Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 08:53, реферат
Пренатальное развитие, или внутриутробное развитие, развитие до рождения, является начальным этапом человеческой жизни. Его важность была осознана уже в древних цивилизациях. Египтяне, индийцы, кельты, афри¬канцы и многие другие народы разработали свод за¬конов для матерей, супружеских пар и общества в це¬лом, предусматривающих создание наилучших усло¬вий для жизни и развития ребенка.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Характеристика пренатального развития ребенка………………………4
2. Этапы пренатального развития ребенка………………………………….5
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….23
Именно поэтому потребность во впечатлениях является действительно первой настоящей потребностью, и активность ребенка, направленная на регуляцию этой стимуляции, может быть рассмотрена как элементарная форма деятельности, в которой есть потребностные состояния и их субъективное переживание как напряжение и удовлетворение этой потребности. Первая такая потребность может быть охарактеризована как потребность в поддержании оптимального стенического состояния мозга, которое само является физиологической основой потребности во впечатлениях. Придание состоянию удовлетворения этой потребности статуса эмоции удовольствия происходит еще в первый триместр беременности. В дальнейшем оно преобразуется в потребность в положительном (стеническом) эмоциональном состоянии, которое первоначально удовлетворяется за счет притока впечатлений, а затем в получении совершенно определенных стимулов, наилучшим образом это состояние обеспечивающих. Включение в этот процесс матери происходит позже. Таким образом, можно говорить о дифференциации потребности в обеспечении оптимального уровня возбуждения в потребность во впечатлениях и потребность в комфортном эмоциональном состоянии, которые первоначально были двумя составляющими одной потребности. Состояние эмоционального комфорта становится ценным как таковое. Дальнейшее развитие на его основе эмоции удовольствия и ее переживание при удовлетворении любой потребности связаны с развитием нейрогуморальных механизмов эмоций. Соматическое состояние, соответствующее эмоциональному комфорту, также приобретает статус потребностного состояния, что ведет к образованию активности для его достижения и поддержания как самостоятельной деятельности. Таким образом, основа для дифференциации потребности во впечатлениях и потребности в эмоциональном комфорте закладывается уже в первом триместре в процессе дифференциации своих субъективных состояний и развития чувствительности.
Второй триместр.
1. Основными особенностями
Второй особенностью этого триместра
являются формирование и функционирование
нейрогуморальной системы. На четвертом
месяце гипофиз осуществляет синтез гормонов,
и гипоталамус контролирует функции гипофиза
К пяти месяцам включаются корковые структуры
и замыкаются нейроэндокринные связи.
Организм ребенка не только обеспечивает
собственную гормональную регуляцию,
но включается в эндокринную систему матери
(при заболевании матери диабетом вырабатываемый
эндокринной системой плода инсулин обеспечивает
и ребенка, и мать). Таким образом, к пяти
месяцам центры удовольствия-неудовольствия,
находящиеся в гипоталамусе, включены
в общую систему и получают стимуляцию
как от соматического состояния самого
ребенка, так и «напрямую» - от поступающих
с кровью гормонов матери, образующихся
при ее собственных эмоциональных состояниях.
Известно, что плацентарный барьер не
пропускает адреналин, зато пропускает
эндорфины и катехоламины. Поэтому резкий
выброс адреналина, характерный для стрессового
состояния, действует главным образом
на мышцы матки, вызывая их тонус. Это опосредованно
воздействует на ребенка за счет изменения
давления околоплодной жидкости и кровоснабжения,
так как при сокращении тканей матки сужаются
кровеносные сосуды и уменьшается поступление
крови в пуповину. Гормональные изменения
в крови матери при переживании тревоги
или радости прямо воздействуют на гипоталамус
ребенка. Пока еще нет достаточных экспериментальных
данных о том, с какой интенсивностью переживает
этот приток гормонов ребенок, хотя самому
этому факту уделяется большое внимание
в некоторых психоаналитических направлениях.
Хорошо известно из акушерско-гинекологической
и бытовой практики, что во второй половине
беременности ребенок реагирует изменением
двигательной активности на эмоциональное
состояние матери. Современные исследования
пренатального развития и психологии
беременности подтверждают возможность
переживания ребенком эмоционального
состояния матери двумя рядами фактов.
Во-первых, начиная с 22 недель отмечаются
адекватные двигательные и эмоционально-выразительные
реакции ребенка на положительные и отрицательные
стимулы во вкусовой, тактильной, слуховой
чувствительностях, а с 26 - 28 недель мимическое
выражение фундаментальных эмоций (радость,
удивление, страх, гнев - по данным внутриутробных
кино- и фотосъемок и у преждевременно
рожденных детей. Во-вторых, на развитие
нервной системы и особенностей эмоциональной
сферы ребенка оказывает влияние эмоциональное
состояние матери именно во втором и третьем
триместрах, в первую очередь наличие
стрессов, устойчивого состояния тревоги
и депрессивных эпизодов. Все эти данные
свидетельствуют о том, что нервная система
и нейрогуморальные механизмы эмоциональной
регуляции обеспечивают возможность эмоционального
переживания ребенком своих состояний
и состояний матери.
Все формы чувствительности развиты уже
к 16 неделям. В 14 недель полностью развиты
вкусовая, проприоцептивная, тактильная,
вестибулярная системы. В 16 недель есть
внутреннее ухо и отмечается моторная
реакция на звук, ребенок слышит не только
звуки, возникающие в организме матери,
но и из внешней среды. Звуковая среда
плода необыкновенно богата: сердцебиение
матери и шум крови в сосудах (этот ритмичный,
слегка шуршащий звук необыкновенно напоминает
по ритму и звуковысотным характеристикам
морской прибой), звуки перестальтики
кишечника, преобразованный костной системой
и водной внутриутробной средой голос
матери. Во второй половине беременности
ребенок находится в постоянной звуковой
стимуляции, причем очень интенсивной.
Уже в этом возрасте его слуховой анализатор
выборочно реагирует на высокие и низкие
звуки: чувствительность к низкочастотным
звукам понижена, что защищает ребенка
от гиперстимуляции внутриутробной среды.
Чувствительность к высокочастотным звукам,
которые соответствуют высотным характеристикам
человеческой речи, напротив, повышена.
Исследования, описанные А. Бертин, а также
другие данные о реакциях ребенка во второй
половине беременности на музыкальную
и другую звуковую стимуляцию послужили
основой для рекомендаций по организации
«пренатального воспитания»: рекомендуется
высокочастотная структурированная стимуляция
(мелодичная песенная и классическая музыка).
Возможно, такая избирательность создает
преддиспозицию для предпочтения ребенком
звуковых характеристик женской речи.
Внутриутробно развивается и зрительный анализатор. В 16 недель отмечается движение глаз, в 17 - мигательный рефлекс, с 26 недель реакция на резкое освещение стенки живота матери (зажмуривание, отворачивание головы).
К середине внутриутробного периода хорошо развита двигательная активность. Сформированы некоторые рефлексы, сосательный рефлекс представлен уже в форме целостной сенсомоторной координации. В 18 недель ребенок перебирает руками пуповину, сжимает и разжимает пальцы рук, дотрагивается до лица, а чуть позже даже закрывает лицо руками при неприятных звуковых стимулах. Генерализованный ответ в форме реакции удаления или приближения на тактильное раздражение отмечается с 3 - 4 месяцев. Наблюдения за реакциями ребенка с помощью УЗИ, внутриутробной съемки, самоотчеты матерей свидетельствуют, что примерно с 20 недель ребенок не только реагирует на прикосновение рук матери (поглаживание, легкое похлопывание, прижимание ладони к животу), но и способен включать такое воздействие в свои двигательные реакции. После нескольких недель «обучения» ребенок отвечает на тактильную стимуляцию определенного типа (ритмическое похлопывание в определенной части живота) движением, непосредственно направленным в руку матери. С 24 - 26 недель возможно обучить его ответу на комплексный раздражитель: пропевание матерью музыкальной фразы и тактильное воздействие. Этот способ, введенный датским врачом Францем Вельдманом, получил название «метода гаптономии» и используется в практике «пренатального обучения» для налаживания взаимодействия матери с ребенком. Данные, полученные в пилотажном исследовании, проведенном с беременными женщинами-студентками в рамках дипломных работ под руководством автора, позволили установить, что с помощью такого контакта мать может не только вызвать ребенка на контакт, но и успокоить его (при резкой внешней стимуляции, под воздействием которой ребенок ведет себя неспокойно). Такие матери очень тонко различают характер двигательной активности ребенка и безошибочно определяют его эмоциональное состояние. В одном таком исследовании мама «научила» ребенка к 7 месяцам отвечать постукиванием в свою ладонь сначала на пропевание мелодии, сопровождаемой отбиванием рукой такта, а затем только на один из этих стимулов, который она использовала как для инициации контакта, так и для успокоения ребенка при необходимости. Хорошо известно, что беременные женщины активно используют поглаживание живота и «уговаривание» ребенка, если считают, что он ведет себя неспокойно. Достижения последних десятилетий по выращиванию преждевременно родившихся детей начиная с 22 недель свидетельствуют, что с этого периода ребенок может успешно развиваться вне организма матери, все формы чувствительности и эмоционального переживания стимуляции у него уже сформированы. Известно, что до возникновения специальных технологий выращивания недоношенных детей вне контакта с матерью родившиеся преждевременно жизнеспособные дети (а этот возраст начинался примерно с 7 месяцев) считались получившими «ранний биостарт» и становящимися впоследствии зачастую более способными, чем их вовремя родившиеся сверстники. Современные исследования недоношенных детей, напротив, свидетельствуют о значительных проблемах в их развитии. В последнее время это стали связывать с ранней сепарацией от матери, принятой в практике выращивания недоношенных. Это послужило основанием для введения обязательного контакта таких детей с матерью (или другим взрослым), что значительно повышает успешность их развития.
По развитию структуры деятельности можно охарактеризовать этот период как «сенсорный» (по аналогии с соответствующей стадией развития психики в филогенезе). Теперь по субъективному переживанию и организации двигательной активности они действительно подобны. Ребенок ориентируется на свои субъективные переживания и при помощи своей двигательной активности регулирует интенсивность поступающей стимуляции: заглатывает больше околоплодной жидкости или меньше в зависимости от ее вкуса (сладкая или горькая), отворачивается от источника неприятного звука с соответствущей гримасой неудовольствия, выражением страха или приближается и отвечает двигательной реакцией (прикосновение) на прикосновение матери и звук ее голоса, по-разному реагирует на интенсивность и стиль двигательной активности матери. Видимо, ребенок может вполне успешно регулировать общее количество стимуляции, необходимое для поддержания нервной системы в определенном состоянии возбуждения. Его двигательная активность повышается, если мать недостаточно активна (особенно в вечерние часы перед сном матери). Может ли ребенок в этот период, да и вообще до конца внутриутробного периода, переживать стимуляцию в каких-либо сенсорных системах не как свое состояние, а как вне его существующую, сказать невозможно. По крайней мере, в этом отношении речь может идти только о тактильной чувствительности. Скорее всего можно говорить о возникновении локализации ощущений на определенных участках тела, что вполне реально именно для вкусовой, кожной и проприоцептивной чувствительности. Но если вкусовая чувствительность в данном случае охватывает всю площадь периферического конца анализатора, то в кожной и проприоцептивной чувствительности возможна локализация раздражения по месту и занимаемой площади. Об этом свидетельствуют вполне адекватные двигательные реакции частей тела ребенка в ответ на раздражение: стимуляция «нелокализованная» (слуховая, сейсмическая, от эмоционального состояния матери) вызывает изменение общей двигательной активности, а стимуляция тактильная - вполне дифференцированный ответ, вплоть до точной ориентации движения (ответное прикосновение к руке матери, ощупывание пуповины, сосание пальца или кулачка). Продолжая аналогию с филогенезом, можно сравнить этот период развития с высшим уровнем сенсорной стадии, когда появляется дифференцированное ощущение от поверхности тела и локализованный двигательный ответ на это раздражение (например, у дождевого червя). Площадь раздраженного участка и комплексность тактильного анализатора дают возможность анализировать не одно качество раздражителя, а их совокупность (структуру поверхности, упругость, несколько позднее температуру и др.) Это также является отличительной чертой высшего уровня сенсорной стадии психики в филогенезе (ориентация на совокупность свойств среды).
. В развитии эмоциональных
Третий триместр.
Развитие нервной системы в последнем триместре характеризуется дифференциацией филогенетически новых зон коры, ростом ассоциативных систем мозга. Считается, что этот период сензитивен для образования индивидуальных особенностей нервной системы, психических особенностей ребенка и даже его способностей. Данные F.J. De-Casper и других исследователей показали способность ребенка в последние месяцы внутриутробного развития формировать предпочтения к определенным видам звуковой стимуляции: голосу матери, биению ее сердца, характеристикам родного языка матери, более определенной стимуляцией: музыкальным и речевым фразам, целым мелодиям, стихам, сказкам. Исследования вкусовой чувствительности позволяют предположить, что избирательность к культурным особенностям пищевой сферы также возникает уже в этот период (А. Бертин).
Относительно структуры деятельности нет оснований предполагать какие - либо изменения по сравнению с предыдущим периодом, по крайней мере с точки зрения субъективного переживания потребностных состояний и возможностей организации своей активности для их изменения.
Функционирование развитого сенсорного аппарата и формирование ассоциативных систем мозга создают основу для образования устойчивого отношения к получаемой информации. На оснований реакций ребенка после рождения на внутриутробные стимулы (успокоение при контакте с матерью до удовлетворения физиологических потребностей, избирательное отношение к материнским стимулам, а также внутриутробным шумам) можно заключить, что у ребенка в конце пренатального периода формируются устойчивый сенсорный образ мира и антиципация его изменений. Образование интегративной антиципационной системы в когнитивной сфере, обеспечивающей адаптацию ребенка к постнатальной среде, экспериментально обоснованное на примере развития зрения по Е.А. Сергиенко, также подтверждает это положение. Такой сенсорный образ мира уже разделяется на основе субъективного опыта ребенка на стимуляцию, зависящую от его собственной активности, и независимо от нее существующую и изменяющуюся. Независимо от активности ребенка существующая сенсорная среда, которая сама по себе являлась «материалом» для развития его мозга, так как существовала до и помимо самого организма ребенка и не изменялась, а именно «осваивалась» развивающимся мозгом, приобретает значение существования мира вообще. Логично, что потеря этой стимуляции не вписывается в имеющиеся уже антиципационные схемы и служит причиной состояния эмоционального дискомфорта после рождения. В естественных условиях немедленное возвращение стимуляции от матери компенсирует этот дискомфорт. Это служит условием формирования потребности в восстановлении эмоционального комфорта как восстановления этого сенсорного мира. В пренатальном периоде нет разрыва с этой средой, поэтому говорить только о формировании потребности в эмоциональном комфорте, обеспечиваемым именно этой стимуляцией, преждевременно. Но, как было сказано выше, условия для потребности в стеническом состоянии и обеспечении необходимого уровня стимуляции уже есть. Так как уровень стимуляции уже регулируется с помощью собственной активности ребенка, «фоновый сенсорный мир» может субъективном переживании уже разделяться с той стимуляцией, которая зависит от своей активности. Это дашь преддиспозиция для постнатального выделения стимуляции от матери, обеспечивающей состояние эмоционального комфорта. Однако благотворное влияние контакта с матерью на развитие недоношенных детей и избирательность к материнской стимуляции новорожденных позволяют предположить, что «сенсорный мир материнских стимулов» является основой для формирования потребности в эмоциональном комфорте и оформляется как отделенный от стимуляции от собственного организма к концу внутриутробного периода. Этот мир вполне определен не только в отношении характеристик самих стимулов, но и в отношении их изменяемости, то есть предсказуем, ведь именно этот мир составляет основу формирования; антиципационных схем. Таким образом, в отношении потребности в эмоциональном комфорте речь может идти об образовании стимульной основы объекта, необходимого для ее удовлетворения.
Информация о работе Пренатальное развитие ребенка и формы его взаимодействия с внешней средой