Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 13:38, контрольная работа
Цель контрольной работы заключается в том, чтоб рассмотреть проблемы и задачи возрастной психологии.
Поставленной цели соответствует решение следующих задач:
- раскрыть понятие о научной проблеме в возрастной психологии;
-дать оценку основным проблемам возрастной психологии.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие о научной проблеме в возрастной психологии…………………….4
2. Характеристика основных проблем возрастной психологии………………..7
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………17
В реальном бытии ребёнка обнаруживаются виртуальные компоненты, которые закономерно возникают, а в дальнейшем сопровождают события его жизни и влияют на дальнейшее развитие личностной индивидуальности. Рассмотрим их подробнее.
Спонтанность – непредсказуемость и мобильность, готовность к неожиданной смене настроения, чувств, эмоций, различных видов деятельности, чередованию активности и пассивности, – характеризует отличительную особенность бытийствования ребёнка. Это качество активно продуцирует когнитивные задатки детской личности, способствует проявлению эмпирических потребностей, расширяет область межличностной коммуникации. Спонтанность развивает в ребёнке способность к самостоятельным действиям, потенциирует воображение и фантазию, обогащает житейский опыт. Сама жизнь побуждает к незамедлительной реакции на приходящие извне ситуации, вырабатывая в ребёнке адаптивные способности к самосохранению. По мнению С. Л. Франка, бытие человека и есть полностью и всецело спонтанность.
Непривыкаемость – повторяемое событие, которое каждый раз переживается детьми как новое. В повседневной жизни детей чаще всего эта тенденция проявляется в ситуациях, сопровождаемых яркими эмоциональными реакциями как положительного, так и отрицательного типа: например, при посещении зубного врача, ожидании подарка-сюрприза, встрече с любимой игрушкой, сказочным персонажем, в процессе наблюдения за миром живых существ, природными явлениями и т. д.
Непосредственное, эмоционально яркое восприятие и реакция ребёнка на каждое происходящее событие нередко взрослыми определяется как проявление наивности. Однако для ребенка подобное «ощущение жизни» является необходимым компонентом развития эмоциональной сферы. «Младенец, как и мудрец, живёт в вечном сейчас». Непривыкаемость относится к роду явлений, отражающих архаическую природу доверительных отношений, возникающих между человеком и миром. Умение искренне радоваться, удивляться, сопереживать, оказывать поддержку и помощь и т. п. свидетельствует о сохранении в душе человека «свежести» восприятия. Фрагментарность восприятия – выделение части события, которое в представлении детей является наиболее значительным; осознание «самостоятельности» отдельных частей своего тела. В первом случае дети запоминают эпизод (фрагмент, живую «картинку», образ), наиболее значимый для них в определённый момент, подкреплённый при этом яркими эмоциональными впечатлениями.
Изменение статуса личности происходит в хронологической зависимости от темпа общего развития и проявляется тогда, когда в сознании ребёнка включается механизм «переоценки» себя и своих возможностей. Впервые так называемые «скачкообразные» изменения статуса можно заметить в момент смены способов перемещения в пространстве (ползание – ходьба), освоения навыков самообслуживания.
При этом ребенок настойчиво проявляет самостоятельность и относительную независимость. У детей, как правило, отсутствуют сомнения в неуспешности своих действий, однако неадекватная реакция взрослых на их «самодеятельность» (недоверие, т. е. попытка выполнить что-либо за ребёнка, опасение за неосторожные движения и т. п.) впоследствии может негативно отразиться на развитии самооценки, самореализации ребёнка как личности. Закономерный, гармоничный переход от одного личностного статуса к другому помогает детям безболезненно осваивать различные социальные роли, способствует наиболее естественной их социализации.
Виртуальные свойства показываются в период всего процесса развития личности ребёнка, которые способствуют появлению индивидуальных групп личностных качеств. В определенном конкретном случае показанные нами составляющие бытия ребёнка проходят с различной скоростью, окрашиваются различными эмоционально-чувственными состояниями, которые зависят не только от внешних раздражителей, но и от реакции на них, а также адресно выраженного отношения к происходящим событиям.
Четвертая проблема относится к сравнительному влиянию на развитие рассмотренных выше революционных, эволюционных и ситуационных изменений в психике и поведении ребенка. Действительно, что понимать под развитием: только то, что представляет собой глубокие преобразования революционного и эволюционного характера, или также включать в него то, что происходит под воздействием ситуации? Каковы критерии развития? Всякое ли изменение психики и поведения ребенка можно считать его развитием или только такое, которое является необратимым, т. е. не исчезает без подкрепления и в случае прекращения действия вызвавших его факторов? С этой же проблемой связан вопрос о том, что оказывает большее влияние на развитие с течением времени: эволюционные, революционные или ситуационные преобразования? Первые обычно медленны, вторые кратковременны и встречаются в жизни человека не так уж часто, а третьи, как правило, неглубоки. Это — их недостатки, а достоинства, соответственно, заключаются в необратимости эволюционных, глубине революционных и непрерывности ситуационных изменений психики и поведения ребенка. Так что же более влияет на развитие: медленные, но обратимые эволюционные изменения, быстрые и глубокие, но сравнительно редкие революционные преобразования или непрерывно действующие, но изменчивые ситуационные изменения? В этом и состоит суть четвертой из обозначенных нами проблем.
Пятая проблема заключается в выяснении соотношения интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка.
Заключение
Философское понимание предназначения детского периода – это осознание первоначальных целей и смысла бытия человека. Ребёнок как «потенция» взрослой личности подчинён всеобщим закономерностям развития; однако подобные вопросы нередко игнорируются современной наукой. Философско-мировоззренческие проблемы становления личности, её ценностного существования в детский период развития требуют глубоких теоретических исследований.
Существует пять ярко выраженных проблем в возрастной психологии. Это проблема средовой и органической обусловленности психического развития; проблема сравнительного влияния социальной среды и организованного обучения на воспитание и развитие детей; проблема соотношения задатков и способностей в психическом развитии ребенка; проблема сравнительного влияния революционных, эволюционных и ситуационных преобразований психики и поведения ребенка на его развитие; проблема соотношения морали и интеллекта в общем психологическом развитии.
Список литературы
1 Басюк В.С. Методы исследования самосознания в психологии личности и возрастной психологии // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 5. С. 15-28.
2 Баландина Л.Л., Батуева А.Г., Евтух Т.В., Самбикина О.С., Юдина Р.Н. Возрастная психология // Современные наукоемкие технологии. 2009. № 5. С. 42-43.
3 Акрушенко А.В., Ларина О.А., Катарьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. учебное пособие. Саратов, 2012.
4 Емельянова Л.А. Возрастная психология и психология развития. учебное пособие / Л.А. Емельянова; Орский гуманитарно-технологический ин-т (фил.) Оренбургургского гос. ун-та. Орск, 2008.
5 Емельянова Л.А. Возрастная психология и психология развития. учебное пособие / Л.А. Емельянова; Орский гуманитарно-технологический ин-т (фил.) Оренбургургского гос. ун-та. Орск, 2008.
Информация о работе Проблемы и задачи возрастной психологии и психологии развития