Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 20:07, реферат
Краткое описание
Девочка 2-х лет постоянно плачет, когда мама уходит их дома. А когда мама возвращается, девочка, хотя и радуется ей, но может и заплакать, сердито выговаривая маме за то, что ушла. На консультации у психолога мама спрашивает, что происходит с ребенком, почему дочка плачет при каждом расставании с матерью?
Девочка 2-х лет постоянно плачет,
когда мама уходит их дома. А когда мама
возвращается, девочка, хотя и радуется
ей, но может и заплакать, сердито выговаривая
маме за то, что ушла. На консультации у
психолога мама спрашивает, что происходит
с ребенком, почему дочка плачет при каждом
расставании с матерью?
Для того, чтобы понять, что
происходит с двухлетним ребенком, при
разлуке с мамой, даже, если она расстается
с малышом ненадолго, обратимся к важнейшему
психологическому образованию – эмоциональной
привязанности ребенка к матери.
Привязанность формируется
постепенно. У младенцев старше 6 месяцев
начинает явно проявляться привязанность
к определенным людям. Обычно, хотя и не
всегда, это мать, выступающая как первый
объект привязанности. В течение месяца
или двух после появления признаков привязанности
к матери большинство детей начинают проявлять
привязанность к отцу, братьям, сестрам,
бабушкам и дедушкам.
Каковы признаки привязанности?
Привязанность ребенка проявляется в
следующем: объект привязанности может
лучше других успокоить и утешить малыша;
младенец чаще, чем к другим, обращается
к нему за утешением; в присутствии объекта
привязанности малыш реже испытывает
страх (например, в незнакомой обстановке).
Привязанность имеет для ребенка
определенную ценность с точки зрения
самосохранения. Прежде всего, она дает
ребенку чувство безопасности при освоении
окружающего мира, столкновении с новым
и неизвестным. Привязанность проявляется
у младенца ярче всего в ситуации, когда
он испытывает страх. Ребенок может не
обращать внимание на родителей и охотно
играть с незнакомым человеком (при условии,
что рядом находится кто-то из близких),
но, стоит только ребенка чем-либо напугать
или взволновать, он тут же обернется за
поддержкой к матери или отцу.
С помощью объекта привязанности
ребенок оценивает также степень опасности
новой ситуации. Например, малыш приближающийся
к незнакомой яркой игрушке, останавливается
и смотрит на мать. Если на ее лице отразится
тревога, или она произнесет что-то испуганным
голосом, – ребенок также проявит настороженность
и. отвернувшись от игрушки, поползет к
матери. Но, если мать улыбнется или обратится
к малышу подбадривающим тоном, он снова
направится к игрушке.
Поведение родителей
и привязанность
Хотя младенцы, по-видимому, обладают врожденной
способностью испытывать эмоциональную
привязанность, выбор объекта, а также
сила и качество привязанности в большой
степени зависят от поведения родителей
по отношению к ребенку.
Что же наиболее важно во взаимоотношениях
родителей и ребенка для развития привязанности?
Прежде всего, это способность взрослого
чувствовать и отзываться на любые сигналы
ребенка, будь то взгляд, улыбка, плач или
лепет. Обычно дети привязываются к родителям,
которые быстро и позитивно реагируют
на проявленную ребенком инициативу, вступают
с ним в общение и взаимодействие, соответствующее
познавательным способностям и настроению
ребенка. Для иллюстрации рассмотрим две
ситуации.
Петя, мальчик полутора лет,
играет на полу с игрушками. Мать заканчивает
работу по хозяйству, подходит к ребенку
и наблюдает за его игрой. "Какая красивая
машинка и кубики. У тебя получился настоящий
гараж, молодец Петя!" – говорит мать.
Петя улыбается и продолжает играть. Мама
берет книгу, начинает читать. Прошло несколько
минут. Петя берет детскую книжку, подходит
к матери, и пытается забраться к ней на
колени. Мать сажает малыша на колени,
откладывает свою книгу и говорит: "Хочешь,
чтобы я почитала тебе эту книжку?" Петя
отвечает "да", мать начинает читать.
Другой двухлетний мальчик,
Саша, играет с игрушками. Закончив свои
дела, мать говорит ему: "Подойти ко
мне, я почитаю тебе интересную книжку".
Саша оборачивается, но не подходит к матери,
а продолжает увлеченно катать машинку.
Мать подходит к сыну берет на руки и говорит:
"Давай почитаем". Саша вырывается
и протестует. Мать отпускает его, и Саша
возвращается к своим игрушкам. Позднее,
закончив игру, Саша берет детскую книжку
подходит к маме, пытается влезть к ней
на колени. "Нет, - говорит мать, - ты не
хотел читать, когда я тебе предлагала,
а теперь я занята".
В первой ситуации мать была
отзывчива и внимательна к ребенку, она
ориентировалась на его потребности (дала
возможность доиграть в игру), чутко реагировала
на инициативу ребенка (просьбу почитать
книжку).
Во второй ситуации мать больше
склонна "подстраивать ребенка под
себя", не считаясь с его потребностями
и желаниями.
Психологи установили, что необходимыми
качествами, способствующими развитию
привязанности ребенка к матери или отцу
являются их теплота, мягкость, нежность
в отношениях с ребенком, подбадривание
и эмоциональная поддержка. Родители,
к которым дети сильно привязаны, давая
ребенку указания, произносят их мягко
с теплотой, часто хвалят ребенка, одобряют
его действия.
В зависимости от поведения
родителей, особенностей их взаимодействия
и общения с ребенком у малыша складывается
определенный тип привязанности к отцу
и матери.
Наиболее популярной методикой
оценки качества привязанности ребенка
к взрослому стал эксперимент американского
психолога Мэри Эйнсворт. Этот эксперимент
получил название "Незнакомая ситуация"
и состоит из нескольких трехминутных
эпизодов во время которых ребенок остается
в непривычной обстановке один, наедине
с незнакомым взрослым, незнакомым взрослым
и матерью. Ключевыми являются эпизоды,
когда мать оставляет ребенка сначала
с незнакомцем, потом одного. Через несколько
минут мать возвращается к малышу. О характере
привязанности ребенка к матери судят
на основании степени огорчения малыша
после ухода матери и поведения ребенка
после ее возвращения.
В результате исследования
были выделены три группы детей. Дети,
которые не очень сильно огорчались после
ухода матери, вступали в общение с незнакомцем
и исследовали новое помещение (например,
играли в игрушки), а когда мама возвращалась,
радовались и тянулись к ней, получили
название "надежно привязанные".
Дети, которые не возражали против ухода
матери и продолжали играть, не обращая
внимания и на ее возвращение, были названы
"индифферентными, ненадежно привязанными".
А детей третьей группы, которые очень
сильно огорчались после ухода матери,
а когда она возвращалась, как будто стремились
к ней, цеплялись, но тут же отталкивали
и сердились, назвали "аффективными,
ненадежно привязанными".
Последующие исследования показали,
что тип привязанности ребенка к родителям
влияет на дальнейшее психическое и личностное
развитие ребенка. Наиболее благоприятной
для развития является надежная привязанность.
Надежная привязанность ребенка к матери
в первые годы жизни закладывает основы
чувства безопасности и доверия к окружающему
миру. Такие дети уже в раннем детстве
проявляют общительность, сообразительность,
изобретательность в играх. В дошкольном
и подростковом возрасте они демонстрируют
черты лидерства, отличаются инициативностью,
отзывчивостью, сочувствием, популярны
среди сверстников.
Дети с ненадежной привязанностью
(аффективной, двойственной и индифферентной,
избегающей) часто более зависимы, требуют
больше внимания со стороны взрослых,
их поведение неустойчиво и противоречиво
по сравнению с детьми с надежной привязанностью.
Каким же образом привязанность,
закладывающаяся в раннем детстве, влияет
на поведение ребенка в будущем?
В процессе многократно повторяющихся
взаимодействий с матерью и другими близкими
у ребенка формируются так называемые
"рабочие модели себя и других людей".
В дальнейшем они помогают ему ориентироваться
в новых ситуациях, интерпретировать их
и соответствующим образом реагировать.
Внимательные, чувствительные, заботливые
родители формируют у ребенка чувство
базисного доверия к миру, создается позитивная
рабочая модель окружающих. Дисгармоничные
отношения, для которых характерны нечувствительность
к инициативе, пренебрежение интересами
ребенка, навязчивый стиль отношений,
наоборот, приводят к формированию негативной
рабочей модели. На примере взаимоотношений
с родителями ребенок убеждается в том,
что другие люди, так же как и родители
не являются надежными, предсказуемыми
партнерами, которым можно доверять. Результатом
взаимодействия и общения с родителями
является также "рабочая модель себя".
При позитивной модели у ребенка формируется
инициативность, самостоятельность, уверенность
и уважение к себе, а при негативной –
пассивность, зависимость от других, искаженный
образ Я.
С точки зрения известного американского
психолога П. Криттенден для понимания
того, как формируются привязанности важно
учитывать преобладающий тип переработки
и интеграции информации ребенком.
Способы переработки информации:
аффективный (эмоциональный) или когнитивный
(умственный) определяют стратегии поведения
ребенка по отношению к близким. Если взрослый
адекватно реагирует на инициативы и чувства
ребенка, поведение малыша "закрепляется"
и будет воспроизводиться в аналогичной
ситуации. В случаях, когда проявления
ребенка отвергаются или вызывают неприятные
для него последствия, поведение получает
негативное подкрепление и впоследствии
будет скрываться. Такой ребенок будет
избегать открытого выражения своих эмоций
и потребностей, как бы скрывает свое состояние,
переживания, его привязанность является
"избегающей". Дети, которые в годовалом
возрасте проявляли "избегающий"
тип привязанности, обычно имели опыт
отвержения со стороны матери при попытках
эмоционального, аффективного взаимодействия
с ней. Такая мать редко берет ребенка
на руки, не проявляет нежности, отстраняет
его при попытке обнять и приласкаться.
Если малыш протестует против такого поведения
матери, то к отвержению прибавляется
ее гнев на ребенка. Так малыш усваивает,
что результаты эмоциональных проявлений,
любви по отношению к матери могут вызвать
непредсказуемые и опасные последствия,
и научается быть сдержанным.
В случае, когда мать не принимает
ребенка, но демонстрирует положительные
эмоции в ответ на его поведение, т.е. ее
аффективные реакции неискренни, предвидеть
последствия своих эмоциональных проявление
ребенку еще труднее. Такие родители сначала
подтверждают потребность в близости
и контакте с ребенком, но, как только он
отвечает им взаимностью, они отвергают
контакт.
Некоторые матери искренни,
но непоследовательны в эмоциональном
взаимодействии с ребенком. Они то чрезмерно
чувствительны, то холодны и недоступны
для ребенка. Невозможность предсказать
их поведение вызывает у младенца реакции
беспокойства и гнева. С точки зрения теории
научения ребенок такой матери оказывается
в ситуации непредсказуемого, неопределенного
подкрепления, которая только усиливает
поведение даже при возможных отрицательных
последствиях для ребенка. Примерно к
9 месяцам младенец уже может сфокусировать
выражение своих переживаний на другом
человеке, таким образом, гнев становится
агрессией, направленной на объект привязанности.
Страх и желание эмоциональной близости
(потребность в любви) также становятся
"эмоциями" направленными на другого.
Но без определенной и стабильной стратегии
поведения окружающих поведение ребенка
остается неорганизованным и тревожно-амбивалентным.
Таким образом, к концу младенчества
дети с "уверенным" типом привязанности
усваивают множество средств общения.
Используют как интеллект, так и аффект,
разнообразные эмоции. У них складывается
внутренняя модель, которая интегрирует
информацию из обоих источников и образцы
поведения, максимально обеспечивающие
безопасность и комфорт ребенка. "Избегающие"
дети научаются организовывать свое поведение
без использования аффективных сигналов,
они пользуются в основном интеллектуальной
информацией. Эмоциональное поведение
"тревожных, амбивалентных детей подкрепляется,
но они не научаются интеллектуальной
организации поведения, которая могла
бы компенсировать непоследовательность
их матерей. Они не доверяют интеллектуальной
информации и используют преимущественно
аффективную. Таким образом, различия
в способах интеграции при различных типах
привязанности может быть объяснено характером
индивидуального опыта ребенка в его межличностных
отношениях с матерью.
Сформированная в первые годы
жизни привязанность к близким является
достаточно устойчивой. Большинство детей
демонстрируют этот же тип привязанности
в школьном возрасте в контактах со сверстниками.
Во взрослой жизни в межличностных отношениях
также можно увидеть характерные черты
первичной привязанности. С определенной
долей условности можно говорить о видах,
качестве привязанности у взрослых. Так,
отношения, которые устанавливаются с
лицами противоположного пола, также как
и отношение к пожилым родителям можно
определить как надежные, двойственные
и избегающие. Для первого типа характерны
хорошие отношения между родителями и
взрослыми детьми, основанные на доверии,
понимании, помощи родителям. При этом
у детей отмечается надежная привязанность
к родителям в первые годы жизни. В случае
второго типа – взрослые вспоминают о
своих родителях только тогда, когда они
заболевают. В раннем возрасте у них отмечается
двойственная, аффективная привязанность.
При третьем типе взрослые дети почти
не поддерживают отношений с родителями
и не вспоминают о них. В раннем детстве
для них характерна ненадежная привязанность
избегающего типа.
Влияние различий в качестве
привязанности на романтические межличностные
отношения взрослых исследовались американскими
психологами. Испытуемыми в этом исследовании
были участники газетного опроса. Тип
привязанности определялся по тому, к
какой категории относили себя читатели
газеты, оценивая свои взаимоотношения
с людьми. Предлагалось ответить на вопросы,
касающиеся самой значительной любви
в жизни. Задавались и дополнительные
вопросы о том, как развивалась их любовь
во времени, и о детских воспоминаниях,
касающихся отношений с родителями и между
родителями.