Природа детства и предмет детской психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 00:10, доклад

Краткое описание

Детство возникло в животном мире на определённом этапе филогенеза – и чем выше был уровень развития животных того или иного вида, тем продолжительнее было детство. Интеллектуальные формы поведения надстраиваются над его инстинктивными формами. Звенья интеллектуального поведения животных выпадали и замещались приобретёнными формами поведения. В ходе развития животного мира в поведении возникали постоянные новообразования там, где вытеснялись инстинктивные формы поведения и вытеснялось детство.

Вложенные файлы: 1 файл

эльконин природа детства.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Природа детства и предмет детской  психологии

 

Детство возникло в животном мире на определённом этапе филогенеза – и чем выше был уровень  развития животных того или иного  вида, тем продолжительнее было детство. Интеллектуальные формы поведения  надстраиваются над его инстинктивными формами. Звенья интеллектуального поведения животных выпадали и замещались приобретёнными формами поведения. В ходе развития животного мира в поведении возникали постоянные новообразования там, где вытеснялись инстинктивные формы поведения и вытеснялось детство.

 В процессе возникновения  человека биологическая эволюция  прекращается. При переходе от обезьяны к человеку исчезают инстинктивные формы поведения, всё поведение человека становится приобретённым. 

Человеческий младенец рождается беспомощным существом, и эта беспомощность является величайшим приобретением человеческого рода. Становления беспомощного существа в субъекта многообразной человеческой деятельности как раз и есть предмет детской психологии.

Детская психология возникает с простого описания симптомов возникновения и дальнейшего развития различных психических процессов у детей.

Детская психология – это одна из фундаментальных психологических  дисциплин, поскольку она исследует возникновение, становление и основные этапы развития деятельности, сознания и личности в детский период жизни, а они, как известно, являются главными составляющими человеческой психики.

Фундаментальная проблема связи психического развития ребёнка с его обучением  и воспитанием лежит в плоскости как детской, так и педагогической психологии.

Рост – это количественное изменение в процессе усовершенствования той или иной психической функции.

Развитие – качественные изменения психической функции, возникновение в ней определённых новообразований.

Л.С.Выготский выделил гипотезу, в которой говорилось о том, что  сознание человека имеет системное  и смысловое строение – обобщение, системное строение сознания – структура отдельных психических процессов (восприятия, памяти, мышления и т.д.), при котором на данной стадии развития какой-нибудь процесс занимает определённое место. «Ребёнок не есть маленький взрослый». Эмбриональное развитие в филогенетическом плане осуществляется путём радикального изменения самой закладки, а не просто надстройкой новых стадий на старые. В процессе эволюции онтогенез качественно перестраивался.

Анализ истории детства обнаруживает, что оно не только удлиняется, но и качественно изменяет как структуру, так и особенности всех своих  стадий.

Высшие и конечные формы психического развития ребёнка вовсе не даны изначально, а только заданы, т.е. существуют объективно в идеальной форме как общественные их образцы. В процессе освоения ребёнок постепенно овладевает содержанием, присущим идеальной форме. Усвоение является всеобщей формой психического развития детей.

 

Методы детской психологии

 

Борьба двух основных тенденций:

  1. Феноменологического  описания процессов развития психики ребенка, их симптомов.
  2. Исследование внутренних закономерностей, которые лежат за этими симптомами.

Сначала появились наблюдения психологов за собственными детьми, оформляемые  в виде записей и дневников. Затем стали создавать научные учреждения, где этот метод стал основным.

Стратегия наблюдения имеет  немало отрицательных черт. Но главное  – она чрезвычайно трудоёмка. Но есть и достоинства: перед нами развертывается конкретная жизнь отдельного ребёнка, которую можно сравнивать с другими конкретными наблюдениями и делать соответствующие выводы.

Метод специальных проб оказался эффективным и экономным и нашел своё применение. Его суть – определённый психический процесс замерялся в различных его состояниях у большого количества испытуемых. Данные замеров обрабатывались, выводилось средние показатели и появлялись отдельные точки, соотносимые с возрастами. В последующем, стратегия срезов была соединена со способами лонгитюдного исследования.

Стратегия: постепенное  наблюдение плюс экспериментальное  исследование. Прослеживались индивидуальные истории развития подростков, которые сопоставлялись друг с другом. Это позволило находить некоторые общие закономерности психического развития детей.

Л.С.Выготский: возникновение  новой, эксперементально-генетической стратегии исследования: в лабораторных условиях необходимо воссоздать некоторую модель развития определенных функций или способности ребенка, которыми он ранее не обладал.

Хороший пример применения метода интериорезации – исследования Леонтьевым процесса первичного формирования у человека тонального слуха как своеобразной сенсорной способности (Давыдов, Маркова, Эльконин). В детской психологии наиболее перспективна экспериментально-генетическая стратегия исследования.

 

История детства

 

Человек с самого своего рождения включается в общество и  начинает усваивать его достижения. Ребёнок вступает во взаимодействие с некоторой идеальной формой, т.е. с достигнутым обществом, в котором он родился.

Понятие зрелости и взрослости – это понятия социально-исторические.

  Л.С.Выготский выделил в развитии ребёнка три точки: социального созревания, полового созревания и органического. В месте с усложнением общества положение ребёнка в нём существенно меняется. Дети работают вместе со взрослыми и участвуют в производстве как равноправные члены общества, выполняя серьезные общественные обязанности.

Овладение детьми орудиями труда расчленяется на 2 периода: овладение бытовыми орудиями, второй сдвигается куда-то вперёд и между ними образуется вакуум. Дети начинают представляться сами себе, возникают «детские сообщества», а следовательно, появление детской игры. В играх воспроизводится существующее в данном обществе отношение между людьми. Ребёнок в ходе игры выделяет и устанавливает задачи и мотивы разных форм человеческой деятельности, в том числе и трудовой.

 

Теории психического развития ребёнка

 

Ч.Дарвин впервые поставил вопрос о существовании особого закона генеза. Геккель сформировал знаменитый биогенетический закон: в ходе внутриутробного развития животные и человек выполняют кратко те стадии, которые проходит данный вид в своём филогенезе.

С.Холл сформировал подобный закон для послеутробного развития: онтогенез ест краткое повторение истории развития человеческого общества.

И.П.Павлов показал, что существуют и приобретённые формы поведения  – развитие человека стало сводиться  к проявлению инстинктов и дрессуре. Затем Келлер открыл интеллект у человекообразных обезьян.

Под влиянием З.Фрейда выдвинулась  теория, в которой в качестве основного  принципа лежал принцип удовольствия. Приобретённые формы поведения  возникают не прямо под влиянием наследственности, а под воздействием окружающей среды. Штерн создал «теорию конвергенции». Психическое развитие является результатом конвергенции внутренних данных с внешними условиями.

Гезел: Развитие не простая  функция, а самообуславливающийся  процесс, поскольку развитие – приспособление ребенка к окружающей социальной среде, т.е. адаптация.

Близнецовый метод сопоставлял  коэффициенты различий в этом развитии, можно судить о взаимоотношении биологического и социального.

 

Обучение и  психическое развитие

 

          Психическое развитие происходит в обучении организованном регулированием процесса взаимодействия ребёнка с той идеальной формой, которую он должен достичь.

          Обучение – это процесс взаимодействия ребёнка с идеальной формой, опосредованной взрослым.

          Процесс организованного воздействия на ребёнка оказывает влияние на его психическое развитие. Нужно правильно организовывать этот процесс, чтобы получить вполне определённое развитие.

          

Основные концепции  обучения и развития Торндайка, Пиаже  и Выготского

 

          По Торндайку, обучение – это  процесс приобретения навыков.  Навыки внутренне связаны с развитием психики, составляя в некотором смысле его базис, устоявшиеся типы.

          Согласно Пиаже – психическое  развитие – развитие интеллекта  как перехода от одних его стадии к другим. Обучение может быть эффективным лишь тогда, когда оно следует за развитием.

           Выготский: «Зона ближайшего развития»:  на прошлом этапе ребёнок решает  с помощью других людей, в следующий раз он решает самостоятельно. Только такое обучение можно считать хорошим, которое создаёт зону ближайшего развития и тем самым идёт вперёд него.

         Усвоение деталей научных понятий  становится воротами, пройдя которые  дети оказываются на более высоком уровне сознания и мышления, нежели достигшие с помощью житейский понятий. Усвоение эмпирических знаний не требует от детей сколько-нибудь серьезного, абстрактного мышления. Оно использует возможности конкретно-наглядного детского мышления.

          Стратегия Выготского применительно к новым исследовательским задачам была уместна и модифицирована, превратившись в метода, который называют генетико-модулирующим или экспериментом.

 

Проблемы периодизации детского развития

           Процесс развития ребёнка прежде  всего нужно рассматривать как процесс стадиальный.

          Определённый возраст в жизни  ребёнка или соответствующий  период развития – это относительно  замкнутый период.

Характеристика показателей  периода:

  1. Определенная социальная ситуация, в которую вступает ребенок со взрослыми в данный период.
  2. Основной или ведущий тип деятельности.
  3. Основные психические новообразования

Классифицируются по двум типам:

  1. Моносимптомотическое выделение периодов (по одному признаку). Блонский: «Энергетический баланс» (беззубое, молочнозубное и постоянно зубное детство).
  2. Полисимптоматическая классификация: типична для описания этапа детской психологии.

Выделяют два типа развития ребёнка:

  1. Стабильные периоды. Текут очень медленно с незаметными изменениями.
  2. Критические периоды – стремительное изменение в психике ребёнка.

Признак критического периода  – нарастание трудностей общения  взрослого с ребёнком, которые  являются симптомом того, что ребенок  нуждается уже в новых отношениях с ним.

Периодизация детства:

  1. Кризис новорожденности
  2. Младенчество (1-й год жизни)
  3. Кризис первого года
  4. Кризис детства
  5. Кризис 3-х лет
  6. дошкольное детство
  7. Кризис 7-ми лет
  8. Младший школьный возраст
  9. Кризис 11-12 лет
  10. Подростковое детство

 

Кризис новорожденного

 

            Рождение – это кризис, т.к.  родившийся ребёнок попадает в совершенно новые условия своего существования.

            Человеческое дитё наиболее беспомощно  среди всех детенышей в момент  своего рождения. В этот период вообще нельзя рассматривать ребёнка отдельно от взрослого, т.к. ребёнок ещё не обладает никакими способностями взаимодействия со взрослыми.

           Существуют  три точки зрения окончания  периода новорожденности:

  1. Рефлектосоматическая. С момента появления у ребенка условных рефлексов со всех основных анализаторов. (конец 1-ого, начало 2-ого месяца).
  2. Физиологическая точка зрения. Базируется на предположении, что этот период заканчивается тогда, когда ребёнок восстанавливает свой первоначальный вес, т.е. с момента установления равновесия со средой. 
  3. Психологическая позиция. Связана с определенным концом этого периода через повышения у ребёнка хотя бы намёка на его взаимодействии со взрослым (1,6-2 месяца).

То, что в критический  период вызывает появление соответствующего новообразования и представляет собой генеральную линию последующего развития в стабильном периоде.

 

Младенчество (первый год жизни)

 

            На первом году жизни ребенка  на фоне его хаотичной деятельности  дыхательной активности появляются  ощупывающие движения. В зрительной  системе присутствует слежение, конвергенция, сосредоточение, реакция на новое. Сначала ребёнок сосредотачивается на предмете, потом поднимаются руки, он что-то ловит в воздухе и схватывает предмет. Основной тип деятельности ребенка на 1-ом году жизни – непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми. Кризис 1-го: года ребенок начинает ходить, жесты становятся более понятны, затем появляются слова – следовательно ребёнок приближается ко взрослому.

Информация о работе Природа детства и предмет детской психологии