Принципы отбора психолого-педагогических методов коррекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 10:54, контрольная работа

Краткое описание

Психокоррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.
Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

Вложенные файлы: 1 файл

Принципы отбора психолого-педагогических методов коррекции.docx

— 15.48 Кб (Скачать файл)

Принципы отбора психолого-педагогических методов коррекции

Психокоррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

1. Принцип единства диагностики  и коррекции – отражает целостность  процесса оказания психологической  помощи как особого вида практической  деятельности психолога. Подробно  рассмотренный в трудах Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной и др., этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.

2. Принцип нормативности  развития. Нормативность развития  следует понимать как последовательность  сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического  развития. Кроме понятия «возрастная норма» психологу приходится встречаться с понятием «индивидуальная норма», которая позволяет наметить в пределах возрастной нормы развития программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента с учетом его индивидуальности и самостоятельного пути развития.

3. Принцип коррекции «сверху  вниз». Данный принцип, выдвинутый  Л.С. Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития». Коррекция по принципу «сверху вниз» носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.

4. Принцип коррекции «снизу  вверх». При реализации этого  принципа в качестве основного  содержания коррекционной работы  рассматриваются упражнение и  тренировка уже имеющихся психологических  способностей. Этот принцип реализуется  в основном сторонниками поведенческого  подхода. В их понимании коррекция  поведения должна строиться как  подкрепление (положительное или  отрицательное) уже имеющихся шаблонов  поведения с целью закрепления  социально-желательного поведения  и торможения социально-нежелательного  поведения. Таким образом, главной  задачей коррекции «снизу вверх»  становится вызывание любыми  способами заданной модели поведения  и ее немедленное подкрепление. В центре коррекции – наличный  уровень психического развития, понимаемого как процесс усложнения, модификации поведения, комбинации  реакций из уже имеющегося  поведенческого репертуара.

5. Принцип системности  развития психической деятельности. Этот принцип задает необходимость  учета в коррекционной работе  профилактических и развивающих  задач. Системность этих задач  отражает взаимосвязанность различных  сторон личности и гетерохронность (т.е. неравномерность) их развития. Реализация принципа системности развития в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии. Успех такого пути коррекции базируется на результатах диагностического обследования, итогом которого становится представление системы причинно-следственных связей и иерархии отношений между симптомами и их причинами.

6. Деятельностный принцип коррекции. Согласно данному принципу основным направлением коррекционной работы является целенаправленное формирование обобщенных способов ориентировки клиента в различных сферах предметной деятельности, межличностных взаимодействий, в социальной ситуации развития. Сама коррекционная работа строится не как простая тренировка навыков и умений, а как целостная осмысленная деятельность, естественно и органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений клиента.

 

 

 


Информация о работе Принципы отбора психолого-педагогических методов коррекции