Проблема формирования эффективного коллектива и команды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 18:14, реферат

Краткое описание

Цель реферата – анализ психологических аспектов формирования команды менеджером среднего звена внешнеторговой организации.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи исследования:
- рассмотреть сущность понятия «команда» и виды команд;
- изучить психологические основы формирования команды, распределение ролей в команде;
- проанализировать факторы, влияющие на эффективность команды;
-.рассмотреть критерии оценки командной работы;
- провести эмпирическое исследование командной работы двух отделов организации на примере ООО "Танаис" и сформулировать выводы по его итогам.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования команды 6
1.1. Сущность понятия «команда», виды команд 6
1.2. Психологические основы формирования команды 14
1.3. Распределение ролевых функций в команде 20
Глава 2. Теоретические аспекты управления эффективностью команды 26
2.1. Внешние и внутренние факторы, влияющие на эффективность 26
2.2. Оценка эффективности командной работы 30
Заключение 34
Список используемой литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы формирования эффективного коллектива и команды.docx

— 242.81 Кб (Скачать файл)

Проблемы формирования эффективного коллектива и команды

 

Оглавление

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования команды 6

1.1. Сущность понятия «команда», виды команд 6

1.2. Психологические основы формирования команды 14

1.3. Распределение ролевых функций в команде 20

Глава 2. Теоретические аспекты управления эффективностью команды 26

2.1. Внешние и внутренние факторы, влияющие на эффективность 26

2.2. Оценка эффективности командной работы 30

Заключение 34

Список используемой литературы 35

 

Введение

 

Во все  времена людям надо производить  необходимые для жизни товары, продавать их и оказывать услуги. Хорошо они это делают или нет, зависит от их знаний, мастерства, творческих способностей, отношения к работе, используемых технологий, а также  не в меньшей степени – от деловых  качеств тех, кто ими руководит. Традиционно считалось, что ключевой фигурой в работе компании является ее руководитель. Роль управленческой команды в успехе бизнеса недооценивалась. Но практика менеджмента в последние  годы показала, что это неоправданно и недальновидно. От того, насколько эффективна работа команды, в конечном счете, зависит уровень финансовых показателей организации.

Деятельность команды базируется на довольно специфической функции  – командной выработке решения, в отличие от управленческого аппарата, где принятие решения распределено по уровням его подготовки и утверждения. Кроме того, каждая команда имеет особую внутреннюю координацию действий, основанную не на жесткой иерархической структуре подчинения и контроля, а на гибкой взаимосвязи между членами команды. Как показывают исследования, именно так понимают члены различных команд способ взаимодействия между собой. Например, на вопрос интервьюера: «Обсуждаются ли в среде руководителей альтернативные пути решения той или иной проблемы?» - свыше 70% опрошенных руководителей, считающих, что они работают в команде, ответили положительно, в то время как среди их коллег, не работающих, по их собственному мнению, в команде, это подтверждают только 34%.

Умение менеджера внешнеторговой организации создать работоспособную команду стало в последнее десятилетие одной из необходимых  компетенций руководителя, наряду с профессионализмом, квалификацией и опытом.

На современном  этапе развития российской экономики формы взаимодействия менеджеров и сотрудников не отличаются излишней доверительностью, взаимовыручкой и нацеленностью на общий успех. Слишком памятна еще постперестроечная разруха в экономике и кризис неплатежей 1998 г., когда каждый предприниматель спасался самостоятельно и ни на кого не надеялся. Практически над всеми наемными служащими в коммерческих организациях висел «Дамоклов меч» увольнения по сокращению штатов. Неспокойно в эти нелегкие времена работалось и в государственных учреждениях: служащие могли ощутить, почувствовать на себе «дыхание» кризиса неплатежей и нестабильность хозяйственных связей в экономике.

С точки  зрения психологии эта «память на чувства» о событиях ушедшего десятилетия у наших современников гораздо сильнее «памяти на рациональные соображения». Но именно рациональные соображения диктуют необходимость обратиться к вопросу, какие шансы на выживание имеет в нынешних условиях коллектив внешнеторговой организации, не ощущающий себя единой сплоченной командой? Для чего нужна команда в современном бизнесе? Какую общность людей в этой сфере деятельности можно с полным основанием назвать «командой единомышленников»? Какие ассоциации возникают у нас, когда мы слышим признания руководителей внешнеторговых структур, что 90% успеха любого самого трудного начинания таятся в командной работе? К сожалению, российские менеджеры не всегда уделяют достаточно внимания поиску ответов на вышеприведенные вопросы. Поэтому изучение проблемы командной работы в целом и формирования продуктивной команды менеджером среднего звена, в частности, представляется актуальной задачей.

Цель реферата – анализ психологических аспектов формирования команды менеджером среднего звена внешнеторговой организации.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи исследования:

- рассмотреть сущность понятия «команда» и виды команд;

- изучить психологические основы формирования команды, распределение ролей в команде;

- проанализировать факторы, влияющие на эффективность команды;

-.рассмотреть критерии оценки командной работы;

- провести эмпирическое исследование  командной работы двух отделов  организации на примере ООО  "Танаис" и сформулировать выводы по его итогам.

 

Глава 1. Теоретические аспекты формирования команды

1.1. Сущность понятия «команда», виды  команд

 

По мере возрастания роли групповой работы в реализации задач внешнеторговых организаций повышается потребность в развитии таких качеств группы, которые превращают ее в тесно сплоченный коллектив единомышленников. Специалисты выделяют три разновидности группы с точки зрения их единства в понимании целей деятельности, в заинтересованности общего успеха, взаимодействия членов группы

а) обыкновенная группа сотрудников  – это сообщество индивидов, которое  регулярно взаимодействует, решая  единые задачи, и имеют схожие интересы;

б) рабочая  группа – небольшое сообщество индивидов, которые осознают, взаимодействуют  и чувствуют друг друга как  целое. В рабочей группе создаются оптимальные условия для эффективной деятельности, включая взаимообмен информацией (примером рабочей группы может служить делегация внешнеторговой организации на переговорах). Члены рабочей группы характеризуются большей взаимозависимостью и взаимной ответственностью;

в) команда  – это особый вид группы, которая  характеризуется наличием специальных  черт, определяющих эффективность ее деятельности. В команде все указанные  выше характеристики присутствуют, но добавляются еще некоторые:

  • члены команды трудятся совместно, проявляя доверие к профессиональным и нравственным качествам партнеров;
  • в команде более тесное взаимодействие и взаимная зависимость;
  • работа в команде требует большего вклада от всех членов для реализации своего потенциала;
  • для командной работы присуще чувство локтя, гордость за совместные достижения;
  • работа в команде предполагает устойчивую обратную связь, которая позволяет членам команды осознать, как их воспринимают коллеги и окружающие.

Если  обратиться к этимологии слова «команда» (от франц. commande, от англ. command), то пришло оно к нам из средних веков. В свое время в духовно-рыцарском ордене родственное слово «командор» обозначало одно из высших званий рыцаря, в более поздние времена это слово вошло в обиход некоторых стран и стало обозначать: начальник отряда судов, председатель яхт-клуба, руководитель автомобильного, велосипедного и др. пробегов и т.п. Если попытаться и дальше заглянуть в этимологию этого слова, то ясно, что в основе слова лежит корень “com”, который обозначает «совместность, взаимность действий, их завершенность».

Кроме того, имеется еще и масса смысловых  значений слова «команда», из которых, как представляется, самым интересным является «команда в бизнесе» или  скорее «team» по-английски. Именно слово «team» и используется в современной англоязычной литературе для обозначения командного принципа организации любого вида деятельности, например, внешнеэкономической деятельности.

Существуют  разные подходы к определению  понятия «команда». Сложность определения  данного понятия привела к  тому, что некоторые авторы монографий, учебников и учебных пособий  стремятся к тому, чтобы, анализируя достоинства, трудности и проблемы командной работы, исключить в  тексте дефиницию «команда».

Достаточно  просто формулирует понятие «команда»  заведующий кафедрой управления персоналом Института государственного управления и социальных исследований профессор  В.П.Пугачев: «команда – это сплоченная рабочая группа, или трудовой коллектив». Получается, что любой отдел, сектор, департамент и иное функциональное подразделение компании, являясь трудовым коллективом, следует считать командой. Трудно согласиться с таким определением команды, ибо далеко не каждый трудовой коллектив обладает необходимым уровнем сплоченности, единством в понимании целей и задач совместной работы.

Более полную характеристику понятию «команда»  дают ученые МГУ О.А.Волкогонова  и А.Т.Зуб: «Команда – группа людей, имеющих высокую квалификацию в  определенной области и максимально  преданных общей цели деятельности, для достижения которой они действуют  сообща, взаимно согласовывая свою работу».

Преподаватель Института бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве  РФ А.И.Кочеткова посвятила проблеме формирования и развития команды  в своей монографии отдельную  и солидную по объему главу. Она считает, что «команда – это небольшая  группа работников, стремящихся к  достижению общей цели, постоянно взаимодействующих и координирующих свои усилия».

Профессор ВАВТ Л.Г.Зайцев, подчеркивая мысль  о том, что понятие «команда»  отличается от понятия «группа», приводит следующее определение: «Команда – это рабочая группа, в которой обеспечено единство членов, и уровень противоречий внутри группы находится на минимальном уровне».

Профессор ВАВТ В.П.Медведев выделяет два существенных элемента команды: ее численность и  предназначение. Он считает, что команда  – это «группа людей, состоящая  из 3-х и более человек, созданная  для выполнения определенных совместных действий».

Среди зарубежных исследователей феномена «командная работа»  отметим мнение известных специалистов М.Х. Мескона, М. Альберта и М. Хедоури, которые понятие «команда» отождествляют с понятием «комитет». Поэтому их определение звучит так: «Комитет – это группа внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий В основе работы комитета – групповое принятие решений и осуществление действий» .

В дальнейшем под командой менеджера будем понимать «группу специалистов-единомышленников, объединенных общей целью деятельности и сплоченных вокруг своего лидера, который одновременно является менеджером соответствующего уровня».

Специфика команды как социальной группы в  том, что неформальные отношения  между ее членами могут иметь  большее значение, чем формальные, а действительная роль и влияние конкретной личности могут не совпадать с ее официальным статусом. На основе собственных ценностей в команде развивается специфическое чувство общности, объединяющее членов команды.

Деятельность  команды и поведение каждого  ее участника осуществляется на основе определенных «предписаний» - правил работы, которые представляют собой совокупность добровольно принятых членами команды  неписаных принципиальных положений  и важнейших норм. С помощью  этих правил обеспечивается внутренняя организация команды, «разделение труда», координация, согласование и единство действий, четкая система контроля. Правила служат для регулирования внутрикомандных отношений, деятельности и поведения членов команды.

В качестве характеристик, присущих команде, можно  отметить следующие:

- единство  целей членов команды. Сотрудники  должны понимать командную цель  одинаково, чтобы «не тянуть  в разные стороны» при ее  реализации;

- умение  и желание работать. Представляется, что первому – «умению работать»  еще можно научить. А вот  без «желания работать» даже  профессионал не внесет существенного  вклада в деятельность команды.  Вот что утверждает вице президент  «Русской вино-водочной компании» Константин Попов: «В команде должны работать те люди, которые хотят в этой жизни чего-то достичь. К сожалению, по статистике 40% людей, живущих в России, ничего не хотят достигать. Для них самое главное – защититься от каких-то неблагоприятных воздействий. На умном языке это называется мотивация избегания… Каждый новый человек, который приходит к нам, должен гореть на работе, принести какие-то новые навыки и умения для компании, проявлять разумную активность и заинтересованность в общем успехе»;

- умение  и желание общаться друг с  другом. Это необходимо для того, чтобы при решении определенных  задач члены команды понимали  друг друга и быстро договаривались;

- отношения  партнерства и доверия друг  к другу. В этой характеристике  понимание роли каждого члена  команды для реализации общего  дела представляется чрезвычайно  важным;

- сплоченность. Сплоченность характеризует степень  приверженности к команде ее  членов. Принято считать, что группа, в том числе и команда, удовлетворяет человека до тех пор, пока ион полагает, что «выгоды» от членства в ней не просто превалируют над «издержками», но превалируют в большей степени , чем это могло быть в какой-либо другой группе или команде. В сплоченной команде сотрудники готовы поддерживать «своего» члена команды и отстаивать общие интересы команды всегда и везде.

- обратная связь. Устойчивая обратная связь позволяет членам команды осознавать, как их воспринимают коллеги и окружающие.

В печати отмечается: неудачные попытки некоторых руководителей внешнеторговых организаций на «голом месте» создать команду для решения какой-либо конкретной производственной задачи обусловлены непониманием принципов объединения людей. Команда – это всегда производное командного духа, а «вселить» его в простую группу людей, пробудить или поддерживать - самая сложная задача для любого руководителя. Это требует и таланта, и условий, которые далеко не всегда выполнимы. Следует иметь в виду, что создание команды в современных условиях является по большей части «производством штучного товара». И главным препятствием для широкого внедрения этой технологии в России является состояние массового сознания. Как отмечается в современных исследованиях, «российскому бизнесу еще предстоит пройти путь от общинной бессознательности через животный эгоизм – к осознанному взаимовыгодному сотрудничеству нового времени. Пока такой модели нет в массовом сознании, следовательно, ее нет ни в обучающих системах, ни в бизнес-технологиях».

Информация о работе Проблема формирования эффективного коллектива и команды