Природа и сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 17:32, реферат

Краткое описание

Цель этой работы изучить теоретические аспекты сознания, его происхождение, сущность, структуру.
В соответствии с целью определяем задачи, которые необходимо рассмотреть:
Понятие о сознании как высшим уровне развития психики, присущей высокоорганизованной живой материи;
Явления и закономерности, определившие возможность проявления и развития сознания у человека;
Сравнительный анализ качественных характеристик сознания человека и психики животных.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..3
Понятие о психике ……………………………………………………….4
Понятие о сознании ………………………………………………………10
Возникновение сознания ………………………………………………...16
Качественное отличие сознания человека от психики животного ….19
Заключение ……………………………………………………………….24
Список литературы ………………………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

gorshkov.docx

— 51.71 Кб (Скачать файл)

Сознание человека целесообразно. Животные реализуют в своей психической  деятельности либо генетически заложенную программу, либо индивидуально приобретенный  опыт, не передаваемый по наследству. Сознание человека направлено на достижение идеально сформулированной цели. По словам Гегеля, разум человеческий не только могуществен, но и хитер. Его хитрость состоит  в том, что человек с помощью  сконструированных им технических  изобретений заставляет предметы природы  взаимодействовать, превращая их в  средства реализации своих целей. Преобразование человеком природы продиктовано потребностями людей, их целями.

Сознание человека обладает самосознанием. Животные не способны обращать психику на самих самого. Реализуя программу своей жизнедеятельности, они не анализируют свои действия, и не дают им оценок. У человека в процессе  развития деятельности и сознания формулируется совокупность взглядов на себя как на индивидуального и социального субъекта. Самосознание – это выделение человеком себя из окружающего мира, оценка им своих возможностей, характеристика себя в собственном мнении. Самосознание представляет собой процесс непрерывного развития и совершенствования. Первой его ступенью является осознание человеком своего тела, выделение его из мира вещей и других людей. На более высоком его уровне происходит осознание своей принадлежности к определенному сообществу, социальной группе, конкретной культуре. Самым высоким уровнем самосознания является понимание своего «Я» как индивидуального явления, своей неповторимости, уникальности. На этом уровне осознается возможность относительно свободных самостоятельных поступков и ответственности за них, необходимость самоконтроля и самооценки.

Когда внимание человека сосредоточено  на восприятии внешних объектов, осознание  себя в отношении с этими объектами  проявляется нечетко. Явные формы  самосознания имеют место тогда, когда сознание человека становится предметом его анализа. В этом случае человек становится в позицию  рефлексии (отражения себя), анализирует ход своих действий, в том числе и программу создания идеального образа в своей голове, программу совершенствования своего сознания.

Сознание человека универсально по форме и объективно по содержанию. Психика животного индивидуальна и генетически избирательна, она отражает те объекты и их качества, которые жизненно необходимы для сохранения и продолжения вида. Человеческое сознание способно раскрыть объект в его сущностных свойствах, подняться выше сиюминутных потребностей и отразить предмет по меркам его собственного вида, т.е. объективно. Полученное человеком знание не остается его индивидуальным достоянием. В зависимости от степени объективности, адекватности предмету, это знание становится всеобщим, универсальным достоянием. Степень объективности и универсальности сознания индивида является следствием уровня развития сознания определенной эпохи.

Сознание человека органически  связано с языком как способом своего существования. У животных существует первая сигнальная система, на основе которой у них формируются условные рефлексы. У человека в дополнение к первой сигнальной системе складывается вторая сигнальная система – речь, язык, специфически человеческая система связи, общения, передачи информации. В сравнении со звуковой и жестовой способностью животных передавать информацию отличительная особенность языка проявляется в том, что обработка знаков (например, скорость чтения, речи, письма и т.п.) не наследуется, а приобретается в процессе социализации человека. Как способ существования сознания речь находится с ним в сложной функциональной взаимосвязи. Они не существуют друг без друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает и выражает существенное в этом отражении. В языке сочетается идеальная основа (информация) и способ ее передачи посредством материального носителя. Развитие сознания, обогащение его информационной насыщенности развивает речь, но, с другой стороны, развитие речи как совершенствующийся способ существования сознания развивает сознание. Язык влияет на стиль мышления, его манеру, приемы и способы.

Язык более консервативен, чем сознание: одна и та же языковая оболочка, слово, понятие могут выражать разное содержание мысли, что тормозит ее развитие, придает ей некоторую  принудительность. Совершенствуя свой язык, человек совершенствует и свое сознание, и, наоборот, пренебрежительно относясь к оперированию языковыми  символами, используя ограниченный словарный запас, мы консервируем мышление, ограничиваем его наличным интеллектом.

Существуют разные виды речи: устная, письменная и внутренняя. Мыслительный процесс всегда осуществляется посредством  того или иного вида речи, даже если эта речь не находит непосредственного, чувственно наблюдаемого выражения. Здесь  работают сложные нейрофизиологические процессы взаимосогласованной деятельности мозга и речевого аппарата. Каждый нервный импульс, поступающий в  речевой аппарат из мозга, воспроизводит  в нем  адекватное сигналу понятие или соответствующий ряд понятий. Именно понятия являются первичными элементами речи, а  поскольку понятия формируются как результат некоторых обобщений, то и мышление, сознание всегда есть процесс обобщенного отражения действительности. То есть, мышление всегда понятийно и именно этим принципиально отличается от более ранних форм отражения, включая и сложные психологические формы. Именно язык как способ существования сознания, как «непосредственная действительность мысли» характеризует особое качество сознания как высшей формы отражения действительности, несводимой к досознательным ее формам.

Но информация, циркулирующая  на уровне сознания, функционирует  не только с помощью устной или  письменной речи, т.е. естественного  языка. Сознание осуществляет себя и  в других знаковых системах, в различных  искусственных и символических  языках (музыкальном, математическом, эсперанто, кибернетическом, танцев, цветов, жестов и т.п.).

Сравнительный анализ качественных характеристик сознания человека и  психики животных подтверждает тезис  об общественно-исторической, социально-преобразующей  природе сознания и языка как  в генетическом, так и в функциональном аспекте. Сознание человека не может  ни возникнуть, ни функционировать  вне общества. Известные науке  случаи обнаружения человеческих детенышей, волей случая изолированных из общества и «воспитанных» в среде животных, свидетельствуют о невозможности  формирования сознания вне общества, вне общения и обмена социальной информацией.

Таким образом, той системой, внутри которой возникает и развивается  сознание, является практическая деятельность людей, направленная на преобразование действительности. Чтобы регулировать отношения между людьми в ходе трудовой деятельности и в других типах взаимодействия, понадобились средства, созданные самими людьми, не данные им от природы: традиции и  обычаи, нормы-императивы и нормы-табу, формы социального наследования и семейного  регулирования, выражаемые с помощью языка. Тем самым люди создают «вторую природу», особую социальную среду жизни, — средства производства, общественные отношения, духовную культуру. Опыт этой созидательной деятельности отражается в сознании, обуславливая его последовательное развитие вместе с историческим обогащением самого этого опыта.

Так как люди осуществляют свою деятельность совместно, то каждое новое поколение усваивает уже  сложившиеся  в обществе представления, понятия, взгляды и т.д. Именно с появлением сознания человечество обретает средство закрепления и развития своего исторического и индивидуального опыта, в то время как у животных видовой опыт передается наследственно, а индивидуальный опыт утрачивается для последующих поколений. Сознание, таким образом, оказывается всеобщим, необходимым и универсальным способом организации и выражения отношения человека к миру, другому человеку и к самому себе.

Сознание не только исторически  возникает как общественное явление, но и становится возможным лишь как  продукт совместной трудовой деятельности. Вплетенность действий каждого отдельного человека в совместную коллективную деятельность на каждом историческом этапе развития общества приводит к тому, что сознание индивида приобретает надличностный, надиндивидуальный характер. Формируется общественное сознание – совокупность идей, концепций, учений, массовидных психологических процессов, имеющих свою собственную логику функционирования и развития, отличную от индивидуального сознания.[2] 

 

 

Заключение

 

В заключение рассмотрения темы настоящего реферата необходимо резюмировать все вышесказанное и подвести некоторые итоги. Итак:

Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в  активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой  от него картины этого мира и регуляции  на этой основе поведения и деятельности. Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Процесс формирования сознания строго индивидуален, обусловлен как особенностями социального развития, так и генетической предрасположенностью.

Сознание - высшая форма отражения  действительного мира, свойственная только человеку.

Формирование сознания связано  с возникновением труда. Необходимость  труда в процессе общения вызвала  появление языка. Труд и язык оказали  решающее влияние на становление  человеческого сознания.

Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы - человеческого мозга. Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее, оно - единое целое.

Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно активно, конструктивно, целесообразно сознание человека обладает самосознанием, связано с языком. Сознание, таким образом, оказывается всеобщим, необходимым и универсальным способом организации и выражения отношения человека к миру, другому человеку и к самому себе.

 

Список литературы

 

  1. Алексеев, П.В. Социальная философия [Текст]: учеб. / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: издательство «Проспект», 2013. – 608 с.
  2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию [Текст]: курс лекций / Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: Астрель, 2008. – 186 с.;
  3. Козубовский,  В.М. Общая психология: познавательные процессы [Текст]: учеб. / В.М.Козубовский. – Минск: Алмафея, 2008. – 368 с.;
  4. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]: учебник для вузов / А.Г.Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.;
  5. Максименко, С.Д. Общая психология [Текст]: учебник для вузов / С.Д.Максименко – М.: Ваклер, 2010. – 528 с.;
  6. Мотков, О.И. Личность и психика. Сущность, структура и развитие [Текст]: учебное пособие / О.И.Мотков – Самара: Бахрах-М, 2008. – 160 с.;
  7. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учеб. / Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 2008. – 496 с.;
  8. Островский, Э.В. Основы психологии [Текст]: учебное пособие / Э.В.Островский. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 268с.;
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст]: учебник для вузов / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2007. – 720 с.
  10. Психика и сознание [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:http://referatya.ru/catalog/download/49294.

 

 


Информация о работе Природа и сознание