Проблема лидерства в коллективе. Стиль руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 17:11, творческая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть проблему лидерства и руководства в коллективе, а также стили руководства;
Задачи:
1. Ознакомиться с литературой по выбранной теме;
2. Дать определение понятиям «руководитель» и «лидер»;
3. Выделить общее и различное в понятиях «руководитель» и «лидер»;
4. Изучить стили руководства, их преимущества и недостатки.

Содержание

Введение ……………..…………………………………………………………3
1. Руководитель и лидер в коллективе. Общее и различное в понятиях
«руководство и «лидерство» ………………………………………………….4
2.Характеристика стилей руководства ……………………………………….8
2.1 Авторитарный стиль …………………………………………………...9
2.2 Демократический стиль ………………………………………………10
2.3 Нейтральный (либеральный, попустительский) стиль …………….11
Заключение …………………………………………………………………….13
Список литературы ……………………………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

психология,проблема лидерства.docx

— 41.29 Кб (Скачать файл)

Очевидными недостатками авторитарного стиля являются:

  • подавление (неиспользование) инициативы, творческого потенциала исполнителей;
  • отсутствие действенных стимулов труда;
  • громоздкая система контроля;
  • в крупных организациях - обюрокрачивание аппарата управления;
  • невысокая удовлетворенность исполнителей своим трудом;
  • высокая степень зависимости работы группы от постоянного волевого прессинга руководителя и пр.

Авторитарный  стиль руководства вполне уместен при наличии по крайней мере двух условий: а) того требует производственная ситуация; б) персонал добровольно и охотно соглашается на авторитарные методы руководства. Ведь при всех "издержках" авторитарному стилю присущи и немаловажные достоинства:

  • обеспечивает четкость и оперативность управления;
  • создает видимое единство управленческих действий для достижения поставленных целей;
  • минимизирует время принятия решений, в малых организациях обеспечивает быструю реакцию на изменение внешних условий;
  • не требует особых материальных затрат;
  • в "молодых", недавно созданных, предприятиях позволяет успешнее (быстрее) справиться с трудностями становления и пр.

 

2.2 Демократический стиль руководства

Преодолеть недостатки авторитарного  стиля позволяют экономические и социально-психологические методы управления, свойственные демократическому стилю руководства.

Преимущества демократического стиля заключаются в том, что он позволяет:

  • стимулировать проявление инициативы, раскрывать творческий потенциал исполнителей;
  • успешнее решать инновационные, нестандартные задачи;
  • эффективнее использовать материально-договорные стимулы труда;
  • включить также психологические механизмы трудовой мотивации;
  • повысить удовлетворенность исполнителей своим трудом;
  • создавать благоприятный психологический климат в коллективе и т.д.

Однако демократический стиль  руководства не при всех условиях применим. Как правило, он успешно срабатывает при следующих условиях:

  • стабильном, устоявшемся коллективе;
  • высокой квалификации работников;
  • наличии активных, инициативных, нестандартно думающих и действующих работников (пусть даже и в небольшом количестве);
  • неэкстремальных производственных условиях;
  • возможности осуществления весомых материальных затрат.

Такого рода условия далеко не всегда имеются, да к тому же это именно условия, делающие применение демократического стиля только лишь возможным. Превратить эту возможность в действительность - задача тоже не из легких.

2.3 Нейтральный  (либеральный, попустительский) стиль

Концепция типовых стилей руководства  включает в себя и третий тип - нейтральный, или попустительский, либеральный. На него обычно обращается мало внимания, так как он крайне редко встречается в практике. Этот стиль характеризуется как раз отсутствием всякой системы в применении этих методов. Его типичные черты:

  • уход от принятия стратегически важных решений;
  • предоставление делам возможности идти своим чередом, самотеком;
  • незначительный контроль подчиненных;
  • использование коллективного способа принятия решений для уклонения от ответственности;
  • равнодушие к критике;
  • безразличие к персоналу и т.д.

Недаром еще К. Левин называл  этот стиль анархическим, так как  его непременные условия - практически  абсолютная свобода исполнителей при весьма слабом управленческом воздействии. Общепризнанно, что подобная неконтролируемая свобода персонала в сфере производства почти всегда вредна. Однако возможны ситуации, когда такой стиль руководства оправдан, например при очень высокой компетентности и ответственности персонала и слабой подготовке самого руководителя. Вероятно также, что такой стиль может подойти для руководства научными или другими творческими коллективами при непременном, правда, наличии сильных и дисциплинированных исполнителей.

Итак, приемлемость того или иного  стиля руководства определяет в конечном счете производственная ситуация, описываемая множеством факторов. Отсюда должно следовать, что руководитель обязан уметь применять любые стили руководства, меняя их в зависимости от ситуации.

Кроме того, нельзя забывать, что выделенные в анализе типовые стили руководства - это "идеальные типы", конструктивные абстракции, в чистом виде в природе деловых отношений не встречающиеся. Любой реальный стиль конкретного руководителя - это всегда некая комбинация приемов из множества стилей, но, конечно, с преобладанием какого-то одного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак,  в ходе работы мы рассмотрели проблему лидерства  в коллективе, а также изучили основные стили руководства

Лидер – это член группы, за которым  она признает право принимать  ответственные решения в значимых для неё ситуациях, то есть, наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а чаще, назначают, лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими, признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности. Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несёт юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определёнными возможностями санкционирования – наказания и поощрения подчинённых в целях воздействия на их производственную активность. В отличие от лидера, руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу (коллектив) в других организациях.

Возникновение неформальных групп, а  значит и лидеров неизбежно. Поэтому  задача руководителя контролировать данный процесс, с целью избегания возникновения групп, цель которых будет идти вразрез с основной целью организации.

Также одно из ведущих мест занимает проблема формирования оптимального стиля руководства. Наиболее распространённой классификацией стилей руководства - является классификация немецкого психолога Курта Левина, который выделял авторитарный, демократический и попустительский стили. В каждом из них есть свои преимущества и недостатки. Поэтому грамотный руководитель должен уметь применять в своей деятельности наиболее эффективные методы каждого из этих стилей.

Список  литературы

1.Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 384с.

2.Занковский А.Н. Организационная психология. -  М.: Флинта, 2002. - 648 с.

3.Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 279 с.

4.Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Мысль, 1971. - 351 с.

5.Психологический словарь. М.:Педагогика, 1983. – 601 с.

1 Психологический словарь. М.:Педагогика. 1983, С. 176.

2 Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. С. 310— 311.

 


Информация о работе Проблема лидерства в коллективе. Стиль руководства