Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 19:35, реферат
Как правило, психологические барьеры свойственны больше людям закомплексованным, нежели индивидам, с высокой самооценкой, полностью уверенным в собственных силах. Однако психологические барьеры в изучении любого иностранного языка нередко бывают свойственны даже людям очень общительным, даже тем, для кого само понятие «психологический комплекс» кажется чем-то нелепым. Вот так уж бывает непросто с психологической точки зрения освоить переход на неродной для себя язык.
Из всех психологических барьеров, возникающих при изучении иностранного языка, можно выделить четыре основных.
УО “Уваровичская государственная общеобразовательная средняя школа
Буда-Кошелевского района”
Преодоление психологического барьера при изучении учащимися английского языка. Воспитание толерантности у учащихся
Уваровичи 2011
Как правило, психологические барьеры свойственны больше людям закомплексованным, нежели индивидам, с высокой самооценкой, полностью уверенным в собственных силах. Однако психологические барьеры в изучении любого иностранного языка нередко бывают свойственны даже людям очень общительным, даже тем, для кого само понятие «психологический комплекс» кажется чем-то нелепым. Вот так уж бывает непросто с психологической точки зрения освоить переход на неродной для себя язык.
Из всех психологических
|
Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важнейшей задачей воспитания является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, иную культуру, иные взгляды, иные традиции и обычаи.
Существенная роль в образовании отводится предмету «Иностранный язык», который обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления учащихся.
Согласно концепции
Культурологический подход призван обеспечить формирование мировоззрения личности, общей культуры и культуры речи, развитие мышления, памяти, чувств и эмоций, воображения, а также таких черт характера, как воля, целеустремленность, креативность, толерантность, потребность в самосовершенствовании, самообразовании, самовоспитании.
Актуальность формирования
толерантности обусловлена
Сегодня, когда имеет место нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях, формирование готовности быть толерантной личностью особенно актуально в работе учителя иностранного языка.
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по- разному и имеет некоторые отличия. В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; во французском – отношение, при котором допускается другое мнение; в английском – готовность быть терпимым, снисходительным; в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; в арабском – прощение, мягкость, милосердие, сострадание, терпение; в русском – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо или кого-либо.
Толерантность – это ценностное отношение человека к окружающим, выражающееся в признании, принятии и сущностное человеческое качество, неразрывно связанное с понимании им представлений иных культур. Это внутренним ощущением свободы, позволяющее самостоятельно и ответственно определять свою позицию в сфере межкультурных отношений, противостоять экстремистским настроениям толпы, массовой ксенофобии.
В понятии термина "толерантность" я выделяю следующие аспекты:
- толерантное отношение к себе;
- толерантность в отношении с одноклассниками;
- толерантность по отношению к семье и традициям своего народа;
- межкультурная толерантность.
Основными целями формирования толерантности являются:
1. содействие формированию ценностного отношения ребенка к своей личности и
развитию его
творческой индивидуальности
деятельность;
2. формирование готовности строить взаимоотношения с окружающим миром на
основе сотрудничества и быть толерантной личностью.
Для достижения целей мной определены следующие основные задачи:
- создавать условия
для творческого самовыражения,
- способствовать сплочению группы учащихся, изучающих немецкий язык, в коллектив со своими традициями на основе доверительности, взаимопомощи и уважения друг к другу;
- создавать ситуации, способствующие
повышению значимости семьи,
- знакомить с общечеловеческими ценностями, культурой, содействовать осмыслению единства человеческого рода и себя как его неповторимой части.
В основе деятельности лежат:
- принцип субъективности;
- принцип адекватности;
- принцип индивидуализации;
- принцип рефлексивной позиции;
- принцип создания толерантной среды.
В ходе реализации вышеизложенных принципов использую ролевые и имитационные игры; упражнения, предполагающие обратную связь, обмен чувствами и эмоциями; организация рефлексии «здесь и сейчас», дискуссий по проблемам, соответствующим интересам и возрастным особенностям ребят; метод проектов, метод обучения в сотрудничестве (учимся вместе); элементы взаимодиктанта, взаимообучения чтению по методике Ривина А.Г.
Особое значение имеет выбор формы организации учебной деятельности: обучение в малых группах, групповая, парная и индивидуальная работа. Важно, чтобы при любой организации коммуникативной деятельности создавался оптимальный психологический климат для достижения познавательной цели, с одной стороны, а с другой, чтобы в ходе выполнения задания прослеживалась определенная культура общения, способы общения и оказание взаимопомощи. Этим способам совместной деятельности необходимо обучать.
Эффективность работы с учащимися и достигнутые результаты по этому направлению деятельности будут зависеть от личности педагога, его умения давать чёткие инструкции в упражнениях, учитывать личностные и возрастные особенности каждого ученика и группы в целом, от умения подбирать материал, включая всех ребят в работу, создавать комфортные деловые условия для работы на уроке, поддерживать интерес к изучению немецкого языка и иноязычной культуры.
Особую роль в деятельности учителя по воспитанию толерантности играет организация рефлексии. Под рефлексией понимается формирование осознанной устойчивой системы отношения школьника к какой-либо значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.
Продуктивность данной деятельности можно определить по следующим критериям:
1. снижение случаев агрессивного отношения к одноклассникам и знакомым;
2. степень комфортности учащихся в группе;
3. уровень сформированности активной ценностной позиции и готовности быть
толерантной личностью;
4. степень свободного выбора
детьми способов и форм
жизнедеятельности.