Принципы психологической реабилитации клиентов с зависимыми формами поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 02:51, реферат

Краткое описание

Психологическая реабилитация в работе с наркоманами
В широком смысле под реабилитацией понимают систему государственных, социально - экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных в общество к общественно полезному труду

Вложенные файлы: 1 файл

аддиктивное.docx

— 20.20 Кб (Скачать файл)

 
Работа по дисциплине: 
Психологическая коррекция аддиктивного поведения

Реферат на тему: «Принципы психологической реабилитации клиентов с зависимыми формами поведения»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2014г.

 


Принципы психологической реабилитации клиентов с зависимыми формами поведения

Психологическая реабилитация в работе с наркоманами

В широком смысле под реабилитацией понимают систему государственных, социально - экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных в общество к общественно полезному труду. Реабилитация представляет сложный процесс, в результате которого у пострадавшего создается активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается положительное отношение к жизни, семье и обществу (Кабанов М. М., ВайзеК., 1988).

Реабилитация в наркологии (предложенное ВОЗ) — это процесс, следующий за первоначальной фазой лечения (детоксикацией и медикаментозным психиатрическим лечением), который может включать в себя групповую и индивидуальную психотерапию различных направлений, вовлечение в группы взаимопомощи, проживание в терапевтической общине, обучение профессии, включение в трудовую деятельность. Комплекс мероприятий направленных на личностную реадаптацию больных, их ресоциализацию и реинтеграцию в общество при условии отказа от употребления ПАВ, вызывающих зависимость.

Реабилитация наркозависимых представляет собой важную государственную и медико-психологическую задачу (Пятницкая И.Н., 1994; Валентик Ю. В., 2002; Дудко Т. Н., Пузиенко В. А., Котельникова Л. А., 2002; Кулаков С.А., 2002; Сирота Н.А., Ялтонский В.М., 2002; Шабанов П.Д., 2002). Проведение исследовательских работ отечественных и зарубежных ученых в разработке новых методик и программ оказания помощи направлено на приобретение стабильных и длительных ремиссий. Достижение терапевтической ремиссии во многом определяется квалификацией специалистов, правильностью выбора методов и тактики ведения наркологических больных.

Во всех реабилитационных мероприятиях, во всех методах воздействия на пациента, прежде всего, следует апеллировать к личности больного. По мнению М. М. Кабанова, этот постулат реабилитационной программы отличает ее от лечения в обычном смысле этого слова. М. М. Кабанов выделяет, по меньшей мере, четыре основных принципа реабилитации больных с нарушенным психическим здоровьем: 1) партнерство врача и больного; 2) разносторонность (разноплановость) усилий (воздействий, мероприятий); 3) единство психосоциальных и биологических методов воздействия и 4) их ступенчатость (переходность).

Темп, последовательность, длительность пребывания в реабилитационном центре зависит от многих переменных: срока употребления, мотивации на изменения, уровня организации личности, типа характера и прочих факторов. Высказываемая пациентами с наркотической зависимостью установка на воздержание от наркотиков не всегда основывается на подлинной потребности в трезвой жизни; чаще всего это не более чем голословное утверждение, а не выстраданное решение. Тем не менее, сам факт поступления, прихода человека в реабилитационный центр говорит о том, что прежний образ жизни -наркотизация - по каким-то причинам (пусть даже внешним: требования семьи, работы) и на какой-то срок (по крайней мере, на время пребывания на лечении) стал для него значимым. В России до настоящего времени недостаточно разработаны методы диагностики мотивации в наркологии (Сирота Н.А., Ялтонский В.М., 2002). Клинический метод остается ведущим в диагностике мотивации на изменения (Иванец Н.Н., 2002; Кулаков С.А., 2002). Ошибки в диагностике на начальных этапах, приводят к неправильному планированию всего реабилитационного процесса. Выявление истинных мотивов воздержания от употребления наркотиков и обращения за психологической помощью будет способствовать оптимизации процесса реабилитации.

При поступлении в наркологический реабилитационный центр у пациентов наблюдается недостаточная мотивация к лечению. Инициатором обращения в 90 процентах случаев является не сам реабилитант, а лица из его микросоциального окружения (Проценко С.А., 2003). В сознании пациентов отсутствует взаимосвязь между необходимостью пребывания в реабилитационном центре и воздержанием от наркотиков.

Желание вылечиться от болезни определяется многими причинами. По данным К.А. Юферевой - это, прежде всего, ухудшение самочувствия (у 83% обследованных) и воспоминания о периодах трезвости (у 85%); затем по значимости, идут: «чувство пустоты в жизни» (у 70%), ухудшение отношений с родными (у 68%), снижение работоспособности (у 65%), ухудшение материального положения (у 60%).

Изменение поведения больного, его жизненных позиций не происходит одномоментно. Принятие решения о переходе к трезвому образу жизни дается больному очень сложно, и является результатом тяжелых потрясений и потерь, когда личность осознает наличие связи между возникшими трудностями в жизни и потреблением ПАВ. Однако прежде чем у больного появляется мотивация к лечению, у него, по мнению Братуся B.C. (1987), наблюдаются переходные формы. По мнению автора, появление новых мотивов, новых личностно значимых направленностей деятельности субъекта нередко предшествуют особого рода переходные потребностно-мотивационные состояния, возникающие вследствие тех или иных кризисных явлений личностного развития, разочарования в прежних мотивах, способах действия и т.д.

Программа психологического сопровождения лечения лиц с зависимостью от наркотических веществ

1.Принцип  максимально активной, субъектной  позиции участников. Это означает, что все варианты выполнения  заданий предлагаются участниками, а затем обсуждаются вместе  с ведущим. Кроме этого, участники  активно высказывают своё отношение к информации, предлагаемой ведущим.

2.Принцип  обратной связи предполагает  получение каждым участником  информации о том, какое впечатление  производят его высказывания  и действия на других участников  занятий, а также предоставление  информации о том, какое впечатление  производят его высказывания  и действия на других участников  занятий, а также предоставление  информации ведущему об отношении  к содержанию занятий.

3.Принцип  безоценочности означает подачу обратной связи в суждениях, описывающих собственные чувства, собственное отношение и отнесение её к высказываниям или к действиям, а не к самому участнику.

4.Принцип  адекватного подбора материала  к занятиям. Упражнения и игры  должны подбираться в соответствии  с целями программы и предполагать  максимальную активность участников.

5. Принцип  объединенности. Объединение всех в единое общество может помочь обрести чувство сопричастности. Человек принимается другими именно таким, какой он есть на самом деле, а эти другие не боятся его проблем и его индивидуальности.

Структура программы: Программа содержит блочно-уровневую структуру. Всего программа содержит 4 блока, по 2 занятия в каждом.

Блок 1. Развитие познавательных процессов и динамических особенности личности, их значение в жизни человека.

Блок 2. Развитие эмоционально — волевой сферы и эмоционального состояния на поведение человека.

Блок 3. Самооценка, осознание своего статуса, принятие себя.

Блок 4. Повышение уровня коммуникативной компетентности.

 

Программа основывается на принципе постепенности, поэтапности: каждый последующий этап логически вытекает из предыдущего. Занятия начинаются на 7-10 день после поступления пациента в стационар, так как именно к этому периоду им становится легче и они способны работать на занятиях. Каждое занятие длится 1-1,5 часа с обязательным перерывом. Ведущий постоянно использует результаты предыдущих занятий и при анализе происходящего в группе постоянно возвращается к их содержанию. Опираясь на принятый в отечественной психологии принцип привлечения значимых лиц, помимо занятий с больными, программа включает в себя работу с родителями или близкими - 1 занятие и индивидуальные консультации по необходимости. Цель таких занятий — включить их в процесс социальной адаптации наркомана. Особенностью программы является тот факт, что психологическая служба больницы не возлагает на себя задачу полной реабилитации больного, а только оказание ему помощи в ситуации постабстиненции. Позиция ведущего: Организатор занимает открытую позицию с предоставлением себе и другому возможности занимать отстраненную рефлексивную позицию. Ведущий является носителем норм и паттернов конструктивного поведения. Эта позиция характеризуется реализацией просоциальных общечеловеческих смыслов. Внешне она проявляется в центрации на собеседнике, в эмпатическом слушании и диалоге с подачей описательной и автодескриптивной обратной связи. 143 Вместе с тем, ведущий обладает очень широкими правами в терапевтическом процессе, и никто не имеет права их нарушать. В первую очередь, это все права личности; во-вторых, исключительное право принимать решение о том как, в какие сроки и какими средствами реализовывать процесс социально-психологического сопровождения, корректировать его в соответствии с ситуацией. Все контролирующие мероприятия могут осуществляться только при наличии консенсуса между группой (пациентом) и ведущим. Никто, кроме профессионала-супервизора не имеет права осуществлять такой контроль, так как это нарушает конфиденциальность, разрушает доверие и весь терапевтический процесс. Предполагаемым результатом проведения программы мы видим следующее: Способность к адекватному контакту с внутренней и внешней реальностью; Рефлексия и осознавание особенностей собственной личности; Способность к развитию, появление собственного ресурса личностного роста; Осознавание своих проблем и умение их решать без помощи химических веществ, опираясь, в основном, на собственные личностные ресурсы; Осознание ценности своей жизни и принятие ответственности за неё, а также за своё поведение и его последствия.

 

 


Информация о работе Принципы психологической реабилитации клиентов с зависимыми формами поведения