешним телесным
4.о психике можно судить по соматическим и вегетативным проявлениям (побледнение, покраснение, по изменению дыхания) при этом изучаются не просто внешние проявления психики, а сама психика через внешние проявления.
Генетический принцип – всякое психическое явление есть процесс, а поэтому он имеет начало, этапы развития и конец. Внутреннюю сущность этого принципа составляет понимание явлений человеческой психики, как исторически возникшей и имеющих свою историю развития.
Принцип
системности – это объяснительн
1. рассматривать психику, как открытую систему самоуправления жизнедеятельностью;
2. определение развития психики в онто- и филогенезе, как следствие формирования целесообразного управления жизнедеятельностью живых организмов;
3. определение сознания в единстве с бессознательным, как условие самоуправления психикой. В рамках системного подхода изучение психики необходимо изучение строения и функционирования определенных элементов системы, таких как потребности и мотивы, формирование психического образа, сохранение опыта в памяти и ее месте в системе.
Принцип развития – означает тот факт, что психика человека проходит через ряд необратимых изменений, которые представляют собой качественно своеобразный тип ее функционирования.
Принцип единства сознания и деятельности - сознание человека возникло в процессе его деятельности в широком понимании и приложение сознания имеет один пункт – деятельность. Сознание возникает в деятельности и реализует себя в деятельности. Деятельность является формой активности сознания.
В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Основной задачей психологии является учение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эмпирическими данными. Б.Ф. Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии», характеризуя современное состояние науки, отмечает, что в настоящее время «резко возрастает потребность в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории».
Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии — базисная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки. Как правило, в рамках общей психологии предлагается научное представление об общих теоретических принципах и важнейших методах психологии, которые характеризуются основными научными понятиями. В свою очередь, эти понятия объединяются в три основные категории: психические процессы, психические состояния и психические свойства, или особенности, личности. Существует целый ряд подразделов общей психологии: психология личности, мышления, эмоций, женская психология и т.д., включая психофизику, которая занимается изучением чувствительности и находится у верховья современной экспериментальной психологии.
Социальная психология постигает закономерности индивидуального и общественного в психике личности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп.
Возрастная психология исследует психику в онтогенезе, т.е. ее развитие от зачатия человека до его смерти. Она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, юности, взрослого человека и геронтология. В последние годы в отечественной классификации произошла замена названия этого раздела, именуемого теперь психологией развития. Одним из разделов психологии развития выступает акмеология, изучающая достижение человеком вершин профессионального мастерства.
Педагогическая психология имеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание).
Психология труда (исторически первое название — психотехника) рассматривает психику в условиях многоликой трудовой деятельности. Включает в себя немало самостоятельных разделов: инженерная психология, эргономика, космическая и авиационная психология, психология управления, организационная, военная, политическая, юридическая, судебная, психология торговли, рекламы, спорта, творчества и т.п.
Психолингвистика занимается изучением речи как вида психики, использующей языковые системы в качестве внутреннего средства. Здесь также выделяются разделы, например, психосемиотика, психосемантика.
Медицинская психология исследует психику в условиях болезни: душевной или телесной. Здесь выделены такие разделы, как нейропсихология, патопсихология, соматопсихология. В современной науке носит название клиническая психология.
Психология аномального развития, или специальная психология: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология.
Дифференциальная психология исследует всевозможные различия психики людей: индивидуальные, типологические, этнические и др. В былые времена ее обозначали термином сравнительная психология.
Психометрия (в отечественной психологии — математическая психология) постигает вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов психологических исследований.
Психофизиология изучает соотношение взаимодействия биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии. В последние годы получила развитие психогенетика.
Из всего сказанного выше можно представить, насколько широк спектр практического применения психологии. Психология является одной из фундаментальных, системообразующих научных дисциплин, будущее которой лежит на стыке наук, на первый взгляд кажущихся далекими от нее.
Метод эксперимента — основной метод психологии; отличается тем, что исследователь специально создает обстоятельства, стимулирующие проявление определенного психического явления. При этом устанавливается влияние отдельных факторов на его возникновение и динамику. Эксперимент проводится столько раз, сколько необходимо для выявления соответствующей закономерности.
Лабораторный эксперимент характеризуется применением специального лабораторного оборудования, дающего возможность точно фиксировать количество и качество внешних воздействий и вызываемых ими психических реакций. При лабораторном эксперименте деятельность испытуемых стимулируется специальными заданиями и регламентируется инструкцией. Так, для определения объема внимания испытуемого ему с помощью особого прибора (тахистоскопа) предъявляется на очень короткое время (десятые доли секунды) группа объектов (букв, фигур, слов и т. п.) и ставится задача — обратить внимание на значительно большее количество объектов. Полученные результаты статистически обрабатываются.
В естественном эксперименте сохраняются привычные для данного человека условия его деятельности, но она специально организуется в соответствии с целью эксперимента. Испытуемые, как правило, не знают о проведении эксперимента и поэтому не испытывают напряжения, характерного для лабораторных условий.
Методы наблюдения предполагают объяснение психического явления в процессе специально организованного его восприятия. Целенаправленное научное наблюдение основывается на определенной теоретической гипотезе; оно осуществляется по заранее разработанному плану, а его ход и результаты четко фиксируются.
К методу наблюдения примыкают: метод исследования продуктов деятельности, который позволяет определить способности человека, уровень его знаний, умений и навыков; метод анкетирования, и в частности метод клинической беседы.
Метод тестирования (англ. test — проба, испытание) — метод диагностики психических возможностей индивида (тех или иных способностей, склонностей, навыков). Широкое распространение тестов началось с 1905 г., когда был предложен тест Бинс-Симона для диагностики развития детского интеллекта.
Информация о работе Предмет, принципы и задачи современной психологии