Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:13, курсовая работа
Цель исследования: характеристика методов и принципов процесса воспитания. Задачи исследования:
1 - определить актуальность и степень разработанности данной проблемы в психолого-педагогической литературе;
2 - раскрыть сущность понятия «воспитательный процесс»;
3 - рассмотреть виды, направлении и стили воспитания;
4 - охарактеризовать закономерности и принципы воспитания;
5 – проанализировать экспериментальные методы исследования.
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3-4
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
1.1. Сущность процесса воспитания……….……………...………………5-6
1.2. Направления воспитания…….………………………………………..7-8
1.3. Виды воспитания……………….……..………..…………………….9-12
1.4 Стили воспитания………………...………………………………….13-15
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
2.1. Воспитание как педагогический процесс……………………….…16-17
2.2. Воспитание как общественное явление……………………………17-19
2.3. Воспитание как процесс формирования личности………………..19-20
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Классификация методов воспитания…..….……………………….21-25
3.2. Воспитанность человека…………………………………………....26-27
3.3. Тесты на определение уровня воспитанности………..……………28-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…..…30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..……….………31-32
Выбор, предпочтение тех или иных методов воспитания, та или иная их комбинация зависят от конкретной педагогической ситуации. При этом выборе важно учитывать следующие обстоятельства:
Опытный преподаватель, руководитель должен овладевать всей совокупностью воспитательных приемов, находить такие их комбинации, которые в наибольшей степени соответствуют конкретной ситуации, помнить, что шаблон в этом деле решительно противопоказан.
Чтобы этого достичь, нужно хорошо представлять сущность основных методов воспитательного воздействия. Рассмотрим важнейшие из них.
Убеждение - один из методов первой группы, направленных на формирование сознания. Использование этого метода является исходной предпосылкой для следующего этапа воспитательного процесса — формирования должного поведения. Именно убеждения, устойчивые знания определяют поступки людей.
Этот метод обращен к сознанию личности, к ее чувствам и разуму, к ее внутреннему духовному миру.
И как бы порой ни сложна была эта задача, в силу сложности конкретных социальных условий, в которых каждый из нас нередко оказывается, именно от характера ее решения зависит и все остальное: и наши взаимоотношения с другими людьми (близкими и чужими) и наши трудовые успехи, и наше положение в обществе.
Поэтому при реализации метода убеждения прежде всего следует уделить внимание проблеме самовоспитания, самосовершенствования и на этой основе рассматривать проблемы взаимоотношений с другими людьми, вопросы общения, нравственности и т.п.
Основные инструменты метода убеждения — вербальные (слово, сообщение, информация). Это может быть лекция, рассказ, особенно по гуманитарным дисциплинам. Очень важны здесь сочетание информативности с эмоциональностью, что многократно повышает убедительность общения.
Но вербальные способы при всей их значимости должны быть дополнены силой примера, обладающего особой силой убеждения.
Основные методы
воспитания
Универсальным методом формирования необходимых навыков поведения является метод упражнений.
Упражнение — это многократное повторение и совершенствование способов действий, являющихся основой поведения.
Успех метода упражнений зависит от всестороннего учета психологических, физических и других индивидуальных качеств людей. В противном случае возможны и психологические, и физические травмы.
Однако ни методы формирования сознания, ни приемы выработки умений и навыков не дадут надежного, долговременного результата, если их не подкрепить с помощью методов поощрения и наказания, образующих еще одну, третью группу воспитательных средств, именуемых методами стимулирования.
Психологическая основа
этих методов состоит в том
переживании, которое вызывает тот
или иной элемент поведения воспитуемого
со стороны товарищей или
Поощрение - это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поведения, действий воспитанника или целой группы. Эффективность поощрения основана на возбуждении положительных эмоций, чувства удовлетворения, уверенности в своих силах, способствующих дальнейшим успехам в труде или учебе.
Наказание - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих принятым нормам поведения, нарушающим законы. Цель этого метода состоит в том, чтобы добиться изменения поведения человека, вызывая переживания стыда, чувство неудовлетворенности, и таким образом подтолкнуть его к исправлению допущенной ошибки.
Таким образом, в процессе воспитания необходимо использовать весь разнообразный спектр методов и приемов. Это и убеждение словом, обращенным прежде всего к разуму, использование метода убеждения, силы примера, это и воздействие на эмоциональную сферу, чувства воспитанников.
Важнейшую роль в воспитательном воздействии играют и постоянные упражнения, организация практической деятельности обучаемых, в ходе которой вырабатываются умения, навыки, привычки поведения, накапливается опыт деятельности. В этой многоплановой системе методы побуждения, стимулирования, особенно методы наказания, играют лишь вспомогательную роль.
3.2. Воспитанность человека
Под воспитанностью в повседневной жизни обычно понимаются хорошие манеры, умение адекватно вести себя в обществе и уважение к другим людям.
Что касается хороших манер, то конкретный их список варьируется в разных культурах, в связи с чем воспитанность иногда определяют как способность и привычку следовать правилам поведения, принятым в референтной группе.
Можно сказать, что воспитанность - это вставленное в человека уважение к окружающим людям. Если вас как следует учили, как себя вести, учили воспитанности, и вы это как следует усвоили - вы воспитанный человек. Если вас не воспитывали или вы это воспитание не впитали - вы не вполне воспитанный. Впрочем, если человек занимается самовоспитанием, то результаты иногда получаются не хуже.
Как и любой навык, воспитанность бывает глубоко усвоенная, ставшей чертой личности - и наносная, легко слетающая в проблемных ситуациях, либо спадающая с человека с течением времени, если исчез контроль со стороны.
Элементарная воспитанность отличает человека хоть как-то воспитанного от невоспитанного вовсе. Если ребенок не кричит чуть что, как резаный, и не тащит еду из чужой тарелки, он уже получил элементарное воспитание. Элементарное воспитание говорит о том, ЧТО нужно делать, но в малой степени говорит о том - КАК, не говорит о стиле. Настоящая, или высокая воспитанность - это в большей степени КАК, это стиль, это красота движений и очарование интонаций. Высокая воспитанность - не только формальное и бездумное поведение, но и понимание смысла этого поведения, внутренняя приверженность воспитанности.
Воспитанность в человеке (или невоспитанность) для внимательного глаза видна издалека и является для людей с развитым самоуважением важным маркером. Воспитанность похожа на касту. Воспитанные люди образуют некий круг, куда допускают не всех, а только избранных, подобных себе - людей воспитанных. Воспитанный человек не выразит без необходимости неуважение к невоспитанному человеку, но никогда не будет вести с ним дружбу или всерьез иметь с ним дела.
Воспитанность, как совокупность правил человеческого общежития, во многих случаях достаточно успешно заменяет эмпатию и рекомендации психологов. Воспитанный человек позитивен, не использует конфликтогены, проявляет синтонность, выдержано и достойно ведет себя в конфликте не потому, что знаком с рекомендациями психологов, а просто потому, что он так воспитан. Во многих случаях практическая психология нужна лишь постольку, поскольку человек в свое время не получил должного воспитания.
Мнение Дмитрия Сергеевича Лихачёва, литературоведа и историка культуры, академика АН СССР:
"Если мужчина на
улице пропускает вперёд
Если со знакомыми он вежлив, а с родными из-за любой мелочи раздражается, - он невоспитанный человек.
Если он не считается с привычками, желаниями, предпочтениями своих близких, - он невоспитанный человек.
А если же он любит шутить над женой и детьми, иногда даже унижая их, особенно при посторонних людях, - этот мужчина просто глуп."
В основе всех хороших манер лежит забота - забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.
Надо не запоминать сотни
правил, а запомнить одно - необходимость
уважительного отношения к
3.4. Тесты на определение уровня воспитанности
В ходе проведения тестов (см. Приложение 1) на определение уровня воспитанности среди студентов 1-го и 2-го курсов, были получены следующие результаты:
-высокий - 18%;
-средний - 41%;
-низкий - 41%.
Из полученных результатов удалось выяснить, что в группе присутствуют равное количество испытуемых со средним и низким уровнем воспитанности.
-высокий - 27%;
-средний - 51%;
-низкий - 22%.
Из полученных результатов удалось выяснить, что в группе ярко выражен средний уровень воспитанности.
Основываясь на всем выше сказанном, хотелось бы подвести итог и дать рекомендации для обеих групп испытуемых. Студентам со средним уровнем воспитанности следует задуматься над своими манерами и принять меры по их совершенствованию. Студентам с низким уровнем воспитанности хотелось бы дать рекомендации, такие как чтение научных журналов и статей по теме воспитания, а также художественной литературы.
Также хотелось
бы отметить достаточно высокий уровень
воспитанности у студентов
Номер теста, кол-во ответов |
Тест 1 |
Тест 2 |
Тест 3 |
Уровень воспитанности | |||
высокий |
2 |
0 |
3 |
средний |
4 |
1 |
6 |
низкий |
3 |
8 |
0 |
Таблица 1. Результаты 1-го курса
Номер теста, кол-во ответов |
Тест 1 |
Тест 2 |
Тест 3 |
Уровень воспитанности | |||
высокий |
2 |
1 |
6 |
средний |
6 |
6 |
5 |
низкий |
3 |
4 |
0 |
Таблица 2. Результаты 2-го курса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ