Проблема кризисов детского развития (в раннем и дошкольном возрасте) в работах отечественных психологов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 22:31, контрольная работа

Краткое описание

Психология развития в
качестве предмета изучает закономерные изменения человека во времени и
связанные с этим факты и явления психической жизни. Время фиксирует все события
в строго заданной последовательности, не позволяя обгонять друг друга. Все эти
изменения влекут развитие. Развитие – это процесс необратимый, направленный к
закономерным изменениям. Приводит к возникновению количественных и качественных
структурных преобразований психики и поведения человека.

Содержание

Введение

Кризис
7-и лет кризис ребенок ранний возраст дошкольный
3.1 Общая характеристика дошкольного возраста
3.2 Новообразования дошкольного периода
3.3 Базовая потребность дошкольного периода
3.4 Признаки кризисного периода
4.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Текст работы.docx

— 34.76 Кб (Скачать файл)

Текст работы

Кафедра 
психологии

 

КОНТРОЛЬНАЯ 
РАБОТА

По дисциплине 
"Психология развития"

Тема "Проблема 
кризисов детского развития (в раннем и дошкольном возрасте) в работах 
отечественных психологов"

 

Содержание

 

1.   
Введение 

 
Кризис 
7-и лет кризис ребенок ранний возраст дошкольный

3.1 Общая характеристика  дошкольного возраста

3.2 Новообразования дошкольного  периода

3.3 Базовая потребность  дошкольного периода

3.4 Признаки кризисного  периода

4.   
Заключение

Список литературы

 

1. ВВЕДЕНИЕ

 

Психология развития в 
качестве предмета изучает закономерные изменения человека во времени и 
связанные с этим факты и явления психической жизни. Время фиксирует все события 
в строго заданной последовательности, не позволяя обгонять друг друга. Все эти 
изменения влекут развитие. Развитие – это процесс необратимый, направленный к 
закономерным изменениям. Приводит к возникновению количественных и качественных 
структурных преобразований психики и поведения человека.

 

3. КРИЗИС СЕМИ 
ЛЕТ

 

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) 
является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, 
осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это 
период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение 
с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со 
сверстниками, а так же приносит ребенку новые принципиальные достижения. В 
дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая 
употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и 
испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлением 
открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей. При этом он 
уясняет для себя создаваемую человеческой культурой двойственную природу 
рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность 
этого постоянства. В дошкольном возрасте ведущая деятельность – игра. Характер 
игры меняется вместе с развитием ребёнка, она тоже проходит этапы. В среднем 
дошкольном возрасте дошкольном возрасте преобладает ролевая игра. Смысл игры 
заключается в разделении ролей. В игре он имеет возможность прожить то, что 
является для него недоступным в жизни взрослых. В старшем дошкольном возрасте 
появляется игра по правилам.

Игра-критерий нормальности ребёнка, 
по тому как он играет, о нём можно многое узнать. Имеет важное значение для 
эмоционального развития. Она помогает справиться со страхами, порождёнными 
травмирующими ситуациями (ночные кошмары, ужасные истории, долгое пребывание в 
больнице). Главное, что ребёнок получает в игре-возможность взять на себя роль 

На границе дошкольного 
и младшего школьного возраста ребенок проходит через очередной возрастной 
кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 
годам. Причина кризиса состоит в том, что ребенок перерос ту систему 
отношений , в которую он включен. Кризис 3 лет был связан с осознанием себя 
как активного субъекта в мире предметов. Произнося "я сам", ребенок 
стремился действовать в этом мире, изменять его. Теперь он приходит к осознанию 
своего места в мире общественных отношений . Он открывает для себя 
значение новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением 
высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей 
внутренней позиции коренным образом меняет самосознание ребенка. Как считает 
Л.И.Божович, кризис 7 лет-это период рождения социального "я" 
ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что 
было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют 
свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Все, что имеет отношение к 
учебной деятельности (в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, что 
связано с игрой, - менее важным. Маленький школьник с увлечением играет, но 
игра перестает быть основным содержанием его жизни. В кризисный период 
происходят глубокие изменения эмоциональной сферы ребенка, подготовленные всем 
ходом личностного развития в дошкольном возрасте. Отдельные эмоции и чувства, 
которые испытывал ребенок четырех лет, были мимолетными, ситуативными, не 
оставляли заметного следа в его памяти. То, что он периодически сталкивался с 
неудачами в каких-то своих делах или иногда получал нелестные отзывы о своей 
внешности и испытывал по этому поводу огорчение, не влияло на становление его 
личности. Лишь немногие дошкольники приобретают высокий уровень тревожности и 
заниженные представления о себе; чтобы это произошло, в семье должна быть 
особая атмосфера недовольства и высокой требовательности. И, наоборот, в 
обстановке захваливания и восхищения вырастают дети с непомерно высокой даже 
для дошкольного возраста самооценкой; их тоже мало. Все эти случаи – результат 
усвоения постоянно повторяющейся оценки близких взрослых, а не обобщения 
собственного эмоционального опыта. В период кризиса 7 лет проявляется то, что 
Л.С. Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в 
учебе, в общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, 
приводит к формированию устойчивого эффективного чувства-чувства 
неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной 
значимости, компетентности, исключительности. Конечно, в дальнейшем эти 
аффективные образования могут изменяться, даже исчезать по мере накопления 
опыта другого рода. Но некоторые из них, подкрепляясь соответствующими 
событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие 
самооценки ребенка, его уровня притязаний.Усложнение эмоционально-мотивационной 
сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Это не слепок с 
внешней его жизни. Хотя внешние события составляют содержание переживаний, они 
своеобразно преломляются в сознании. Важной стороной внутренней жизнистановитсясмысловая арентировка в собственных действиях. Это интеллектуальное 
звено в цепи действий ребенка, позволяющее ему адекватно оценить будущий 
поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Оно 
исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Благодаря 
этому механизму утрачивается детская непосредственность: ребенок 
размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и 
колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. Ребенок внешне уже не 
такой, как "внутренне", хотя на протяжении младшего школьного 
возраста еще будут в значительной мере сохраняться открытость, стремление 
выплеснуть все эмоции на детей и близких взрослых, сделать то, что сильно 
хочется. На данной стадии, совпадающей сдошкольным возрастом ребенок 
активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых, быстро 
учится всему, приобретает новые обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива. 
Когда поведение ребенка становится агрессивным, инициатива ограничивается, 
появляются чувства вины и тревожности; таким образом закладываются новые 
внутренние инстанции – совесть и моральная ответственность за свои действия, 
мысли и желания. Взрослые не должны перегружать совесть ребенка. Чрезмерное 
неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное 
ощущение своей вины, страх перед наказанием за тайные мысли, 
мстительность. Тормозится инициатива, развивается пассивность. На этом 
возрастном этапе происходит половая идентификация, и ребенок осваивает 
определенную форму поведения, мужскую или женскую [3]. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, 
он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Ребенок приходит к 
осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя 
значение новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением 
высоко ценимой взрослыми учебной работы. Происходит переоценка ценностей. То, 
что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки), 
оказывается ценным, то, что связано с игрой – менее важным. Ребенок начинает 
утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая 
логика мышления. В этот 
период развития собственная активность ребёнка определяется самим малышом, 
детерменированная его внутренними состояниями. Ребёнок в этом процессе 
выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий 
её цели, ищущий пути и способы их достижения. Ребёнок здесь выступает как 
свободная личность, реализующая свою волю, свои интересы, свои потребности. Он 
понимает и осознает разницу идущую от него самого( " Я сам") и 
активностью идущей от взрослого, направляющего и регулирующего его деятельность 

 

К 7 годам 
возникает ряд сложных образований, которые приводят к тому, что трудности 
поведения резко и коренным образом меняются, они принципиально отличны от 
трудностей дошкольного возраста. Такие новообразования, как самолюбие, 
самооценка, остаются, а симптомы кризиса: манерничанье, кривлянье - преходящи. 
В кризисе семи лет благодаря тому, что возникает дифференциация внутреннего и 
внешнего, что впервые возникает смысловое переживание, возникает и острая 
борьба переживаний. Ребенок, который не знает, какие взять конфеты - побольше 
или послаще, не находится в состоянии внутренней борьбы, хотя он и колеблется. 
Внутренняя борьба (противоречия переживаний и выбор собственных переживаний) 
становится возможна только теперь. Этот кризис саморегуляции, напоминает кризис 
1 года. Ребёнок начинает регулировать своё поведение правилами. Раньше 
покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии, на внимание к себе, 
поведение становиться вызывающим. В поведении появляется демонстративная 
наивность, которая окружающими воспринимается как неискренность, кажется 
излишне взрослым, предъявляет к окружающим претензии. Для ребёнка распадается 
единство аффекта и интеллекта, и этот период характеризуется утрированными 
формами поведения. Ребёнок не владеет своими чувствами; не может сдерживать, но 
и не умеет управлять ими. Утратив одни формы, он не приобрёл ещё другие. 
Новообразованием кризиса 7 лет является возникновение личного сознания и 
конкретной самооценки, комплексы готовности к 
школьному обучению:

1.   
Коммуникативная готовность. Заключается в том, что ребёнок может 
нормально взаимодействовать с людьми по правилам, нормам. В дошкольные годы 
социализация детей позволяет им преодолеть агрессивность, они становятся более 
внимательными, заботливыми, готовыми сотрудничать с другими детьми. Дошкольники 
умеют "вчувствоваться" в состояние окружающих. Они начинают понимать, 
что их сверстники и взрослые чувствуют и переживают не всегда так, как они. К 
6-7 годам для ребёнка происходит расслаивание сферы человеческих 
взаимоотношений на нормативные (в деятельности) и человеческие (по поводу 
деятельности). Последние носят управляющий характер по отношению к первым, в 
них нормы ставятся под индивидуальный контроль. Дошкольник путает эти две 
сферы, для него симпатия и антипатия более значимы, чем нормы и правила.

2.   
Когнитивная готовность. Уровень развития познавательных 
процессов: внимания. Мышления, памяти, воображения. Ребёнок начинает 
формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить её 
описание. Делает он это с помощью сказки. Сказка – это такая знаковая система, 
с помощью которой ребёнок интерпретирует окружающую действительность. Затем это 
сказочное мышление разрушается ("Это не по правде!"). когда ребёнок 
начинает различать быль и не быль, сказка превращается в миф. К возрасту 5-7 
лет ребёнок пытается ребёнок пытается осмыслить такие явления как смерть. 
Мышлению ребёнка этого возраста свойственен анимизм – стремление приписать 
неодушевлённым предметам или животным человеческие черты. Желание взрослых 
избежать ответов на вопросы детей приучает их к мысли, что эта тема запретна. 
Уклончивая или искажённая информация может помешать детям проанализировать свои 
чувства и мысли и вызвать необоснованную тревогу. Так же важно не давать детям ту 
информацию, о которой они не спрашивают и с которой не могут справиться 
эмоционально или осмыслить до конца. Лучший вариант – дать простые и прямые 
ответы на их вопросы.

3.   
Уровень эмоционального развития. Ребёнок должен научиться 
преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Позволяет этому 
научиться игра. Дети старшего дошкольного возраста должны так же научиться 
справляться с агрессивностью. Есть определённая закономерность в развитии 
детской агрессивности. Пик её приходиться на 4,5 года, а затем постепенно 
убывает, пока не сходит на нет. К началу школьного возраста дети усваивают 
нормы поведения, которые способствуют снижению агрессивности. Родители могут 
ускорить этот процесс, прививая детям навыки социального общения и стимулирую 
чувствительность к переживаниям других.

4.   
Технологическая оснащённость. Имеется в виду минимум знаний, 
умений, навыков (ЗУН), позволяющих обучаться в школе. Под ЗУН понимается умение 
читать , писать, считать. Психологи считают, что важнее иметь развитое воображение. 
Воображение – это действие в смысловом поле, оно является предтечей мышления.

5.   
Личная готовность. Личная готовность проявляется в 
самоактуализации. Это значит, что он открывает себя с радостью, что он такой, 
что он есть, а главное - с любовью и восторгом. Для девочек самоакуализация ещё 
в раннем детстве выступает в виде привлекательности, а для мальчиков – в виде 
эффективности.

Под 
влиянием этих двух факторов у дошкольника складываются основные структуры 
личности:

1.   
Притязание личности (эффективность и привлекательность). Уровень 
притязаний формируется путём успехов и неудач. Если ребёнок найдёт свою сферу 
деятельности или общения, то страх компенсируется уверенностью в себе, в своих 
силах. Позиция уверенности: "Всё зависит от меня, от моих способностей". 
Позиция неуверенности: " От меня ничего не зависит, всё под влиянием рока".

2.   
Формирование Я - концепции. Я-концепция включает в себя 3 
аспекта:

а) 
оценочный: ребёнок не может оценить такие свои качества, как доброта, чуткость, 
но он их знает.

б) 
когнитивный- -способность составить описание самого себя.

в) 
эмоциональный. Восприятие связано с типом переживаний. Если взрослый помнит 
себя ребёнком, то ведущую роль играет эмоциональный фон (удивление, страх, 
угроза). Ребёнка можно понять через рисунки.

3. Перспективы 
личности у ребёнка связаны с его образом взрослости. Если образ взрослости 
присоединён к обучению, то он будет удовлетворять ребёнка, и наоборот. 
Перспектива – это цель, реализация которой связана со смыслом жизни. Без 
осознания перспективы нет деятельности.

4. Формирование 
иерархии побуждений, иерархии мотивов. К 5-6 годам складывается механизм 
смысловой коррекции побуждения к действию. Действие становиться поступком, и 
ребёнок выбирает, какой смысл будет иметь тот или иной поступок.

 

3.3 Базовая 
потребность в дошкольном периоде

 

Базовая 
потребность – уважение. Любой младший школьник выказывает претензию на 
уважение, на отношение к нему как к взрослому. Если потребность в уважении не 
будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на 
основе понимания. " Я открыт для понимания, если уверен, что меня уважают". 
Затруднения в усвоении новых форм и правил поведения могут вызвать 
неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль. Дети учатся 
удовлетворять свои физические и духовные потребности способами, приемлемыми для 
них самих и тех, с кем они общаются. Важно в этот период не оказывать давление 
на ребёнка, а позволить ему самому решать определённые задачи, не давать 
готовых ответов, а осторожно направлять в действии, помогать ему самому найти 
решение].

3.4 Признаки 
кризисного периода семи лет

 

На основе 
возникновения личного сознания возникает кризис 7 лет. Основные признаки кризиса 
семи лет:

1) потеря 
непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, 
какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;

2) 
манерничанье; ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа 
закрыта);

3) симптом 
"горькой конфеты": ребенку плохо, но он старается этого не показать. 
Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится 
неуправляемым;

4) 
переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит), 
благодаря этому у ребенка возникают новые отношения к себе, которые были 
невозможны до обобщения переживаний.

5) к 
кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное 
обобщение, логика чувств. Есть глубоко отсталые дети, которые на каждом шагу 
переживают неудачи, проигрывают. У ребенка школьного возраста возникает 
обобщение чувств, т.е., если с ним много раз случалась какая-то ситуация, у 
него возникает аффективное образование, характер которого так же относится к 
единичному переживанию или аффекту, как понятие относится к единичному 
восприятию или воспоминанию.

В основе 
этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя 
жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на 
внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее 
влияет. Возникновение внутренней жизни - чрезвычайно важный факт, теперь 
ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни. Кризис 
требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания 
отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью 
людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно 
полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении 
скорее пойти в школу. Нередко более высокую ступень развития, которой ребенок достигает 
к семи годам, смешивают с проблемой готовности ребенка к школьному обучению. 
Наблюдения в первые дни пребывания ребенка в школе показывают, что готовности к 
обучению в школе у многих детей еще нет [4].

Информация о работе Проблема кризисов детского развития (в раннем и дошкольном возрасте) в работах отечественных психологов