Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 22:48, дипломная работа
По отношению к подростку термин "трудновоспитуемость" означает
невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому
воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном
развитии, отсюда - проявления недостатков развития, неправильных установок в
поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И,
как результат, - сначала "трудные" дети и школьники, а затем - взрослые с
устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении.
В чем же причины такого отставания?
Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей у них еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями.
Классному руководителю необходимо организовать:
Принципом работы с трудновоспитуемыми является гуманно-личностный подход к ребенку. Несмотря на то, что такой подход предполагает отношения, основанные на доброте и мягкости, любви и уважении, нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение и заискивание перед учениками. Крайности воспитательного стиля противопоказаны в педагогике. Должны соблюдаться определенные границы личностного подхода.
Для развития большого диапазона личностных качеств методом "Я - положительное и Я - отрицательное" эффективнее всего оптимистический подход, поощрение, успех.
При наличии у ребенка отрицательной "Я - концепции" абсолютно противопоказано принуждение, требуется поиск положительного в личности, вера и понимание душевного состояния ребенка. При отягощении трудности состояниями ожесточения должны быть проявлены сострадание, прощение, щадящий подход, помощь.
В случае перехода к еще более низкому уровню "Я - концепции (Я - агрессия и Я - эго)" личностный подход должен быть заменен тормозящими приемами; правомерно принуждение и наказание, поскольку в таких случаях учащийся становится опасен для окружающих.
Из положительной "Я - концепции" может развиваться и эгоистический комплекс; в этом случае также приемлемы тормозящие приемы.
При планировании воспитательной работы классного руководителя рекомендуется:
В табл. 2-4 приведены примерные планы работы с педагогически запущенными детьми.
Таблица 2
Воспитательная работа с учащимися на разных ступенях обучения
Начальная ступень |
Средняя ступень |
Старшая ступень |
1. Работа с коллективом учащихся 2. Деятельность, направленная
на выявление педагогически 3. Индивидуальная работа со слабоуспевающими |
1. Пути формирования 2. Организация самопознания
и самовоспитания 3. Определение форм 4. Организация медицинской помощи, включение в работу секций и кружков. 5. Совместная работа классного руководителя с семьями, общественностью и правоохранительными органами |
1. Работа с коллективом учащихся. 2. Деятельность детей, включение их в общественно полезные дела, самоуправление, самодиагностика личности. 3. Индивидуальная работа |
Таблица 3
Организация помощи педагогически запущенным детям
Направления работы, мероприятия |
Сроки исполнения |
Ответственный | |||
1. Организация педагогической помощи |
|||||
1.1. Создание благоприятных условий для развития личности учащихся. 1.2. Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся. 1.3. Проведение дополнительных занятий, консультаций. Снятие "синдрома неудачника". 1.4. Укрепление положения детей в классном коллективе, помощь учащимся в выполнении общественных поручений.
1.5. Формирование положительной "Я-концепции". 1.6. Оказание медицинской
помощи родителям |
В течение года
Постоянно
По расписанию
В течение года
В течение года
В течение года |
Классный руководитель Администрация, учителя-предметники Учителя-предметники
Классный руководитель, старший вожатый, зам. директора по ВР Классный руководитель, психолог Классный руководитель, психолог, администрация | |||
2. Организация медицинской помощи | |||||
2.1. Проведение диспансерного осмотра детскими врачами с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера. 2.2. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсичным средствам:
• анкетирование учащихся 1 -11 -го классов, родителей; • заседание "круглого стола" на тему "Наркомания, алкоголизм - слабость или болезнь"; • заседания семейных клубов "Курение - цена модной привычки" «Наркомания среди подростков» • лекции для родителей: "Психология ранней наркомании"6-7-й кл.; "Проба наркотика - шаг в пропасть" 9-й кл.; "Сигарет, не приносящих вреда, - нет" 5-й кл.; "Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма". 2.3. Половое просвещение детей, решение проблем половой идентификации |
Систематически
В течение года по планам классных руководителей Март
Декабрь
Январь
Март-апрель Март Апрель
В начале года
В начале года |
Фельдшер, родители
Классные руководители, фельдшер, психолог
Классный руководитель, врач | |||
3. Организация психологической помощи | |||||
3.1. Изучение психологического своеобразия учащихся (наблюдение, беседы). 3.2. Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы). 3.3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить. 3.4. Индивидуальные беседы с учащимися с целью помочь им совершать более осознанные поступки. 3.5. Организация работы психологического тренинга 'Толерантность" для детей из неблагополучных семей |
В течение года
В течение года
Систематически
Систематически
1 раз в неделю |
Психолог
Психолог
Психолог, Центр медико-психолого- Психолог
Психологи школы и наркодиспансера | |||
4. Организация свободного времени | |||||
4.1. Изучение интересов и способностей учащихся. 4.2. Вовлечение детей в кружки, секции, общественно полезную деятельность, детские общественные организации. 4.3. Изучение читательских интересов, запись в библиотеку, отслеживание периодичности ее посещения, помощь в составлении списка интересных и необходимых для развития книг. 4.4. Изучение участия детей в неформальных объединениях по месту жительства. 4.5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества детей и участия их в общественных и классных делах. 4.6. Организация сезонных
оздоровительных досуговых |
В течение года
Сентябрь - октябрь
Сентябрь
В течение года
В течение года
Сентябрь, ноябрь, январь, март, июнь |
Классный руководитель
Классные руководители, старший вожатый, родители
Библиотекарь
Классные руководители
Классный руководитель, старший вожатый
Классный руководитель, начальник лагеря, администрация, старший вожатый |
Таблица 4
План мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми
и неблагополучными семьями
Наименование мероприятий |
Сроки исполнения |
Ответственные |
1. Выявление педагогически
запущенных детей и |
В течение года |
Администрация, классные руководители, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми |
2. Изучение причин социально- |
По мере выявления |
Классный руководитель, психолог, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми, ОДН |
3. Ведение картотеки |
В течение года |
Администрация, классный руководитель, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми |
4. Собеседование с классными руководителями 1-11-го классов по профилактике правонарушений |
1 раз в полгода |
Администрация |
5. Разработка и распространение памяток поведения в семье среди подростков |
Сентябрь - октябрь |
Руководитель методического объединения (далее - МО), зам. директора по ВР |
6. Заседания Совета по профилактике правонарушений |
1 раз в месяц |
Администрация, КОС, отдел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (далее - ОППН) |
7. Заседание малого педсовета
с приглашением родителей |
По мере необходимости |
Администрация, классные руководители |
8. Психологический тренинг «Толерантность» |
1 раз в неделю |
Психологи школы и наркодиспансера |
9. Рейды в неблагополучные семьи и семьи педагогически запущенных детей |
По мере необходимости |
Классные руководители, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми |
10. Изучение положения подростка в коллективе |
По мере необходимости |
Классные руководители, психолог |
11. Консультации для детей и родителей |
Систематически |
Администрация, психолог, врач |
12. Беседа с педагогически запущенными детьми и родителями по профилактике правонарушений |
1 раз в месяц |
КОС, ОДН, администрация |
13. Лекции для родителей
и педагогически запущенных |
Систематически |
Администрация, Центр медико-психолого- |
14. Единый день отказа от курения |
Ноябрь |
Классные руководители, зам. директора по ВР |
15. Единый день профилактики правонарушений |
Декабрь |
Администрация, классные руководители |
1 б. Единый день борьбы с наркотиками "За здоровый быт и трезвые традиции" |
Март |
Администрация, классные руководители |
17. Всемирный день здоровья |
Апрель |
Администрация, классные руководители |
Для повышения качества воспитательной деятельности по профилактике правонарушений и целенаправленного ее развития необходимо методическое обеспечение программ воспитания. Работа в этом направлении также должна проводиться в соответствии с планами (табл. 5).
Таблица 5
План подготовки методического обеспечения для работы
с педагогически запущенными детьми
Мероприятия |
Сроки исполнения |
Ответственные |
1. Работа МО классных руководителей |
В течение года |
Зам. директора по ВР, руководитель МО |
2. Заседания творческой группы по работе с семьей "Взаимодействие семьи и школы" |
1 раз в четверть |
Руководитель творческой группы |
3. Подготовка выпуска методических рекомендаций по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями |
Апрель |
Зам. директора по ВР, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми, руководитель МО |
4. Работа с правоохранительными органами, КОС, ОППН |
В течение года |
Администрация |
5. Подготовка выставок книг по данной проблематике |
1 раз в четверть |
Библиотекарь |
6. Разработка положения о постановке на внутришкольный учет и снятии с учета |
Октябрь |
Зам. директора по ВР |
7. Составление плана работы школы по профилактике курения и наркомании |
Декабрь |
Заместители директора по ВР и УВР |
8. Создание Штаба по
беспризорности и |
Сентябрь |
Администрация |
Реализация программы развития воспитательной работы предполагает обеспечение повышения статуса этой деятельности в образовательных учреждениях: