Природа фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:14, доклад

Краткое описание

Природа фирмы, ее внутренние изменения привлекали внимание многих экономистов. Поэтому вполне закономерно, что в сложившийся в первой трети 20 века в социально-экономических условиях перед экономической наукой встала задача и появилась необходимость определить и ввести в обиход новое понятие, которое бы констатировало тот факт, что имеют место положительные потери и затраты, обусловленные взаимодействием экономических агентов между собой, и что именно такое взаимодействие происходит не бесплатно и эту «небесплатность» необходимо учитывать при определении эффективности деятельности как отдельных фирм, так и экономики в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

Природа фирмы.docx

— 17.72 Кб (Скачать файл)

Природа фирмы, ее внутренние изменения привлекали внимание многих экономистов. Поэтому вполне закономерно, что в сложившийся в первой трети 20 века в социально-экономических условиях перед экономической наукой встала задача и появилась необходимость определить и ввести в обиход новое понятие, которое бы констатировало тот факт, что имеют место положительные потери и затраты, обусловленные взаимодействием экономических агентов между собой, и что  именно такое взаимодействие происходит не бесплатно и эту «небесплатность» необходимо учитывать при определении эффективности деятельности как отдельных фирм, так и экономики в целом. В качестве такого понятия было признано, введенное Р. Коузом в его работе «Природа фирмы» понятие трансакционных издержек.

В последние годы изучению трансакционных издержек посвятили свои работы и отечественные экономисты: А. Шеститко, С. Малахов, А. Нестеренко. Неоинституционалисты в условиях рынка отводят достойное место фирме, при этом выделяют новый вид издержек, связанных с рыночными отношениями- трансакционные. Вместе с тем, они считают, что существует система общественного спроса  и предложения институтов. К таким институтам отечественной экономики относят, например, институт регулирования коммерческого кредита или институт арбитража. Отсутствие института, регулирующего коммерческий кредит, ведет к  трансакционным издержкам в форме неплатежей, а арбитражного института - к трансакционным издержкам неисполнения контрактов.

Из этого можно сделать  вывод: чем выше величина трансакционных издержек, тем большая потребность в институтах. Общественный спрос на институты выражается величиной трансакционных издержек, а общественное предложение институтов определено издержками коллективного действия, т.е. издержек по созданию и функционированию институтов. Если трансакционные издержки отсутствия институтов равны издержкам коллективного действия, следовательно, на рынке возникнет состояние равновесия. Понятие трансакционных издержек для нашей страны ново, но на Западе, еще в эпоху раннего капитализма, с целью снижения издержек купцы объединялись в компании, стремясь к минимизации рисков торговых операций. В нашей стране наступает ситуация, когда предприятия вынуждены объединять свои капиталы и усилия с целью преодоления несовершенных рыночных отношений.

Трансакционные издержки - это издержки (денежные и неденежные), появляющиеся при принятии управленческих решений о реализации товаров,информационных затрат по поводу рынков сбыта, покупателях, поставщиках, конкурентах, ценах реализации, затрат по рекламе, по заключению договоров и другие.

Существуют три теории возникновения трансакционных издержек при совершении сделки: теория трансакционных издержек; теория общественного выбора и теория соглашений. По постулату неоклассики, издержки на получение информации отсутствуют, а стороны обладают всем объемом информации о сделке. Главным моментом теории трансакционных издержек является допущение существования издержек на продавцов и цен, то есть информационных издержек, величина которых определяется такими факторами, как количество продавцов и покупателей на рынке, степень однородности товара, длительность их присутствия на рынке, географическая протяженность рынка. По этой теории следует, что все трансакционные издержки являются частью информационных. В соответствии с теорией акцент при экономическом анализе издержек переносится на рынок информации и на цену информации.

Теория общественного  выбора связывает возникновение  трансакционных издержек с ролью издержек согласования. В этой теории показывается невозможность достижения соглашения ввиду поведения заинтересованных сторон сделки переложить издержки на окружающих, достичь согласия по способу распределения выгоды стороны не могут.

По теории соглашения утверждается, что на неоклассическом рынке  трансакционные издержки отсутствуют, но этот рынок соприкасается с другими соглашениями (моделями), что кроме высоких издержек на поиск и обработку информации создает предпосылки для превращения целенаправленного поведения в оппортунистическое.

Поэтому в настоящее время  существует проблема, как в современных условиях наиболее эффективным образом контролировать трансакционные расходы фирмы? Необходимо отметить, что ни бухгалтерский, ни управленческий учет обычно не содержат такого понятия, как трансакционные затраты. Это категория, в основном, теоретическая. На практике чаще используется другое понятие – накладные расходы (overhead costs). Они представляют собой дополнительные к основным затратам расходы для обеспечения процессов производства и обращения: управление и обслуживание, содержание и эксплуатация оборудования. Интересно, что сумма накладных расходов, коррелируя с объемом выпуска, в то же время не находится в жесткой зависимости от него ,как в случае с прямыми издержками производства. То, что в действительности порождает накладные расходы, – это трансакции и связанные с ними затраты. Поэтому контролировать растущий объем накладных расходов можно только через контроль над трансакциями.

Итак, трансакции необходимы для бесперебойного продвижения производства. Это обмен информацией, материалами и другими ресурсами, который сам по себе не приводит к появлению каких-либо готовых продуктов или благ. Поэтому экономисты иногда говорят о существовании, наряду с предприятием в традиционном понимании, параллельной «невидимой фабрики», которая «поддерживает» работу «основного персонала» и одновременно порождает накладные расходы.

Благодаря трансакционному подходу современная экономическая теория приобрела большую реалистичность, открыв для себя широкий спектр явлений деловой жизни, прежде совершенно выпадавших из поля зрения.


Информация о работе Природа фирмы