Проблемы одарённости в понимании зарубежных психологов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 12:05, реферат

Краткое описание

Изучение проблемы одаренности началось в ХХ веке. Поначалу одаренность связывали с интеллектом и способностями. Известный исследователь способностей Н.С. Лейтес предлагает различать три категории способных детей:
1. Учащиеся с ранним подъёмом интеллекта.
2. Дети с ярким проявлением способностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности (в том числе и внешкольной).
3. Дети с потенциальными признаками одарённости.

Содержание

Введение
1. Концепции одарённости.
2. Проблемыодарённостив понимании зарубежных психологов.
3. Лета Холлингуорт – проблема адаптации.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

проблемы адаптации.docx

— 24.58 Кб (Скачать файл)

 

 

Реферат по психологии

на тему:

«Проблемы одарённости в понимании зарубежных психологов»

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

1. Концепции одарённости.

2. Проблемыодарённостив понимании зарубежных психологов.

3. Лета Холлингуорт – проблема адаптации.

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение.

 

Изучение  проблемы  одаренности  началось  в  ХХ  веке.  Поначалу

одаренность связывали с  интеллектом и способностями.  Известный

исследователь  способностей  Н.С. Лейтес  предлагает различать три

категории способных детей:

1. Учащиеся с ранним  подъёмом интеллекта.  

2.  Дети  с  ярким   проявлением  способностей  к  отдельным

школьным  наукам и видам  деятельности (в том числе и  внешкольной).

3. Дети с потенциальными  признаками одарённости. 

Термин «одаренность»  многозначен. Узкое его значение – обозначение 

любого  ребенка,  чьи  интеллектуальные  способности  и  достижения

значительно превышают нормы, характерные для его возраста.  Более

широкое  значение:  одаренный  –  ребенок,  обладающий  специальными

способностями  в  любой  области  человеческой  деятельности,

представляющими ценность для  общества.

 

 

 

Концепции одарённости.

Концепция Дж. Рензулли

Согласно теории Дж.Рензулли, одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Кроме этого, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда.

Разработанная Дж.Рензулли концепция предполагает, что контингент одаренных детей может быть значительно шире, чем при их идентификации по тестам интеллекта, креативности или достижений. Автор предлагает относить к категории одаренных тех детей, кто проявил высокие показатели хотя бы по одному из параметров.

 

Концепция Э. Торранса

Э.Торренс, наблюдая за своими учениками, пришел к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, что имеют высокий IQ. Точнее, эти условия могут присутствовать, но они не являются единственными условиями. Для творчества нужно нечто другое. В разработанной им концепции одаренности присутствует триада: творческие способности; творческое умение; творческая мотивация.

 

 

 

 

Концепция К.Хеллера

Немецкий  ученый К.Хеллерсчитает наиболее эффективными в педагогическом отношении многофакторные модели одаренности. Долговременное исследование К.Хеллера по выявлению и специальному обучению одаренных детей построено на базе разработанной им многофакторной модели («Мюнхенская модель одаренности»).

Одаренность  понимается как индивидуальный когнитивный, мотивационный  и социальный потенциал, позволяющий  достигать высоких результатов  в одной (или более) из следующих  областей: интеллект, творчество, социальная компетентность, художественные возможности, психомоторные возможности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы одарённости  в понимании зарубежных психологов.

 

Очень важная проблема - выявление одаренных детей. Во-первых, потому, что в семье на ранних этапах развития такие дети в большинстве случаев остаются, по меньшей мере, непонятыми, а нередко реакция родителей на активные познавательные способности ребенка бывает негативной. Установка, характерная для бытового сознания, - видеть своего ребенка таким, как все. Во-вторых, активные творческие способности сочетаются у детей с повышенной нервно-психической возбудимостью, которая проявляется в неусидчивости, нарушениях аппетита, сна, легко возникающих головных болях и т.п. Несвоевременная медико-психологическая коррекция этих проявлений приводит к развитию неврозов и ряда психосоматических заболеваний. В третьих, одаренные дети, попадая в школьные коллективы, где у большинства их сверстников средние способности, чувствуют явную или скрытую недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих. В результате у одаренных детей формируется стремление не выделяться, не выглядеть ““белой вороной” и их творческие возможности со временем нивелируются. Ж.Брюно писал, что “Усреднение” одаренного ребенка, снижение общего интеллектуального и творческого потенциала сопровождается наличием выраженных невротических явлений, так называемым “синдромом бывшего вундеркинда”. Ощущение творческой несостоятельности, “зацикленность” на прошлом и часто болезненные амбиции входят в этот синдром, что, в свою очередь, является причиной невротического и даже психопатического развития личности.Поэтому очевидна острая необходимость в подходах к проблеме прогноза развития одаренности.

Исследования П.Торренса показали, что одаренные дети быстро проходят начальные уровни развития интеллекта и оказывают сопротивление всем видам нетворческих работ. Это создает массу проблем, оценивается учителями как упрямство, лень или глупость. Невысокий психологический уровень подготовки учителя для работ с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении приводит к тому, что, оценивая своих подопечных, учителя отмечают в них демонстративность, желание все делать по-своему, истеричность, неумение следовать принятым образцам. Среди учителей бытует мнение, что одаренный ребенок не нуждается в помощи. Сложность состоит и в низком уровне подготовки учителей, не способных работать с одаренным ребенком, и в недостатках программ и психологических знаний у учителей.

Кроме того, оригинальность творческого мышления часто оценивается  окружающими как отклонение. Одаренным  детям приходится около 2/3 времени  в школе проводить впустую, проявляя “интеллектуальный саботаж”. Одаренные  дети намного быстрее своих сверстников  проходят начальные уровни социальной адаптации (послушание и примерное  поведение, ориентированное на получение  положительной оценки взрослых); в  подростковом возрасте они часто  как бы минуют фазу детского конформизма  и оказывают сопротивление стандартным  правилам, групповым нормам и внутригрупповым  ориентациям на авторитарных лидеров.

 

 

 

 

Лета Холлингуорт – проблема адаптации.

Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.

1. Неприязнь к школе.  Такое отношение часто появляется  оттого, что учебная программа  скучна и неинтересна для одаренных  детей. Нарушения в поведении  могут появляться потому, что  учебный план не соответствует их способностям.

2. Игровые интересы. Одаренным  детям нравятся сложные игры  и неинтересны те, которыми увлекаются  их сверстники. Вследствие этого  одаренный ребенок оказывается  в изоляции, уходит в себя.

3. Комфортность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

4. Погружение в философские  проблемы. Для одаренных детей  характерно задумываться над  такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные  верования и философские проблемы.

5. Несоответствие между  физическим, интеллектуальным и  социальным развитием. Одаренные  дети часто предпочитают общаться  с детьми старшего возраста. Из-за  этого им порой трудно становиться лидерами.

6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна  внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности,  собственной неадекватности и  низкая самооценка.

 

7. Потребность во внимании  взрослых. В силу стремления к  познанию одаренные дети нередко  монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях  с другими детьми. Нередко одаренные  дети нетерпимо относятся к  детям, стоящим ниже их в  интеллектуальном развитии. Они  могут отталкивать окружающих  замечаниями, выражающими презрение  или нетерпение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Сегодня создаются специальные  программы для работы с одаренными детьми, школы во многих странах перестраиваются в сторону дифференцированного обучения. Разрабатываются специальные комплексно-учебные программы, в рамках которых ученик может передвигаться более свободно, чем по обычной программе. В США создаются курсы по обучению лидерству одаренных подростков, популярны индивидуализированные способы работы по “учебным договорам”, которые заключаются между учащимися и учителями; они позволяют учителю экономить время, а учащимся – работать в индивидуальном темпе.

Итак, сохранение и развитие одаренности – это проблема прогресса  общества, реализации его творческого  потенциала и индивидуальных судеб.

 

Список использованной литературы

Интернет-источники. 

 


Информация о работе Проблемы одарённости в понимании зарубежных психологов