Принципы психологии
– это исходные положения, определяющие
понимание сути и истоков психики людей,
особенности ее формирования, развития,
механизмы функционирования и формы проявлений,
способы подхода к ее изучению и изменению.
Принципы аккумулируют в себе основные
закономерности и законы, действующие
в сфере психического. Выявление и формулирование
принципов – результат длительных исследований
специалистами психического, духовного.
Принципы психологии можно разделить
на две группы:
- Частные - они применяются для анализа развития,
функционирования и структуры психики
у некоторой части ее носителей в зависимости
от уровня и сложности организации психики
(например, принципы зоопсихологии, принципы
психологии личности), а также в зависимости
от того, о какой сфере проявления активности
человека идет речь (например: принципы
социальной психологии, инженерной, педагогической).
- Общие - они применяются для анализа развития,
функционирования и структуры психики
независимо от ее уровня и сложности, т.
е. применимы к анализу этого качества
у всех его носителей.
Общие принципы психологии
:
- Принцип отражения. Раскрывает понимание сущности
психического и его основных функций,
уровней в развитии психики человека.
Своеобразие психики человека – особой
формы отражения, обусловлено многими
обстоятельствами: особенности самой
объективной реальности, воспринимаемой
как органами чувств, так и с помощь речи;
состояние головного мозга; физического
и психического здоровья человека; содержание
и состояние его психики.
- Принцип детерминизма. Объясняет причины развития психики,
ее истока. Психика человека обусловлена
и выступает результатом взаимодействия
факторов биологического, природного,
социального характеров. Вместе с тем
психика не просто продукт, а результат
взаимодействия и воздействия на человека
социальных, биологических и природных
факторов. Таким образом, психика способна
изменяться и развиваться.
- Принцип активности. Ориентирует исследователя при
изучении психических явлений учитывать,
что внешние и другие обстоятельства отражаются
в сознании человека сознательно, целенаправленно,
а не только зеркально.
- Принцип развития. Раскрывает истоки человеческой
психики, как динамического феномена.
Психика может быть правильно понята,
если рассматривается как результат социального
взаимодействия, взаимодействия человека
с социальной и природной средой как результат
его деятельности и общения с другими
людьми, результат его обучения и воспитания.
- Принцип взаимосвязи, единства. Выделение двух граней проявления
психического: субъективное (что и как
мыслит, переживает, оценивает человек)
и объективное (реальное поведение, действия
и поступки человека, материализованные
и объективированные результаты его деяний)
дает основание утверждать, что наиболее
адекватное понимание психического возможно
на основе систем его субъективных и объективных
проявлений.
- Принцип целостного, системного подхода. Предполагает понимание и изучение
взаимосвязанных и взаимообусловленных
психических феноменов, ориентируя специалиста
на осознание психики как целостного интегрального
явления.
- Принцип относительной самостоятельности. Не противоречит предыдущему принципу,
а указывает на то, что всякое психическое
явление имеет своеобразие, как своих
физиологических основ, так и свои закономерности
формирования, функционирования и развития.
- Принцип личностного подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей. Изучение психики адекватно лишь
при учете в совокупности личностных и
групповых особенностей людей: их потребностей,
интересов, жизненного и профессионального
опыта, способностей, учета психотипических
и индивидуально-психологических особенностей
людей.
- Принцип единства. Ориентирует специалистов на содержательный,
аксиологический анализ психики людей
с учетом конкретных исторических условий
их жизни и деятельности.
Принципы интегративной
психологии :
Говоря о
принципах психологии, важно особо
выделить принципы интегративной психологии,
как современной масштабной тенденции
психологических знаний.
- Принцип целостности. Подразумевает понимание психики
как чрезвычайно сложной, открытой, многоуровневой,
самоорганизующейся системы, обладающей
способностью поддерживать себя в состоянии
динамического равновесия и производить
новые структуры и новые формы организации.
- Генетический принцип, или принцип развития, выражается
в том, что развитие человеческой психики
имеет множество потенциальных направлений.
Эти направления определяются в критических
точках — точках бифуркации, где система
делает выбор, касающийся пути своего
дальнейшего развития. Можно сказать,
что в точке бифуркации система находится
в состоянии временной нестабильности
и чрезвычайно чувствительна даже к незначительным
внешним воздействиям. Это состояние системы
соответствует начальным этапам кризиса,
когда на: фоне нарастающей нестабильности
происходит мобилизация психических и
физических ресурсов и активный поиск
новых путей развития.
- Принцип обусловленности. Психическое пространство представляет
собой систему взаимосвязанных пространственно-временных
сознательных и бессознательных структур
(гештальтов, целостностей психической
реальности, систем конденсированного
опыта и т.п.), между которыми существует
энергоинформационное взаимодействие
внутри психики. Характер этого взаимодействия
определяют паттерны отношений человека
с окружающим миром.
- Принцип позитивности подразумевает центрирование специалиста
и клиента на положительном опыте.
- Принцип соотнесенности подразумевает соответствие характера
и интенсивности воздействия психотехнологий
уровню зрелости пациента и степени сензитивности
его психики.
- Принцип потенциальности. Если обратить внимание на особенности
русской ментальности, то можно отметить
особый способ восприятия пространства.
Оно переживается как простор, как-то,
куда вырываешься из неволи, как чистая
потенциальность бытия, воля, свобода,
полноценное дыхание, то есть духовная
жизнь, не стесненная мирской скорбью.
Интегративная
методология, опираясь на целостное
видение человека в перспективе
его материального, социального, духовного
роста, предусматривает при психосоциальной
работе с клиентом раскрытие его
потенциальности, развитие интуиции, творчества,
высших состояний сознания, личностных
ресурсов.
- Принцип многомерности истины. Любая теория, концепция, терапевтический
миф, учение, идея, житейское суждение
о психической реальности при кажущейся
их полноте и универсальности справедливы
лишь при определенных обстоятельствах
и с известной долей вероятности. Следует
помнить, что как самые гениальные психологические
теории, так и заявления некоторых клиентов
о «сглазе», «порче» являются в первую
очередь попыткой структурировать и транслировать
собственный внутренний опыт.