Принципы психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 17:50, реферат

Краткое описание

Принципы психологии — это исходные положения, определяю­щие понимание сути и истоков психики людей, особенности ее формирования, развития, механизмы функционирования и фор­мы проявлений, способы подхода к ее изучению и изменению. Принципы аккумулируют в себе основные закономерности и за­коны, действующие в сфере психического, и поэтому чрезвычай­но важно уяснить их содержание, основные требования.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат 3.docx

— 19.57 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

Учреждение высшего  профессионального образования

"Пензенский  государственный университет"

(ФГБОУ ВПО Пензенский  государственный университет)

 

 

                    Факультет педагогики, психологии  и социальных наук

 

 

 

Реферат

по дисциплине "Психология "

на тему:

" Принципы психологии."

 

 

 

 

 

 

 

Студентка Лущай К.В., гр. 12НС1

Руководитель: Синюкова Е.М.

 

 

Пенза 2013

 

 

 

Принципы психологии

Принципы психологии —  это исходные положения, определяю­щие понимание сути и истоков психики людей, особенности ее формирования, развития, механизмы функционирования и фор­мы проявлений, способы подхода к ее изучению и изменению. Принципы аккумулируют в себе основные закономерности и за­коны, действующие в сфере психического, и поэтому чрезвычай­но важно уяснить их содержание, основные требования.

 

Опираясь на философские, естественно-научные и другие на­учные основы, отечественная психология сформулировала следу­ющие основные ведущие методологические принципы, опреде­ляющие ее позиции в понимании психики и подходы к ее изучению и формированию.

 

Принцип отражения, раскрывающий понимание сущности пси­хического и его основных функций, уровней в развитии психи­ки человека. По мнению А. Н. Леонтьева, в психике нет ни грана того, что не было бы отражением. Очевидно, что своеобразие психики человека, этой особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами, среди которых ведущую роль игра­ют следующие: особенности самой объективной реальности, вос­принимаемой как с помощью органов чувств человека (через первую сигнальную систему, в том числе и через экстрасенсорику), так и с помощью языка, речи (через вторую сигнальную систему); состояние головного мозга, физического и психичес­кого здоровья человека; содержание и состояние его психики.

 

Особенности психического отражения  более подробно рассмот­рены в одной из предыдущих глав данного учебника.

 

Принцип детерминизма, объясняющий  причины развития пси­хики, ее истоки. Здесь важно видеть и уяснить два обстоятель­ства.

 

Первое — психика человека обусловлена и выступает результа­том взаимодействия многих факторов и обстоятельств биологи­ческого, природного и социального характера. При этом ведущую роль в формировании и развитии человеческой психики как у от­дельных индивидов, так и у различных форм общностей людей играют социальные условия их жизни и деятельности. Содержа­ние психики человека определяется образом и уровнем жизни и деятельности людей и изменяется с изменением жизненных об­стоятельств. Ее происхождение, формирование и развитие реша­ющим образом зависят от способа производства, распределения и потребления материальных и духовных средств, общественного, группового и индивидуального бытия человека. Своеобразие в пер­вую очередь этих обстоятельств, а также доминирующих в обще­стве нравственных, эстетических, политических, правовых и других социальных норм, правил, ценностей и обусловливает то или иное содержание, уровень функционирования и направленность психики людей.

 

Вместе с тем психика  человека не простой продукт обстоятельств. Через деятельность людей она  может изменять эти обстоятельства (К. Маркс).                                     

 

Второе обстоятельство состоит  в том, что психика человека не просто продукт, а результат взаимодействия и воздействия на человека социальных, биологических и природных факторов, обстоятельств.

 

Психика человека, таким образом, обладает способностью из менять, развивать себя.

 

Принцип активности психического, сознания ориентирует исследователя  при изучении психики, психических  явлений учитывать, что внешние  и другие обстоятельства отражаются в сознании человека в виде тех  или иных образов избирательно, целенаправленно, а не только зеркально. Это обусловлено  и определяется имеющимся у человека жизненным, профессиональным и дру­гим опытом, его потребностями и интересами, тем, что в каждом акте психического присутствует и отношенческий аспект. Психи­ка человека, ее содержание и состояние выступают своеобразным трансформатором, призмой всяких внешних и других воздействий.

 

Принцип развития психики, сознания человека в деятельности и во взаимодействии с миром, общении с другими  людьми, процессе взаимодействия его  с социальной и природной средой раскрывает истоки человеческой психики. Психика человека, его сознание могут  быть правильно поняты и объяснены  при условии, если рассматриваются  как результат социального взаимодей­ствия, взаимодействия человека с окружающей его социальной и природной средой как результат его деятельности и общения с другими людьми, результат его обучения и воспитания. В качестве специфической для человека формы психического развития вы­ступает его социализация как процесс усвоения им общественно­го опыта.

 

Принцип взаимосвязи, единства сознания, психического и де­ятельности, поведения показывает, что человеческая психика формируется, функционирует, развивается и проявляется толь­ко в процессе общественно-трудовой деятельности, взаимодей­ствия человека с другими людьми. Единство (но не тождество) сознания, психического и деятельности, поведения человека состоит в следующем: сознание, психическое побуждают чело­века к действию, образуют внутренний план деятельности, по­ведения, их программу, модель, с помощью которых и происхо­дит ориентация человека в окружающей среде. Этот принцип ориентирует специалиста, практика при изучении и анализе по­ведения, деятельности людей не только учитывать внешнюю кар­тину, рисунок поведения, внешние обстоятельства, но и выяс­нять те внутренние психологические механизмы (цели, мотивы, ценностные ориентации, знания, умения, навыки и т.п.) лич­ности, которые обеспечили соответствующее поведение, действие, поступок, а также и их результаты.

 

В связи с этим выделяют две грани проявления психики  лю­дей, две группы форм существования психического:

 

субъективные — что  и как мыслит, оценивает, переживает че­ловек, его отношения и оценочные суждения и т.п.;

 

объективные — реальное поведение, действия, поступки чело­века, материализованные  и объективированные результаты его де­яний (продукты его производственной, творческой, спортивной, бытовой и другой деятельности и т.п.).

 

Все это дает основание  утверждать, что наиболее полное и  адек­ватное понимание психики человека возможно лишь на основе систем объективных и субъективных ее проявлений, оценки по­казателей и признаков таких проявлений.

 

Принцип целостного, системного подхода к пониманию и изу­чению психических феноменов ориентирует специалиста на понимание того, что психика формируется, функционирует и про­является как целостное, интегральное явление. Все индивидуаль­ные и групповые (общественные) психические феномены взаи­мосвязаны и обусловливают друг друга.

 

Психика человека, функцио­нируя системно в многообразии взаимосвязей ее различных феноменов, обладает компенсаторными свойствами: недостаточ­ная развитость одних психических функций может быть компен­сирована соответствующим развитием других.

 

Принцип относительной самостоятельности  психических фено­менов не противоречит предыдущему принципу, а лишь указыва­ет на то, что каждое психическое явление у человека может иметь не только своеобразие своих физиологических основ, но и свои закономерности формирова­ния, функционирования, развития (например, память, воля, эмоции, способности и т. п.).

 

Принцип личностного подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей, установок в понимании  своеобразия, при формировании и  изучении психических явлений, фактов, меха­низмов.

 

С учетом требований этого  принципа изучение психики чело­века  и ее отдельных феноменов может  быть правильным лишь при учете, прежде всего в совокупности, единстве, основных, веду­щих, коренных личностных и групповых особенностей людей: их потребностей, интересов, жизненного и профессионального, опыта, способностей и других особенностей в целом, учета своеобра­зия как психотипических, так и индивидуально-психологических особенностей людей.

 

Принцип единства конкретно-исторического  подхода и содер­жательного анализа явлений как индивидуальной, так и группо­вой, общественной, массовой психики. Этот принцип ориентиру­ет специалистов на содержательный, аксиологический анализ психики людей с учетом конкретно-исторических условий их жизни и деятельности. Психика человека не может быть правиль­но и полно понята при условии игнорирования требований этого принципа. Только содержательно-ценностного или, наоборот, кон­кретно-исторического анализа психики, ее отдельных феноменов недостаточно для их правильного понимания.

 

Все названные основные принципы психологии представляют собой систему, в которой каждый элемент раскрывает ту или иную грань психического. И поэтому игнорирование требований хотя бы одного из принципов снижает  возможность в познании и из­менении психики человека, социальной группы.


Информация о работе Принципы психологии