Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 19:32, реферат
Одной из особенностей современной эпохи развития человечества является земетное ускорение темпов физического развития подростков и детей в сравнении с предыдущими поколениями. Это явление характерно для многих развитых стран, и в разной мере проявляется у представителей всех национальностей.
Акселерация (от латинского acceleratio - ускорение) - это ускорение ростовых процессов, более раннее созревание организма, достижение к периоду зрелости больших размеров.
Введение ……………………...……………………………………….. ……………………………. ……………..3
Глава 1. Понятие и основные признаки акселерации………………………………….4
Глава 1. Особенности гармоничной и дисгармоничной акселерации детей и подростков……………………………………………………………………………………..8
Глава 1. Основные факторы возникновения акселерации…………………………..10
Заключение……………………………………………………………..................................................................14
Список литературы …………………………………………………………………………………….......15
В начале сороковых годов исследователь Миллс из США, в основном опираясь на эксперименты, проведенные на животных, предположил, что акселерация связана с изменением климата. Он посчитал, что повышение температуры и влажности воздуха ведет за собой замедление процесса роста и развития. Ученый предсказал торможение акселерации в сороковых-пятидесятых годах, что абсолютно не оправдалось. Также была высказана гипотеза о влиянии на ускорение развития и роста усиленной витаминизации ребенка и матери, которую в последнее время проводят врачи. Большое значение сторонники этой гипотезы придавали витамину В2 , который принимает участие в синтезе белков и стимулирует рост. Однако, по поводу этой гипотезы также существуют возражения. Потребность человека в витамине В удовлетворяется тем количеством, которое синтезируют бактерии, которые живут в нашем организме. К тому же, основные ростостимулирующие витамины, такие, как B2, фолиевая кислота, и сам В, были синтезированы искусственно только 20—25 лет назад, хотя процесс акселерации регистрируется уже более 100 лет.
Наибольшую известность приобрела гипотеза, которая выдвигает в качестве основной причины акселерации не только количественное, но и качественное улучшение питания детей, которое характерно для современного состояния общества. Есть данные, что за последние несколько десятилетий потребление а пище животных белков и жиров резко возросло. Потребление мяса в год на 1 человека увеличилось в Европе с 14 кг (1816 год) до 54 кг (1934 год). Период второй мировой войны, когда недостаток в питании особенно ощущался, повлек за собой резкую задержку развития и отставание в росте детей всех возрастных групп, особенно подростков. Однако, и эта гипотеза является спорной. Факты свидетельствуют, о том , что за последние 20—30 лет в Европе (за исключением периода войны) изменения в качестве питания были незначительны, а акселерация продолжается прежними темпами. В Японии дети получают в несколько раз меньше животных белков и жиров, чем европейские дети , но ускорение развития и роста здесь идет не менее интенсивно.
Могут также влиять и микроэволюционные процессы, которые протекают в современных популяциях: изменение частот генов, явление, сходное с гетерозисом, при развивающемся смешении населения всей планеты. Все вышеуказанные факторы могут действовать не только на индивидуальных, но и на популяционных уровнях.
Очевидно, что причины акселерации, также как и ее отсутствия, могут быть разными для различных групп человечества. Так, у полинезийцев, которые не выявили за последнее столетие увеличения темпа развития и изменения размеров тела, генетический потенциал роста реализовался уже на предыдущих этапах биосоциального развития, который протекал в благоприятных условиях среды. Отсутствие сдвигов в проявлении акселерации у сельских популяций индейцев майя в Центральной Америке определяется их традиционным образом жизни. Примером конкретной локальной причины «эпидемии» ускоренного полового созревания детей в Пуэрто-Рико явилось употребление определенных продуктов питания, содержащих высокий уровень эстрогеноподобных веществ (см.: Хрисанфова, 2005 г., стр.161)
Выше уже упоминалась возможность существовании и более глобальных причин изменений темпов созревания и развития. Такой является гипотеза о приспособительном значении цикличности процессов развития и роста как условии адаптации к земным проявлениям циклов активности солнца. Считается, что при ее понижении имели место «всплески» акселерации, увеличение размеров тела; напротив, увеличение солнечной активности вызывало замедления процессов роста. Геомагнитное поле являлось посредником между организмом человека и солнечной активностью (см.например: Василик, 1972; Никитюк, Алпатов, 1979). Эта концепция хоть и имеет некоторые материалы в свою пользу, однако она не предоставляет исчерпывающей интерпретации всех имеющихся фактов.
Таким образом, в факторах вызывающих явление акселерации имеет значение общее воздействие как социальных, так и и биологических факторов. Процесс акселерации управляем. Он находится в очевидной зависимости от соответствующих изменений уровня и условий жизни. Социально-экономические факторы играют роль регулирующих механизмов и влияют на темпы акселерации.
Заметное влияние оказывают популяционно- генетические процессы. Мобильность населения способствует расширению круга брачных связей и создает генетические предпосылки к увеличению изменчивости соматического типа популяции, что в свою очередь способствует изменению параметров физического развития.
Заключение
Таким образом, акселерация является процессом гетерогенным по этиологии и не вполне однозначным по своим проявлениям. Этот процесс имеет как положительные, так и некоторые отрицательные факторы, в числе которых также сложности становления личности обусловленные несоответствием темпов общественного и биологического развития. Очевидно, что акселерация отражает некоторые достаточно значимые аспекты взаимоотношений организма со средой, в особенности влияние собственно антропогенного фактора.
Как и любое сложно комплексное явление, акселерация, не может сводиться к воздействию какого-то единственного фактора. В многочисленных гипотезах, которые были предложены для объяснения этого феномена, объективно фигурируют практически все социальные а также биологические факторы, которые в принципе могут оказывать влияние на онтогенез, и прежде всего вся совокупность условий среды как основной фактор реализации генетического потенциала. Он включает такие составляющие, как: питание, прогресс медицины, который способствует выживанию крайних вариантов, в том числе и наиболее крупных детей, урбанизацию с сопутствующей ей ней роэндокринной стимуляцией, систематическую иммунизацию, ослабление физической нагрузки в периоде роста и т.д.
Список литературы