Причины и предпосылки становления социальной психологии как науки.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 08:47, контрольная работа

Краткое описание

Социальная психология имеет длительную предысторию, но короткую историю...
Издавна люди знали и использовали ряд социально-психологических явлений и закономерностей. Из поколения в поколение передавались обряды, ритуалы, табу, которые регулировали общественную жизнь людей. Способы воздействия на широкую публику были известны еще древним ораторам. Эти знания составляли первоначальную систему сведений о социально-психологических явлениях. Это донаучный этап развития социальной психологии. На этом этапе теория и практика еще были неразрывны.

Вложенные файлы: 1 файл

соц.психология.docx

— 79.66 Кб (Скачать файл)

 

  1. Причины и предпосылки становления социальной психологии как науки.

 

Социальная психология имеет  длительную предысторию, но короткую историю...

Издавна люди знали и использовали ряд социально-психологических явлений и закономерностей. Из поколения в поколение передавались обряды, ритуалы, табу, которые регулировали общественную жизнь людей. Способы воздействия на широкую публику были известны еще древним ораторам. Эти знания составляли первоначальную систему сведений о социально-психологических явлениях. Это донаучный этап развития социальной психологии. На этом этапе теория и практика еще были неразрывны.

Следующий этап в формировании социально-психологических знаний называется философским, так как  многие социально-психологические  проблемы были рассмотрены в рамках философских учений. На этом этапе  происходит постепенное разделение социально-психологических знаний на теоретические и практические.

Таким образом, как и в  любой дисциплине, зарождение социально-психологических  идей осуществлялось в рамках философии, а лишь затем происходило отделение  в самостоятельные дисциплины.

Период, непосредственно предшествующий становлению социальной психологии как науки (середина XIX в.), связан, прежде всего, с развитием языкознания, его необходимость была продиктована теми процессами, которые происходили в это время в Европе: это было время бурного развития капитализма, умножения экономических связей между странами, что вызвало к жизни активную миграцию населения. Остро встала проблема языкового общения и взаимовлияния народов и соответственно проблема связи языка с различными компонентами психологии народов. Языкознание не было в состоянии своими средствами решить эти проблемы.

Точно так же к этому  времени были накоплены значительные факты в области антропологии, этнографии и археологии, которые  для интерпретации накопленных  фактов нуждались в услугах социальной психологии. Английский антрополог Э.Тейлор завершает свои работы о первобытной культуре, американский этнограф и археолог Л.Морган исследует быт индейцев, французский социолог и этнограф Леви-Брюль изучает особенности мышления первобытного человека. Во всех этих исследованиях требовалось принимать в расчет психологические характеристики определенных этнических групп, связь продуктов культуры с традициями и ритуалами и т.д.

 

 

                          Список использованной литературы

 

 

  1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. Теоретические ориентации. - М.: МГУ, 1978. - 269 с.

 

  1. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе.- М.: Наука, 1985.- 176 с.

 

 

 

 

 

 

 

2.Методы социальной  психологии и их классификация. 

          Методы, применяемые в социальной психологии для сбора эмпирических данных, являются в известной мере междисциплинарными и применяются не только в социальной психологии, но и в других науках, например, в социологии, психологии и педагогике. Существуют различные классификации методов социальной психологии. Наиболее известная классификация методов предполагает выделение трех групп методов: методы эмпирического исследования (наблюдение, анализ документов, опрос, групповая оценка личности, социометрия, тесты, аппаратурные методы, эксперимент); методы моделирования; методы управленческо-воспитательного воздействия (А.Л. Свеницкий, 1977). 

          Метод наблюдения. Наблюдение в социальной психологии — метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях. Основными недостатками метода считают: а) высокий субъективизм при сборе данных, привнесенный наблюдателем (эффекты ореола, контраста, снисходительности, моделирования и др.) и наблюдаемыми (эффект присутствия наблюдателя); б) преимущественно качественный характер выводов наблюдения; в) относительная ограниченность в обобщении результатов исследования.

Классификация наблюдения производится по различным основаниям

(Схема 1).

 

 

 

 

Наблюдение




 

По условию


По способу


По роли наблюдателя


По степени  стандартизации



 

 



 

Лабораторные


Полевые


Инкогнито


Открытое


Не включенное


          Включенное


Не стандартизированное


Стандартизированное



 

 

 

 

 

       Метод анализа документов. Данный метод является разновидностью способов анализа продуктов человеческой деятельности. Документом называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитных или фотоносителях (В.А. Ядов, 1995). Все методы анализа документов разделяются на традиционные (качественные) и формализованные (качественно-количественные). В основе любого метода лежат механизмы процесса понимания текста, т.е. интерпретации исследователем информации, содержащейся в документе. Наиболее успешно он используется в сочетании с другими методами, например, наблюдение, опрос и др.

          Метод опроса. Весьма распространенный метод в социально-психологических исследованиях. Суть метода заключается в получении информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т. д.) фактах со слов опрашиваемых. Среди многочисленных видов опроса наибольшее распространение имеют два основные типа: а) опрос «лицом к лицу» — интервью, очный опрос по плану, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом); б) заочный опрос — анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами.

           Метод социометрии. Относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также личности как члена группы. Область измерения социометрической техникой — диагностика межличностных и внутригрупповых отношений. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совместимость членов группы. Метод разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально непосредственных отношений внутри малой группы (Дж. Морено, 1958).

           Метод групповой оценки личности (ГОЛ). Метод групповой оценки — способ получения характеристики человека в конкретной группе на основе взаимного опроса ее членов друг о друге. Данный метод позволяет оценить наличие и степень выраженности (развития) психологических качеств человека, которые проявляются в поведении и деятельности, во взаимодействии с другими людьми. Широкое применение ГОЛ в прикладных и исследовательских целях связано с его простотой и доступностью для пользователей, возможностью диагностировать те качества человека, для которых отсутствует надежный инструментарий (тесты, опросники) и др.

           Тесты. Тест — краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание. С помощью тестов в социальной психологии определяются межиндивидуальные, межгрупповые различия. Процедура тестирования предполагает выполнение испытуемым (группой испытуемых) специального задания или получение ответов на ряд вопросов, носящих в тестах косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные данные с определенными параметрами оценки, например с характеристиками личности.

          Метод аппаратурный. Данная группа методов является развитием экспериментальных процедур исследования социально-психологических особенностей индивида, малой группы и различных социальных общностей (аудиторий). К аппаратурным моделям относятся: а) модели сравнительной оценки индивидуальных вкладов (Арка, Лабиринт, Эстакада); б) модели суммарного воздействия (Ритмограф, Волюнтограф); в) модели многосвязанного управления равновесием в системе (Гомеостат); г) модели многосвязанного управления движущимся объектом (Кибернометр, Групповой сенсомоторный интегратор).

         Экспериментальный метод. Эксперимент - это организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия. Среди специфических признаков эксперимента выделяют: моделирование явлений и условий исследования (экспериментальная ситуация); активное воздействие исследователя на явления (варьирование переменных); измерение реакций испытуемых на это воздействие; воспроизводимость результатов. В зависимости от основания классификации выделяют разные типы эксперимента: по специфике задач — научные и практические; по характеру экспериментального плана — параллельные (наличие контрольной и экспериментальной групп) и последовательные (эксперимент «до и после»); по характеру экспериментальной ситуации - полевые и лабораторные; по числу изучаемых переменных — однофакторные и многофакторные эксперименты. Принято считать метод эксперимента наиболее строгим и надежным методом сбора эмпирических данных.

 

           Список использованной литературы

 

1. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. – Самара, 1995. – 767 с.

 2.Шихирев П.Н. Современная социальная психология. -М.: Ин-т психологии РАН, -1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Классификация  малых социальных групп и их  социально-психологическая организация.

         Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.

         Есть разные основания для классификации малых групп. По порядку возникновения: первичные(в них существуют непосредственные контакты.) и вторичные(члены группы не связаны интимностью отношений.). По общественному статусу: формальные (официальные) и неформальные (неофициальные). Официальные, формальные — реальные или условные социальные общности, имеющие юридически фиксированный статус; члены их в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью, в них четко заданы все позиции членов, предписанные групповыми нормами, строго распределены все роли в соответствии с подчинением в структуре власти в группе. Неофициальные, неформальные — реальные социальные общности, не имеющие юридически фиксированного статуса, добровольно объединенные на основе интересов, дружбы и симпатий либо на прагматической основе. Обычно это группы общения — они возникают и складываются стихийно. Впервые деление групп на формальные и неформальные предложил Э. Мэйо.

         По непосредственности взаимосвязей: реальные (контактные) и условные. Реальные (контактные) — ограниченные в размерах коллективы людей, существующие в общем пространстве и времени и объединенные реальными отношениями. Пример: учебный класс, производственная бригада. Условные — объединенные по определенному признаку общности людей, включающие субъектов, не имеющих прямых или косвенных объективных взаимоотношений.

По уровню развития: низкого уровня и высокого развития. Уровень группового развития — характеристика сформированности межличностных отношений, выражающаяся в группообразовании.

Низкого уровня развития — группы, основанные на асоциальных факторах, отсутствии общих целей и интересов, конформности или нонконформности ее членов. Среди групп низкого развития: выделяют следующие виды: 1)Ассоциации — группы, в которых взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями. 2) Корпорации — организованные группы, характерные своей замкнутостью, максимальной централизацией и авторитарностью руковод­ства. 3)Диффузные группы — общности, в которых нет сплоченности и ценностно - ориентационного единства, нет совместной деятельности, способной опосредовать межличностные отношения ее участников. В этих группах взаимоотношения опосредуются только симпатиями и антипатиями.   Высокого развития — группы, основанные на социальных целях и ценностях, на общих интересах. Взаимоотношения в них опосредуются личностной значимостью и общественно ценным содержанием групповой деятельности.

 

            Список использованной литературы

 

  1. Социальная психология учебное пособие / Отв ред А. Л Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. 351с. Крысько В.Г. Социальная психология М., 2001.

     2.Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и    теории. – СПб.: ИГУП, 1999. – 592 с.

 

 


Информация о работе Причины и предпосылки становления социальной психологии как науки.