Проблемы нормы и патологии в развитии личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 19:02, курсовая работа

Краткое описание

Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.

Содержание

Введение
1. Творческое мышление в психологии
2. Условия развития творческого мышления
3. Методы активизации творческого мышления
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Предпосылки развития творческого мышления.docx

— 32.58 Кб (Скачать файл)

Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью.

Существенным признаком творчества является новизна его продуктов. Творчество предполагает новое видение, новый подход, новое решение, т.е. готовность к отказу от привычных стереотипов восприятия, мышления и поведения. Под новизной понимаются новые мысли, действия, вещи, которые ранее не существовали вообще или усовершенствованы, рационализированы на основе имеющихся объектов.

Новизна проявляется в нестандартных подходах к решению проблемы; в разработке новых методов, приемов, средств и их оригинальных сочетаний; в эффективном применении имеющегося опыта в новых условиях; в совершенствовании, рационализации и модернизации известного в соответствии с новыми задачами; в удачном импровизировании на основе как точного знания и компетентного расчета, так и высокоразвитой интуиции; в умении видеть "варианты" решения одной и той же проблемы.

Для активизации творческого мышления учащихся используются различные методы. В школе чаще всего применяют методы мозгового штурма и метод синектика.

Мозговой штурм позволяет снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время. Современная модификация этого метода, так называемая "мозговая атака", предложена американским морским офицером А. Осборном.

При проведении этого метода запрещается любая критика (словесная, жестовая, мимическая) и поощряется любая идея, даже шуточная или явно нелепая. Необходимость в использовании данного метода может возникнуть незапланировано при решении какой-либо задачи, во время занятия, при обсуждении какого-либо поступка, случая или события из художественного произведения.

Особенность мозгового штурма заключается в том, что ученики сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи и анализируют их.

Второй метод, активизирующий мышление, называется синектика (автор Уильям Дж. Гордон). В переводе с греческого слово синектика означает объединение разнородных элементов.

По мнению Уильяма Дж. Гордона, творческому человеку важно уметь превращать непривычное в привычное и, наоборот, привычное в непривычное. Главное, чтобы за новой, непривычной проблемой, ситуацией он увидел нечто знакомое и, следовательно, решаемое известными средствами.

Для того чтобы использовать этот метод, нужно сначала научить школьников владеть различными видами аналогий: прямой, фантастической, символической и личной (эмпатией).

При прямой аналогии объект сравнивается с аналогичным объектом из другой области, при этом выявляется их сходство с точки зрения каких-либо свойств или отношений.

Следующий вид прямой аналогии — компонентная (или структурная). Она устанавливается по сходству элементов (компонентов), составляющих объект или входящих в него.

К прямой аналогии относится и функциональная аналогия: надо определить, какие функции выполняет рассматриваемый объект (что он делает), а потом найти в окружающем мире объект, который выполняет такие же или аналогичные функции.

Фантастическая аналогия позволяет отказаться от стереотипов, снять психологическую инерцию, пойти ранее неизвестным путем. Она способна перенести в сказку любую ситуацию, любое действие, а также использовать волшебство, фантастических и сказочных зверей, насекомых, пришельцев с других планет для решения задачи или выхода из создавшейся ситуации.

Когда удастся найти фантастическое или сказочное решение задачи, то необходимо определить, что мешает решить задачу таким же образом в реальных условиях, и постараться обойти это препятствие.

Символическая аналогия включает в себя обобщенный, абстрактный словесный или графический образ объекта. Это метафора, раскрывающая свойства объекта. С символической аналогией мы часто сталкиваемся в жизни. Так, речь записывается буквами — символами звуков, а количество — цифрами. Символическая аналогия может быть словесной и графической.

При графической аналогии символом обозначается реальный образ или несколько образов с выделением общих признаков.

Словесная символическая аналогия позволяет словами-символами кратко передать содержание или смысл чего-либо. Вместо длинного текста можно составить короткий, если каждое предложение или даже абзац обозначить словесным символом, точно передающим содержание.

В основе личной аналогии (эмпатии) лежит принцип отождествления себя с рассматриваемым или представляемым объектом. Главная задача эмпатии — войти в роль кого-либо или чего либо. Для знакомства с ней можно использовать художественные произведения, в которых отражается точка зрения литературных героев.

 

 

Заключение

 

В современной культуре творческое мышление — общепризнанная ценность. Его формирование и развитие — одна из часто провозглашаемых задач современной общеобразовательной (а тем более альтернативной, специальной и, конечно же, высшей) школы в разных странах мира.

Но возможно ли научить творческому мышлению? Это не риторический вопрос, и ответ на него не так прост, как это может показаться на первый взгляд. В мировой практике известны многочисленные педагогические поиски, направленные к тому, чтобы развивать именно мышление, творческие возможности обучаемых. Однако для научно достоверного ответа нужны не просто отзывы или впечатления участников такого рода программ, учеников или учителей, не только мнения сторонних наблюдателей, но и результаты обследований, выполненных по стандартизованным, воспроизводимым методикам. Сложность в том, что исследовательская, творческая деятельность с трудом поддаётся прямому и однозначному определению и соответственно замеру. Для научной фиксации необходимы конкретные параметры, поддающиеся если не количественной, то хотя бы содержательной (качественной) оценке.

 

 

Список литературы

 

  1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1983. С. 182 – 195.
  2. Бушуева Л. С. Методы активизации творческого мышления младших школьников// Начальная школа. – 2008. - № 3. – С. 13-16.
  3. Дружинин В. Диагностика общих познавательных способностей. // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. М..: Изд. Институт психологии РАН, 1997
  4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер Ком, 1999.
  5. Квинн В. Прикладная психология. – СПб.: Питер, 2000.
  6. Кларин М. В. Развитие творческого и критического мышления// Школьные технологии. – 2004. - № 1. – С. 3-10.
  7. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999.
  8. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 1997.
  9. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1976.
  10. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996.
  11. Столяров А.М. Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления. – М: ВНИИПИ, 1988.

Размещено на Allbest.ru

 


Информация о работе Проблемы нормы и патологии в развитии личности