Предмет, структура и место психологии в системе наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 18:48, контрольная работа

Краткое описание

Термин «психология» переводится как наука о душе (от греч. psyche – душа, logos – наука, учение). Никто не знает точно, кто является автором этого термина «психология». Когда он появился в XVII веке, перед психологической наукой, развивающейся в то время в рамках других научных дисциплин, стояла задача определения ее нового предмета.
Каждая наука имеет свой предмет, свое направление познания и конкретный объект исследования. Причем с точки зрения современной науки объект - это не то же самое, что предмет науки.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 29.48 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине «Психология»

 

 

Тема 1.  Предмет, структура и место психологии   в системе наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 Проверил:.

                                                            Выполнила:

                                                           Дата:

 

 

 

    Тема 1.  Предмет, структура и место  психологии   в системе наук

 

  1. Предмет психологической науки, её основные категории.
  2. Основные отрасли психологии и её место в системе наук.
  3. Выберите из приведённых определений предмета психологии наиболее      правильное. Ответ обоснуйте    

а) наука о поведении;

б) наука о душе;

            в) научное исследование поведения, внутренних психических  

           процессов и практическое применение получаемых знаний;

г) наука о сознании;

д) наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности животных и человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Предмет психологической науки, её основные категории.

 

Термин «психология» переводится    как наука о душе (от греч. psyche – душа, logos – наука, учение). Никто не знает точно, кто является автором этого  термина «психология». Когда он появился в XVII веке, перед психологической наукой, развивающейся в то время в рамках других научных дисциплин, стояла задача определения ее нового предмета.

Каждая наука имеет свой предмет, свое направление познания и конкретный объект исследования. Причем с точки зрения современной науки объект - это не то же самое, что предмет науки.

Объект - далеко не весь предмет, а  это только аспект предмета, который включен в тот или иной процесс духовного освоения, в познавательную деятельность субъекта. Причем другая часть предмета, и нередко весьма значительная, неизбежно остается за пределами процесса познания.

Учет этого различия особенно важен для понимания специфики отраслей науки, имеющих сложный, многоплановый предмет, к числу которых относится и психология, в которой, как мы уже видели, выявляются все новые и новые объекты исследования.

С учетом этого различия предмет и объект психологии определяются следующим образом.

Предмет психологии - это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.

На уровне человека психика приобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами. Сточки зрения современной науки психика является своеобразным посредником междусубъективным и объективным, реализует исторически сложившиеся представления о сосуществовании внешнего и внутреннего, телесного и душевного.

Объект психологии - это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки.

Они имеют в качестве своего объекта: нормы и патологию в психике человека; виды конкретной деятельности, развитие психики человека и животных; отношение человека к природе и обществу и др.

Масштабность предмета психологии и возможность выделения в ее составе разнообразных объектов исследования привело к тому, что в настоящее время в рамках психологической науки выделяются общие психологические теории, ориентирующиеся на различные научные идеалы, и психологическая практика, вырабатывающая специальные психотехники воздействия на сознание и управление им.

Наличие несоизмеримых психологических теорий также порождает проблему различий между предметом и объектом психологии. Для бихевиориста объектом изучения является поведение, для христианского психолога — живое знание греховных страстей и пастырское искусство врачевания их для психоаналитика — бессознательное и т.д.

Естественно встает вопрос: возможно ли говорить о психологии как единой науке, имеющей общий предмет и объект исследовании, или же следует признать наличие множества психологии?

Сегодня психологи считают, что психологическая наука представляет собой единую науку, которая, как и любая другая, имеет свой особый предмет и объект. Психология как наука занимается изучением фактов психической жизни, а также раскрытием законов, которым подчиняются психические явления. И какими бы сложными путями ни продвигалась на протяжении столетий психологическая мысль, изменяя свой объект исследования и тем самым все глубже проникая в свой масштабный предмет, как бы ни изменялись и обогащались знания о нем, какими бы терминами они ни обозначались, можно выделить основные блоки понятий, которые характеризуют собственно объект психологии, отличающий ее от других наук.

Важнейшим итогом развития любой науки является создание своего категориального аппарата. Эта совокупность понятий составляет как бы скелет, каркас любой отрасли научного знания. Он включает в себя следующие четыре блока основных понятий:

психические процессы - это понятие означает, что современная психология рассматривает психические явления не как что-то изначально данное в готовом виде, а как нечто формирующееся, развивающееся, как динамичный процесс, порождающий определенные результаты в виде образов, чувств, мыслей и т.п.;

психические состояния - бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, спокойствия или раздражительности и т.п.;

психические свойства личности - общая направленность на те или иные жизненные цели, темперамент, характер, способности, присущие человеку на протяжении длительного периода его жизни, например трудолюбие, общительность и т.п.;

психические новообразования — приобретенные в течение жизни знания, умения и навыки, которые являются результатом активности индивида.

Конечно, указанные психические феномены существуют не отдельно, не изолированно. Они тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Так, например, состояние бодрости обостряет процесс внимания, а состояние подавленности приводит к ухудшению процесса восприятия.

 

 

2. Основные отрасли психологии и её место в системе наук.

 

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвлённую систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться, правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.

Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные.

Фундаментальные отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений. Это тот базис, который не только объединяет все отрасли психологической науки, но и служит основой для их развития. Фундаментальные отрасли, как правило, объединяют термином «общая психология».

Общая психология – отрасль психологической науки, включающая в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории. Основными понятиями общей психологии являются:

• психические процессы;

• психические свойства;

• психические состояния.

Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной отрасли психологической науки связано с именем СЛ. Рубинштейна, подготовившего и опубликовавшего в 1942 г. капитальный обобщающий труд «Основы общей психологии», в который вошли передовые достижения как отечественной, так и мировой науки.

Прикладными называют отрасли психологии, достижения которых используют в практической деятельности. В большинстве случаев с помощью прикладных отраслей психологической науки решают конкретные задачи в рамках определенного направления, например:

♦ педагогическая психология изучает психологические проблемы, закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания;

♦ возрастная психология изучает закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости, в связи с чем делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, психологию старости (геронтопсихологию);

♦ дифференциальная психология изучает различия между индивидами, между группами индивидов, а также причины и следствия этих различий;

♦ социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, включенных в социальные группы, психологические характеристики самих групп, социально-психологическую совместимость людей;

♦ политическая психология изучает психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т. п.;

♦ психология искусства изучает свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность, как отдельной личности, так и общества в целом;

♦ медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, происходящие во время болезней психические изменения, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии;

♦ юридическая психология изучает психологические особенности участников уголовного процесса, а также психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.

Помимо названных существуют и другие, не менее интересные для научных исследований и не менее значимые для практической деятельности человека отрасли психологии, в том числе: психология труда, инженерная психология, военная психология, психология рекламы, экологическая психология, зоопсихология, спортивная психология, космическая психология и др.

Отметим, что прикладные отрасли не являются изолированными друг от друга. Чаще всего в одной отрасли психологии используются знания или методы других ее отраслей. Например, космическая психология, занимающаяся проблемами психологического обеспечения деятельности человека в космосе, тесно связана с инженерной психологией, медицинской и др.

Современная психология представляет собой широко развернутую  область знаний,  включающую  ряд отдельных дисциплин и научных направлений.  Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека  изучается  другими отраслями психологии:

 Детская психология изучает развитие сознания,  психических процессов,  деятельности, всей личности  растущего человека,  условия ускорения развития. 

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей,  социально-психологические проявления в больших группах (действие радио,  прессы,  моды,  слухов на различные общности людей).

Педагогическая психология изучает закономерности развития  личности  в процессе обучения, воспитания.

Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой  деятельности:

Психология труда - рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека,  закономерности  развития  трудовых навыков.

Инженерная психология - изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их  в практике  проектирования,  создания  и эксплуатации автоматизированных систем управления,  новых видов техники.

Авиационная, космическая психология -  анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта.

Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного,  разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.

 Патопсихология  изучает отклонения в развитии  психики, распад психики при различных  формах мозговой патологии. 

Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний,  психологические требования к допросу и т. п.), психологические  проблемы  поведения и формирования личности преступника. 

Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.

 Таким  образом,  для современной психологии  характерен процесс дифференциации,  порождающий значительную разветвленность  психологии  на отдельные отрасли,  которые нередко весьма далеко  расходятся и существенно отличаются  друг от друга, хотя и сохраняют  общий предмет исследования - факты, закономерности,  механизмы психики.  Дифференциация психологии дополняется  встречным процессом  интеграции, в результате которой  происходит  стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию - с техническими науками, через педагогическую психологию - с педагогикой, через социальную психологию - с общественными и социальными науками и т.д.).

Информация о работе Предмет, структура и место психологии в системе наук