Приоритеты и ценности современного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 16:29, реферат

Краткое описание

Формирование правовых ценностей в современном содержании образования является весьма сложным аспектам по нескольким причинам:
1) развитие их, причем в весьма ограниченном наборе, позитивно утверждалось только в советском периоде истории и культуры;
2) исходя из особенностей российского менталитета, правовые ценности являются далеко не безусловными для россиянина, и отношения с государством в течение многих столетий не было у обычного человека простым никогда, что сформировало уже на генетическом уровне определенное недоверие к власти и власть имущим.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
2
1
Приоритеты и ценности современного образования
5
1.1.
Классическая парадигма образования
6
1.2.
Гуманистическая миссия образования
9
1.3.
Современная парадигма образования
10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по предмету Психология и педагогика .doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)


16

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО  УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

Дисциплина:  ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

на тему: «Приоритеты и ценности современного образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

Студента                           

 

 

                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Киров

2009 год

СОДЕРЖАНИЕ:

№п/п

 

Страницы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

2

1

Приоритеты и ценности современного образования

5

1.1.

Классическая парадигма образования

6

1.2.

Гуманистическая миссия образования

9

1.3.

Современная парадигма образования

10

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

12

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Формирование современного содержания образования невозможно рассматривать вне единого контекста современной школьной системы.

В первую очередь, это содержание определяется целями современного образования, которые зависят в свою очередь от целей общества.
      Тем самым можно установить линейную зависимость: цели общества - цели образования, включающие цели каждой ступени образования от начального до среднего (полного образования), - цели образовательных областей - цели учебных предметов, включающие цели федерального и национально-регионального компонентов образования, - содержание образования по каждому учебному предмету, соответствующее каждой ступени образования, - требования к уровню подготовки выпускников с учетом федерального и регионального компонентов на каждой ступени образования.
       Начиная с целей общества, приходится с сожалением констатировать, что, являясь главным системообразующим фактором, они весьма нечетко прописаны в государственных документах, и более того, не совсем понятны большинству граждан нашей страны.

Слегка они просматриваются в первых строчках Конституции РФ, написанной от лица всего народа страны, где утверждаются права и свободы человека, гражданский мир и согласие, исторически сложившееся государственное единство, суверенная государственность, незыблемость ее демократической основы, благополучие процветание России.
        Национальная доктрина образования в Российской Федерации, принятая в начале 2000 г., существенно конкретизирует цели общества и выделяет приоритеты деятельности российской школы в поликультурном, демократическом мире: «сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России»; «воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов»; «формирование культуры мира и межличностных отношений»; «разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей; формирование навыков самообразования, самореализация личности»; «формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений» и  др.

Дальнейшие цели на уровне образовательной области и учебного предмета нам не удается вычленить из-за непринятых до сегодняшнего дня государственных стандартов содержания среднего образования.
    Однако, приняв за основу обусловленность содержания образования целями общества и конкретизированными целями образования, можно установить тот факт, что содержание современного образования должно строиться на принципах демократизации и приоритетности формирования правовых ценностей.

Формирование правовых ценностей в современном содержании образования является весьма сложным аспектам по нескольким причинам:
    1) развитие их, причем в весьма ограниченном наборе, позитивно утверждалось только в советском периоде истории и культуры;
    2) исходя из особенностей российского менталитета, правовые ценности являются далеко не безусловными для россиянина, и отношения с государством в течение многих столетий не было у обычного человека простым никогда, что сформировало уже на генетическом уровне определенное недоверие к власти и власть имущим.

Несомненным становится тот факт, что, найдя свое отражение в целях общества и целях образования, конкретное раскрытие правовые ценности получат в содержании образовательных областей и учебных предметов, что осуществляется уже сегодня, но способы и подходы к решению данной проблемы возможны различные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Приоритеты и ценности современного образования

 

Во-первых, нам необходимо ясное понимание тех целевых и нормативных ориентиров, которым была подчинена деятельность нашей системы образования, ее содержание, организационная и институциональная структура. Только в этом случае будут видны направленность и характер инновационных проектов реформирования отечественной школы, предлагаемых в течение последних 10-15 лет.

Во-вторых, необходим тщательный анализ приоритетов и ценностей, лежащих в основе различных моделей школьного образования, тем более, что выбор их на образовательном рынке весьма широкий. Достаточно назвать наиболее распространенные – «гуманистическое», «национальное», «глобальное», «инновационное», «рефлексивное», «космичное» и т.д. Еще больше предлагается видов школ - массовые и элитарные, государственные, муниципальные и частные, гимназии, лицеи и колледжи, школы с самыми разными профессиональными профилями и направленностью. В мою задачу не входит инвентаризация этого многообразия. Подчеркну лишь, что выбор образовательной модели, если он осуществляется на основе моды или других посторонних обстоятельств, как правило, не приносит положительных результатов.

Наконец, в-третьих, требуется объективный диагноз нынешнего состояния российской школы, которая, оставаясь во многом прежней, существует уже в новых социальных, экономических и культурных условиях. Прежде чем двигаться дальше по пути реформ, следует выяснить, что потеряла и что приобрела система образования за предшествующие годы, насколько ей удалось сохранить преемственность и вместе с тем преодолеть прежние недостатки, удалось ли педагогической практике воплотить инновационные приоритеты и ценности или они остались «образовательными мифами».

1.1. Классическая парадигма образования

Классическая парадигма в образовании, концептуально-теоретические принципы которой складывались в философии Нового времени и Просвещения, институционально оформилась только в середине XIX в. и сохранялась, эффективно работая вплоть до последнего времени. Составив основу национальных систем образования, как на Западе, так и у нас, она определила в качестве их ведущих приоритетов научность и гуманистичность.

Дух научности выразился, прежде всего, в подведении научных основ под сам процесс образования, что ознаменовалось созданием дидактики как общей теории обучения и вытекающих из ее принципов множества частных методик. По мере реализации этой установки школа все больше становилась разновидностью рационально организованного производства, сочетанием педагогической фабрики с научной лабораторией. Требование научной рациональности, обращенное из области организации учебного процесса на организационную структуру образования, естественно вызвало к жизни школьную классно-урочную и вузовскую факультативную систему, предметно-дисциплинарный подход в обучении, предполагающий изучение предметов в той последовательности, в какой развивались сами науки. Естественнонаучный характер новоевропейского мировоззрения обусловил ориентацию на однородность образовательного пространства, которое в соответствие со свойствами пространства физического, строилось как однородность учебных заведений, единство педагогических принципов и требований, всеобщность формируемых у учащихся знаний, умений и навыков. Целостность педагогического пространства обеспечивалась «сообщаемостью» учебных заведений, общностью содержания обучения и демократичностью образования.

Приоритетом научности объясняется понимание обучения как изучения основ наук. Престиж школьных предметов ставится в прямую зависимость от научности соответствующей области знания. Естественно, что на первый план выдвигаются точные науки - математика, логика, физика, химия и др. Вес гуманитарных дисциплин (язык, литература, история) определяется тем, насколько они способны противостоять сциентизации. Происходит почти полное вытеснение из сферы образования вненаучных видов знания. Изобразительное искусство, музыка, религия и т.д. допускаются в качестве «не основных» предметов, да и то в виде теории изобразительного искусства, теории музыки, религиоведения. Эпитет «ненаучный» приобретает явный обвинительный оттенок.

Еще один аспект научности связан с тем, что в классической парадигме моделью организации обучающей деятельности ученика оказывалась логика научного познания. В идеале, как и ученый, ученик должен открывать для себя ранее неизвестную ему научную истину. Поэтому умения, которыми школа должна вооружить учащихся, это умения рационального, логического мышления, методы, приемы научного исследования.

В структуре классического образования обучение понимается как род научного познания, а воспитание как род обучения. Основу воспитанности составляет знание нравственных требований, норм общения, правил приличия, т.е. всего того, что необходимо для цивилизованного совместного проживания людей. Однако воспитанность реализуется не в знании, а в поведении. Отсюда задача - научить ребенка «технологии» социального поведения, умению применить общую норму к конкретной практической ситуации, вычислить наиболее рациональную модель поступка. Перефразируя Гегеля, можно сказать, что воспитанность в форме, соответствующей своему понятию, есть навык. Школьное воспитание является школой тренировки, упражнения для отработки культурных автоматизмов поведения и общения, которые и составляют «вторую природу» человека.

Наконец, свое логическое завершение дух научности получил в понимании цели образования, определяемой исходя из философско-рационалистической концепции личности, в которой интеллект, воля и чувство представляют собой различные инстанции все того же разума («чистый разум», «практический разум» и «способность суждения» по терминологии Канта). Безусловно, как собственно человеческое качество воля осуществляет себя в разумном и ответственном действии, а чувство - в осмысленной эстетической оценке. Однако здесь важно, что именно рациональность в форме научного разума выступает верховным законодателем в сфере духовной жизни человека. Благодаря этому индивид способен дисциплинировать собственную телесную природу, стать господином своих чувственных желаний и потребностей, быть вменяемым и целеполагающим существом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Гуманистическая миссия образования

Рационалистическим пониманием личности непосредственно обусловливалась гуманистическая миссия образования, состоящая в том, чтобы провести индивида через возраст не только физической, но также социальной и духовной несамостоятельности. Просвещение, по мысли И.Канта, как раз и есть «выход человека из состояния несовершеннолетия, ... неспособности пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого». Образованность, как свидетельство гражданско-правовой и моральной зрелости, предполагает внутреннюю суверенность личности в сочетании с индивидуальной ответственностью. Однако, поскольку разумность и свобода даны нам только в качестве предпосылок человеческой природы, задача воспитания состоит в том, что развить их в способности культурного существа, научить индивида пользоваться ими соответственно своему назначению.

Информация о работе Приоритеты и ценности современного образования