Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 01:18, доклад
В последние годы отношения между учениками и учителями стали значительно сложнее и напряженнее. Это происходит по многим причинам, в том числе зависит от изменившегося отношения младших к старшим.
Школьные конфликты –одна из злободневных проблем современной
школы. К конфликтам обычно приводят противоречия между интересами,
ценностями, целями, мотивами, социальными ролями людей, групп,
человека и группы, противоборство между официальными и
неформальными лидерами, формальными и неформальными
микрогруппами, между их членами, имеющими разный статус, устойчивое
доминирование негативных эмоций как фоновых характеристик взаимодействия и общения.
ПРОБЛЕММА
КОНФЛИКТОВ В
ШКОЛЕ
И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
М. К. Николова, М. Д. Ингилизова
Софийский технический университет (Болга
рия)
В последние годы отношения между учениками и учителями стали значительно сложнее и напряженнее. Это происходит по многим причинам, в том числе зависит от изменившегося отношения младших к старшим.
Школьные конфликты –одна из злободневных проблем современной
школы. К конфликтам обычно приводят противоречия между интересами,
ценностями, целями, мотивами, социальными ролями людей, групп,
человека и группы, противоборство между официальными и
неформальными лидерами, формальными и неформальными
микрогруппами, между их членами, имеющими разный статус, устойчивое
доминирование негативных эмоций как фоновых характеристик взаимодействия и общения.
Конфликты между подростками, переходящие в школьные драки, увы,
случаются даже при самом благоприятном психологическом климате.
Иногда дети или подростки в результате такого разрешения конфликта
получают серьезные травмы. Всего этого можно избежать, если
школьники будут получать правильное воспитание. Культурное поведение, по мнению психологов, следует тренировать так же, как решение арифметических задач или умение грамотно писать. К сожалению, в современной школе на предметы эстетического цикла, развивающие
эмоциональную сферу ребенка и подростка, отводится не так много времени. Участие во внеклассных мероприятиях школы позволяет учащимся найти общие интересы, сдружиться. Такие мероприятия включают в себя несколько направлений:
первое –создание чувства безопасности;
второе –формирование позитивного отношения к самому себе;
третье –развитие умения устанавливать и поддерживатьдружеские отношения;
четвертое –формирование умения ставить цели.
В школе агрессия может проявляться не только при общении детей и
подростков. Конфликты возникают между учеником и учителем, между
учителями, учителями и администрацией. Агрессия, проявляемая в школе
на различных уровнях, непосредственно зависит
от уклада ее жизни, то
есть от организации всех
элементов учебно-
.
Отношения в педагогической деятельности между учителями и
учениками проходят сложные изменения в каждый возрастной период.
Реальный механизм установления нормальных отношений
с учащимися
видится в снижении количества конфликтов путем перевода их в
педагогическую ситуацию.
Поэтому в настоящее время умения управления конфликтами
являются важным инструментом в работе учителя, прежде всего потому,
что осознанное применение
соответствующих приемов
улучшению качества коммуникации детей, помо
гает сохранять и развивать
учебный коллектив, а также формирует общую управленческую и
конфликтологическую компетентность современного педагога.
Конфликты являются вечным спутником нашей жизни
.
В основе
любого
к
онфликта лежит
противоречие, которое ведет ли
бо к
конструктивным, либо к
деструктивным
послед
ствиям. Таким образом,
конфликты в самом общем виде
могут квалифицироваться как
кон
структивные
–
с позитивным знаком и деструктивные
–
с негативным
знако
м. Некоторые авто
ры
(
в частности У. Крейдлер
)
подразде
ляют
конфликты на
функциональные (ведущие к опти
миз
ации внутригрупповых
отношений,
более глубокому в
заимопониманию людей) и
дисфунк
циональные (имеющие следствием ухудшение, ожесточение
внутригрупповых отношений).
В настоящее время основное внимание в педаг
огике при разработке
проблемы конфликтов направлено на изучение следующих вопросов:
всестороннее изучение конфликтов в коллективах школьников;
конфликтологической компетентности педагога; педагогического
вмешательства в конфликты, путей их предупреждения и
разрешения.
Ряд авторов рассматривают конфликт как активное средство
выявления и формирования
нравственной зрелости подростка
(Т.В.Драгунова, А.В.
Ведется исследование вопросов сущности конфликтов, причин
разногласий в педагогических ко
ллективах (Э.И.Киршбаум, А.В.Баныкина
,
А.Х.Батчаева и др.). Изучаются особенности подготовки будущих
учит
елей к разрешению конфликтов в
педагогическом процессе
(С.В.Баныкина, А.Х.Батчаева, Л.И.Белозеро
ва, Г.М.Балтунова,
М.М.Рыбакова, Л.В.Симонова, Т.А.Чистякова, Н.Е.Щуркова).
Как показывают исследования (Ю.Н.Козырев, В.Б.Ольшанский и др.),
хуже всего учителя подготовлены к тому, чтобы решать психологические
задачи, возникающих в общении со школьниками,
их родителями,
коллегами по работе, школьной администрацией.
В связи с этими обстоятельствами учителю полезно овладеть
технологией педагогического
управления конфликтными ситуациями.
Однако именно вопросы совершенствования организации управления
конфликта
ми на сегодняшний день недостаточно исседованны и требуют
системного подхода в нахождении эффективных дидактических и
воспитательных решений постановленных педагогических и социальных
задач.
Исходя из этого, актуальной научной задачей в современных условия
х
является изучение научного статуса теории управления образованием в
целом и теории управления конфликтами на територии образовательного
учреждения в часности.
Управления педагогического конфликта
в образовательном
учреждении состоит из ряда этапов: постр
оение ориентировочной основы
деятельности педагогического управления конфликтами
;
программно
-
целевой этап реализации педагогического управления конфликтами
;
испольнительный этап реализации разработанной антиконфликтной
программы
;
контрольно
-
оценочный этап
, осуществляемый на каждом из
этапов
.
Сущность педагогического управления конфликтами в школьном
коллективе заключается в коррекции имеющихся противоречий и
формировании у субектов конструктивных умений координировать и
регулировать развитие конфликтной си
туации. Педагогическое управление
конфликтами предполагает построение его процесса в соответствии с
определенными тенденциями, в основе которых находится диалектика
возможного и действительного. Педагог получает возможность
корректировать и
процесс разрешения конфлектных
противоречий на фоне изменения характера межличностного общения.
Управление конфликтами закл
ю
чается не столько в устранении или
согласовании взаимных претензий, сколько в положительном изменении
межличностных отношении и фор
мировании у них антиконфликтной
напранленности.
Выбор методов управления зависит от многих факторов, поэтому, для
того чтобы выбор был правильным, педагог должен располагать
достоверной информацией о положении вещей в коллективе учащихся,
предвидеть возмож
ные варианты возникновения и разрешения
конфликтов, и лишь на основании данной информации выбирать те или
иные методы управления.
Конфликтологическая компетентность выполняет сле
д
ущие
логические связи различных видов компетентностей
педагога:
-
сигнализирует
об очагах социальной напряженности, системе
знаний, позволяющих констуктивно взаимодействовать и решать
коллективные потиворечия;
-
способствует познанию субъектами конфликта друг друга,
различных социально
-
психологических, статусных, возрастных позициях
об
ъектов управления, психологических характеристик субъектов
профессионального взаимодействия, лежащих в основе их
конструктивного поведения;
-
снимает психологическую напряженность, сопутствующую
столкновению различных стратегий поиска решения проблемы;
-
показ
ывает возможности взаимодействия между различными
субъектами образовательного процесса, раскрывает пути управления
конструктивными отношениями в коллективе учащихся, особенности
Информация о работе Проблема конфликтов в школе и пути их решения