Проблемные дети и семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 22:48, дипломная работа

Краткое описание

По отношению к подростку термин "трудновоспитуемость" означает
невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому
воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном
развитии, отсюда - проявления недостатков развития, неправильных установок в
поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И,
как результат, - сначала "трудные" дети и школьники, а затем - взрослые с
устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении.
В чем же причины такого отставания?

Вложенные файлы: 1 файл

программа для диплома.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей у них еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями.

Классному руководителю необходимо организовать:

  • общение в микрогруппах ближайшего окружения;
  • деятельность, направленную на самопознание и самоопределение учащихся, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей.

Принципом работы с трудновоспитуемыми является гуманно-личностный подход к ребенку. Несмотря на то, что такой подход предполагает отношения, основанные на доброте и мягкости, любви и уважении, нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение и заискивание перед учениками. Крайности воспитательного стиля противопоказаны в педагогике. Должны соблюдаться определенные границы личностного подхода.

Для развития большого диапазона личностных качеств методом "Я - положительное и Я - отрицательное" эффективнее всего оптимистический подход, поощрение, успех.

При наличии у ребенка отрицательной "Я - концепции" абсолютно противопоказано принуждение, требуется поиск положительного в личности, вера и понимание душевного состояния ребенка. При отягощении трудности состояниями ожесточения должны быть проявлены сострадание, прощение, щадящий подход, помощь.

В случае перехода к еще более низкому уровню "Я - концепции (Я - агрессия и Я - эго)" личностный подход должен быть заменен тормозящими приемами; правомерно принуждение и наказание, поскольку в таких случаях учащийся становится опасен для окружающих.

Из положительной "Я - концепции" может развиваться и эгоистический комплекс; в этом случае также приемлемы тормозящие приемы.

При планировании воспитательной работы классного руководителя рекомендуется:

  • провести анализ результатов воспитательной работы за прошедший учебный год;
  • поставить задачи воспитательной работы;
  • выделить основные разделы плана.

В табл. 2-4 приведены примерные планы работы с педагогически запущенными детьми.

Таблица 2

Воспитательная работа с учащимися на разных ступенях обучения

Начальная ступень

Средняя ступень

Старшая ступень

1. Работа с коллективом  учащихся

2. Деятельность, направленная  на выявление педагогически запущенных  детей через коллективные творческие  дела, классное самоуправление и т. д.

3. Индивидуальная работа  со слабоуспевающими

1. Пути формирования воспитывающего  детского коллектива в классе.

2. Организация самопознания  и самовоспитания педагогически  запущенных детей.

3. Определение форм индивидуальной помощи.

4. Организация медицинской  помощи, включение в работу секций  и кружков.

5. Совместная работа классного  руководителя с семьями, общественностью  и правоохранительными органами

1. Работа с коллективом  учащихся.

2. Деятельность детей, включение  их в общественно полезные дела, самоуправление, самодиагностика личности.

3. Индивидуальная работа


 

Таблица 3

Организация помощи педагогически запущенным детям

 

Направления работы, мероприятия

Сроки исполнения

Ответственный

1. Организация педагогической помощи

   

1.1. Создание благоприятных условий для развития личности учащихся.

1.2. Отслеживание пробелов  в знаниях, умениях и навыках  учащихся.

1.3. Проведение дополнительных  занятий, консультаций. Снятие "синдрома  неудачника".

1.4. Укрепление положения  детей в классном коллективе, помощь учащимся в выполнении общественных поручений.

 

1.5. Формирование положительной "Я-концепции".

1.6. Оказание медицинской  помощи родителям педагогически  запущенных детей и учащимся  из неблагополучных семей

В течение года

 

Постоянно

 

По расписанию

 

 

В течение года

 

 

 

В течение года

 

В течение года

Классный руководитель

Администрация, учителя-предметники

Учителя-предметники

 

Классный руководитель, старший вожатый, зам. директора по ВР

Классный руководитель, психолог

Классный руководитель, психолог, администрация

2. Организация медицинской помощи

2.1. Проведение диспансерного осмотра детскими врачами с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.

2.2. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсичным средствам:

 

• анкетирование учащихся 1 -11 -го классов, родителей;

• заседание "круглого стола" на тему "Наркомания, алкоголизм - слабость или болезнь";

• заседания семейных клубов "Курение - цена модной привычки" «Наркомания среди подростков»

• лекции для родителей:

"Психология ранней  наркомании"6-7-й кл.;

"Проба наркотика - шаг  в пропасть" 9-й кл.;

"Сигарет, не приносящих  вреда, - нет" 5-й кл.;

"Профилактика наркомании, токсикомании,

алкоголизма".

2.3. Половое просвещение детей, решение проблем половой идентификации

Систематически

 

 

 

 

В течение года по планам классных руководителей

Март

 

Декабрь

 

 

Январь

 

 

 

Март-апрель

Март

Апрель

 

В начале года

 

В начале года

Фельдшер, родители

 

 

 

 

Классные руководители, фельдшер, психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классный руководитель, врач

3. Организация психологической помощи

3.1. Изучение психологического  своеобразия учащихся (наблюдение, беседы).

3.2. Выявление проблем  семейного воспитания (наблюдение, беседы).

3.3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

3.4. Индивидуальные беседы  с учащимися с целью помочь  им совершать более осознанные  поступки.

3.5. Организация работы  психологического тренинга 'Толерантность" для детей из неблагополучных семей

В течение года

 

 

В течение года

 

Систематически

 

 

 

Систематически

 

 

1 раз в неделю

Психолог

 

 

Психолог

 

Психолог, Центр медико-психолого-педагогического сопровождения детей

 Психолог

 

 

Психологи школы и наркодиспансера

4. Организация свободного времени

4.1. Изучение интересов  и способностей учащихся.

4.2. Вовлечение детей в  кружки, секции, общественно полезную  деятельность, детские общественные  организации.

4.3. Изучение читательских  интересов, запись в библиотеку, отслеживание периодичности ее посещения, помощь в составлении списка интересных и необходимых для развития книг.

4.4. Изучение участия детей  в неформальных объединениях  по месту жительства.

4.5. Поощрение любых видов  художественного и технического творчества детей и участия их в общественных и классных делах.

4.6. Организация сезонных  оздоровительных досуговых школьных  лагерей и групп продленного  дня

В течение года

 

Сентябрь - октябрь

 

 

Сентябрь

 

 

 

 

В течение года

 

 

В течение года

 

 

 

Сентябрь, ноябрь, январь, март, июнь

Классный руководитель

 

Классные руководители, старший вожатый, родители

 

Библиотекарь

 

 

 

 

Классные руководители

 

 

Классный руководитель, старший вожатый

 

 

Классный руководитель, начальник лагеря, администрация, старший вожатый


Таблица 4

План мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми

и неблагополучными семьями

 

Наименование

мероприятий

Сроки

исполнения

Ответственные

1. Выявление педагогически  запущенных детей и неблагополучных  семей

В течение года

Администрация, классные руководители, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми

2. Изучение причин социально-педагогической  запущенности ребенка

По мере выявления

Классный руководитель, психолог, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми, ОДН

3. Ведение картотеки педагогически  запущенных детей и неблагополучных  семей

В течение года

Администрация, классный руководитель, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми

4. Собеседование с классными  руководителями 1-11-го классов по профилактике правонарушений

1 раз в полгода

Администрация

5. Разработка и распространение  памяток поведения в семье  среди подростков

Сентябрь - октябрь

Руководитель методического объединения (далее - МО), зам. директора по ВР

6. Заседания Совета по  профилактике правонарушений

1 раз в месяц

Администрация, КОС, отдел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (далее - ОППН)

7. Заседание малого педсовета  с приглашением родителей педагогически  запущенных детей

По мере необходимости

Администрация, классные руководители

8. Психологический тренинг  «Толерантность»

1 раз в неделю

Психологи школы и наркодиспансера

9. Рейды в неблагополучные  семьи и семьи педагогически  запущенных детей

По мере необходимости

Классные руководители, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми

10. Изучение положения  подростка в коллективе

По мере необходимости

Классные руководители, психолог

11. Консультации для детей  и родителей

Систематически

Администрация, психолог, врач

12. Беседа с педагогически  запущенными детьми и родителями по профилактике правонарушений

1 раз в месяц

КОС, ОДН, администрация

13. Лекции для родителей  и педагогически запущенных детей

Систематически

Администрация, Центр медико-психолого-педагогического сопровождения детей, психолог

14. Единый день отказа от курения

Ноябрь

Классные руководители, зам. директора по ВР

15. Единый день профилактики  правонарушений

Декабрь

Администрация, классные руководители

1 б. Единый день борьбы  с наркотиками "За здоровый  быт и трезвые традиции"

Март

Администрация, классные руководители

17. Всемирный день здоровья

Апрель

Администрация, классные руководители


Для повышения качества воспитательной деятельности по профилактике правонарушений и целенаправленного ее развития необходимо методическое обеспечение программ воспитания. Работа в этом направлении также должна проводиться в соответствии с планами (табл. 5).

Таблица 5

План подготовки методического обеспечения для работы

с педагогически запущенными детьми

 

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

1. Работа МО классных руководителей

В течение года

Зам. директора по ВР, руководитель МО

2. Заседания творческой  группы по работе с семьей "Взаимодействие  семьи и школы"

1 раз в четверть

Руководитель творческой группы

3. Подготовка выпуска  методических рекомендаций по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями

Апрель

Зам. директора по ВР, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми, руководитель МО

4. Работа с правоохранительными  органами, КОС, ОППН

В течение года

Администрация

5. Подготовка выставок  книг по данной проблематике

1 раз в четверть

Библиотекарь

6. Разработка положения о постановке на внутришкольный учет и снятии с учета

Октябрь

Зам. директора по ВР

7. Составление плана работы  школы по профилактике курения  и наркомании

Декабрь

Заместители директора по ВР и УВР

8. Создание Штаба по  беспризорности и безнадзорности

Сентябрь

Администрация


Реализация программы развития воспитательной работы предполагает обеспечение повышения статуса этой деятельности в образовательных учреждениях:

  • создание условий приоритетности воспитания в процессе образования, единства обучения и воспитания как двух взаимосвязанных компонентов в системе образования;
  • интеграцию усилий профессионалов: учителей, воспитателей, руководителей кружков, социальных педагогов для их тесного контакта с семьей и сверстниками подростков;
  • снижение количества педагогически запущенных детей и неблагополучных семей, состоящих на учете в ОППН и школе;
  • создание нормативно-организационных, управленческих условий дальнейшей разработки Программы развития и воспитания подрастающего поколения, гражданина, патриота, способного к созидательному труду, защите Отечества, проявлению духовно-нравственных качеств личности на основе положений Конвенции о правах ребенка, Закона РФ "Об образовании".

Информация о работе Проблемные дети и семьи