Проблемы десткого темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 08:29, реферат

Краткое описание

Сегодня важными проблемами являются: определение места темперамента в структуре индивидуальности, выявление его роли в развитии характера и общих способностей, изучение темперамента как фактора успешности профессиональной (и иных видов) деятельности. И если решением этих проблем заняться с самого детства, то в дальнейшем можно избежать многих ошибок, конфликтных ситуаций, а также гармонично развиваться как личность и достигать успехов в разных сферах деятельности.

Содержание

Введение
Основная часть
Понятие темперамента
История взглядов на темперамент: основные выводы
Типы темперамента
Современные исследования в области темперамента
Детский темперамент. Особенности, проблемы, ошибки и рекомендации родителям.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы детс темпер.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

Общение. Такие дети чаще всего чувствуют себя "белой вороной" в коллективе и страдают от этого, несмотря на то, что не испытывают большой потребности в общении. Неуверенному в себе меланхолику трудно войти в новый класс, участвовать в общих делах и развлечениях. Постарайтесь стать для него тем самым близким человеком, которому он может довериться. Не разглашайте его тайн, не критикуйте слишком сильно. Философствуйте вместе с ним, обсуждайте ситуации, которые вы наблюдали, демонстрируйте, что вам очень интересно слушать его рассказы о себе, его мысли об окружающем мире. Учите его находить выход из конфликтных ситуаций, отстаивать свое мнение, но ни в коем случае не давите на него.

Если меланхолик чувствует себя уютно в коллективе, он может играть роль мозгового центра, эдакого серого кардинала, и пользоваться уважением за свою выдумку и изобретательность.

Тесты на определение темперамента

Попробуйте  определить, к какому типу ближе  всего относится ваш ребенок, и понять, что в его характере  поможет ему добиться успеха, а  что - может мешать. Почему он ведет  себя иногда не так, как вы ожидаете и предполагаете. Какие черты у вас совпадают, в чем вы солидарны, и что мешает вам понять друг друга. Постарайтесь дать ему возможность сохранить свою индивидуальность. Помогите своему ребенку почувствовать, что его "непохожесть" - преимущество, и научите пользоваться этим преимуществом.

Помните, мы с  вами уже говорили, что в чистом виде типы темпераментов встречаются редко.

Скорее всего, вы найдете у себя и окружающих черты холерика и сангвиника, сангвиника и флегматика, флегматика и меланхолика.

Чтобы наши утверждения  не были голословны, давайте для наших сыночков и дочек проведем тест Н. Л. Крыловой, рассчитанный на дошкольников и младших школьников.

Тест Н. Л. Крыловой

Начертите на листке бумаги горизонтальную и вертикальную оси. Напишите у левого конца горизонтальной оси - "замкнутость" (интроверсия), а у правого - "общительность" (экстраверсия). В высшей точке горизонтальной оси - "невротизм" (нестабильность), в нижней - "стабильность". Поставьте в центре нулевую точку - это статистическая норма. Понаблюдайте за ребенком и поставьте точку, которая, по вашему мнению, соответствует проявлению этих черт у него (стабильность-нестабильность, интроверсия-экстраверсия). Посмотрите на картинке, какому типу характера соответствуют координаты, которые вы определили.

Старшим школьникам и родителям предлагается пройти знаменитый тест Г. Айзенка и определить, черты какого типа темперамента преобладают в характере тестируемого.

Какой у вас темперамент? (опросник Г. Айзенка) 
На предложенные вопросы отвечайте только "да" или "нет". 
1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы встряхнуться, испытать возбуждение? 
2. Вы часто нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут ободрить и утешить? 
3. Легко ли вы обычно отвлекаетесь от своих забот? 
4. Трудно ли вам ответить другим "нет"? 
5. Долго ли вы обычно размышляете перед тем, как что-либо предпринять? 
6. Если вы обещали что-то сделать, всегда ли вы сдерживаете свое обещание? 
7. Нередко у вас бывают беспричинные спады и подъемы настроения? 
8. Обычно вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая? 
9. Бывает ли вам тоскливо без достаточных на то причин? 
10. Любите ли вы рискованные поступки? 
11. Возникает ли у вас чувство робости или смущения, когда вы хотите завести разговор с симпатичной(ным), незнакомкой(цем)? 
12. Выходите ли вы иногда из себя, злитесь? 
13. Испытываете ли вы трудности только от того, что надо быстро действовать или отвечать? 
14. Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сказали или сделали так, как не следовало поступать или говорить? 
15. Предпочитаете ли вы чтение периодики и книг или другие занятия наедине общению с людьми? 
16. Легко ли вас обидеть? 
17. Любите ли вы часто бывать в компаниях? 
18. Бывают ли у вас мысли, которые вы хотели бы скрыть от других? 
19. Верно ли, что иногда вы полны энергии, так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы? 
20. Предпочитаете ли вы иметь меньше друзей, но зато более близких вам? 
21. Часто ли вы мечтаете, стараясь забыть обыденность и неудачи? 
22. Если на вас накричат, вы отвечаете мгновенно? 
23. Часто ли вас беспокоит чувство вины? 
24. Все ли ваши привычки хороши и желательны? 
25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании? 
26. Считаете ли вы себя человеком ранимым и чувствительным? 
27. Вы человек очень живой и подвижный? 
28. Часто ли вы, сделав какое-нибудь важное дело, испытываете чувство тревоги, что результат хуже, чем мог бы получиться? 
29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей? 
30. Вы иногда сплетничаете? 
31. Бывает ли, что вам не спится от того, что в голову лезут разные мысли? 
32. Если вы хотите что-то узнать, вам легче искать нужные сведения в книгах, чем расспрашивать людей? 
33. Бывают ли у вас внезапные сердцебиения? 
34. Нравится ли вам работа, которая требует длительного внимания и большой сосредоточенности? 
35. Бывает ли у вас от волнения дрожь в руках или ногах? 
36. Всегда ли вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки? 
37. Можете ли вы быстро выразить ваши мысли словами? 
38. Раздражительны ли вы? 
39. Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом, считая это проявлением дружеского отношения? 
40. Волнуетесь ли вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти? 
41. Свойственна ли вам медлительность в движениях? 
42. Вы когда-нибудь опаздывали на работу или на свидание? 
43. Часто ли вам снятся кошмары? 
44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком? 
45. Беспокоят ли вас какие-либо боли? 
46. Вы бы почувствовали себя очень несчастным(ной), если бы длительное время были лишены возможности активного общения с людьми? 
47. Можете ли вы сказать о себе, что вам свойственна нервозность? 
48. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые вам явно не нравятся? 
49. Можете ли вы сказать, что являетесь весьма уверенным в себе человеком? 
50. Легко ли вы обижаетесь, когда люди указывают на ваши ошибки в работе или ваши личные промахи? 
51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки? 
52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других? 
53. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию? 
54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь? 
55. Испытываете ли вы чувство тревоги за свое здоровье? 
56. Любите ли вы подшучивать над другими? 
57. Часто ли у вас бывает бессонница? 
Обработка результатов:

Прежде всего, проверьте, насколько искренне вы отвечали. Подсчитайте число положительных ответов на вопросы: 6, 24, 36. Прибавьте к ним количество отрицательных ответов на вопросы: 12, 18, 30, 42, 48, 54. Если сумма больше 5, то полученные результаты надо поставить под сомнение, а если больше 7, то дальнейшая обработка результатов вообще не имеет смысла. Вы еще не готовы быть искренним человеком даже наедине с собой. Постарайтесь впредь не приукрашивать себя, иначе бесполезно потратите время. Кто получил результат по шкале "искренности" меньше 6 имеют возможность определить важные качества личности по двум группам вопросов.

Экстраверсия - интроверсия. Подсчитайте количество положительных ответов в вопросах: 1, 3, 8, 10, 17, 22, 25, 27, 34, 37, 44, 46, 49, 53, 56 и отрицательных в вопросах: 5, 13 15, 20, 29, 32, 39, 41, 51. Если общая сумма меньше 12, то вам свойственна скорее интроверсия (обращенность внутрь своего "Я"). Если сумма в пределах 13-24, то, напротив, вам более свойственна экстраверсия (обращенность вовне).

Эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность. Подсчитайте количество положительных ответов в вопросах: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57. Если сумма меньше 12, то вам более свойственна эмоциональная стабильность, если больше - эмоциональная нестабильность.

 
Согласно известному психологу Г. Юнгу, есть два варианта приспособления к окружающему миру - экстраверсия и интроверсия, которые впоследствии стали считать основными характеристиками темперамента.

Экстраверсия. Скорее всего, вы социально открыты, "расторможены", хорошо завязываете и поддерживаете эмоциональные контакты. Это может быть полезно в ситуациях, где требуется способность брать ситуацию в свои руки. Например, работа коммерсанта, брокера, продавца, журналиста. Вам свойственна общительность, инициативность, гибкость поведения, умение найти свое место в обществе и приспособиться к его требованиям. Вы в большей степени склонны действовать под влиянием внезапного побуждения, чем по намеченной программе. Вас, подобно магниту, притягивают предметы и объекты внешнего мира.

Интроверсия. Скорее всего, вы скромны, не нуждаетесь в постоянной поддержке группы (самодостаточны), возможно, излишне скованы в личностных контактах и испытываете трудности в общении. Эти черты помогут в тех ситуациях, где требуется сосредоточенность и выполнение.

 

 

 

Заключение

Из всего  вышеизложенного можно сделать  вывод, что проблема детского темперамента актуальна и сегодня играет очень важную роль в гармоничном развитии личности. Произведено много исследований по этой теме, созданы методики и пути решения проблем, связанных с особенностями темперамента.

Каждый человек  индивидуален, и с каждым разом  дети не перестают нас удивлять своими способностями и особенностями. Биологически заложенные особенности проявляются по-разному, поэтому важно наблюдать за детьми, учитывая их ведущий темперамент, и воспитывать в соответствии с этим.

И данная проблема детского темперамента в будущем также сохранит свою актуальность, так как с каждым днем, годом и месяцем рождаются все больше детей, которых важно воспитывать так, чтобы они стали полноценной, развитой личностью. А для этого нужно знать и изучать еще глубже проблемы темперамента ребенка. Чем больше мы знаем и умеем, тем больше у нас шансов воспитать из него достойного человека, гармоничного по всем параметрам, а также самим научиться многому и стремиться к развитию и воспитанию не только ребенка, но и нас самих. Обучая других, обучаемся сами. И поэтому для сохранения здоровой среды в семье - доброты, понимания и поддержки, нам нужно изучать и исследовать не только себя, но и своего ребенка со всеми его особенностями, возможностями и воспитывать его с любовью и пониманием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Ананьев Б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., Питер, 2000. С. 178-188.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996. С. 256-266.
  3. Конституциональная психология У. Шелдона // К. Холл, Г. Линдсей Теории личности. М., 1997. С. 447-497.
  4. Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Основы психогенетики. М.: Эпидавр, 1998. 744 с.
  5. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
  6. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999. С. 113-143.
  7. Небылицин В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии // Психология индивидуальных различий: Тексты. М., 1982. С. 39-52.
  8. Небылицын В.Д. Темперамент // Психология индивидуальных различий: Тексты. М., 1982. С.153-159.
  9. Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии // Психология индивидуальных различий: Тексты. М., 1982. С. 32-38.
  10. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.
  11. Русалов В.М. Природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., Питер, 2000. С. 66-75.

12. Сергиенко Е.А., Рязанова Т.Б., Виленская Г.А., Дозорцева А.В. развитие близнецов и особенности их воспитания. М., 1996.

13. Сергиенко Е.А., Виленская Г.А. Роль темперамента в развитии регуляции поведения // Психологический журнал. Т.22. № 3. 2001. С. 68-85.

 


Информация о работе Проблемы десткого темперамента