Предмет психологии, ее задачи, цели и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:33, реферат

Краткое описание

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития.

Содержание

Возникновение психологии как науки.
Отрасли психологии.
Задачи и место психологии в системе наук
Методы психологии

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsia_1Psikhologia.docx

— 19.14 Кб (Скачать файл)

Тема №1. Предмет  психологии, ее задачи, цели и методы

Цель: Формирование у студентов  системы знаний  о психологии как науке

План.

  1. Возникновение психологии  как науки.
  2. Отрасли психологии.
  3. Задачи и место психологии в системе наук
  4. Методы психологии

 

2. Отрасли психологии

Современная психология представляет собой широко развернутую область  знаний, включающую ряд отдельных  дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика  человека изучается другими отраслями  психологии: детская психология изучает  развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего  человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические  проявления личности человека, его  взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость  людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает  закономерности развития личности в  процессе обучения, воспитания. Можно  выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает  психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью  использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности  деятельности летчика, космонавта. Медицинская  психология изучает психологические  особенности деятельности врача  и поведения больного, разрабатывает  психологические методы лечения  и психотерапии. Патопсихология изучает  отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности  поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает  поведение человека в условиях боевых действий.  

 

3. Задачи и место  психологии в системе наук

Задачи психологии в основном сводятся к следующим: научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности; научиться управлять ими; использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли; быть теоретической основой практики психологической службы.

Изучая закономерности психических  явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как  регулируются действия человека, как  развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, изучение психологических закономерностей означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Но поскольку любая деятельность людей всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и иногда субъективными (отношения, установки человека, его личный опыт, выражающийся в знаниях, навыках и умениях, необходимых для этой деятельности), то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов.

Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость  взаимосвязей психологии с другими  науками, участвующими в решении  комплексных проблем, а с другой – выделение внутри самой психологической  науки специальных отраслей, занятых  решением психологических задач  в той или иной сфере общества.

 

4. Методы психологии

Основными методами получения  фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике.

Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное  наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).

Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);

выбор объекта, предмета и  ситуации (что наблюдать?);

выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый  объект и наиболее обеспечивающего  сбор необходимой информации (как  наблюдать?);

выбор способов регистрации  наблюдаемого (как вести записи?);

обработка и интерпретация  полученной информации (каков результат?).

Наблюдение входит составной  частью и в два других метода –  беседу к эксперимент.

Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты. Анамнез (лат. по памяти) – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц. Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.

Существует ряд требований к беседе как методу. Первое –  непринужденность. Нельзя превращать беседу вопрос. Наибольший результат  приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя  с обследуемым человеком. Важно  при этом тщательно продумать  беседу, представить ее в форме  конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и  постановку вопросов обследуемыми. Такая  двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.

Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал).

Однако главным методом  психологического исследования является эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Бывает лабораторный эксперимент, он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистически достоверные закономерности развития психических явлений.

Метод тестов – метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.

 

Вопросы  для контроля

  1. Определите историческое преобразование определений предмета психологии.
  2. Раскройте этапы психологии как науки
  3. В чем заключается особенность отраслей психологии
  4. Моделирование – как метод в психологии.

Литература

Основная 

  1. Немов Р. С. Психология в 3 т. М., 2000.
  2. Столяренко Л. Д. Основы общей психологии. М., 1999.
  3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1989.
  4. Петровский П.Н. Психология. М.,1997

Дополнительная 

  1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М., 1980.
  2. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982.
  3. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988.
  4. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование (Логико-психологический анализ). М., 1979.
  5. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 1988.

 

 


Информация о работе Предмет психологии, ее задачи, цели и методы