Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:37, курсовая работа
...Большинство родителей сталкиваются с большими трудностями при воспитании детей. Учитывая давление и напряжение, которое каждый день испытывает российская семья, легко потерять веру в свои силы. Рост числа разводов, экономический кризис, падение качества образования — все вносит эмоциональный вклад в каждого. По мере того как родители чувствуют себя все более истощенными физически, эмоционально и духовно, становится невыносимо трудно воспитывать ребенка. Ребенок - наиболее нуждающийся человек нашего общества, и больше всего он нуждается в любви [8].
Все мы склонны искать простые ответы на сложные вопросы, порой забывая, что в природе нет ничего более
СОДЕРЖАНИЕ.…………………………….…………… ………………….…….2
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
I. СЕМЬЯ - СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ………………………………………………………………………...8
II. РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА И ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ…………………………………………………..…………….….10
Гнев ребенка……………………………………………………………….…........11
Детский плач………………………………………………………………..……..17
От куда берутся капризы………………………………………………………....19
III. РОДИТЕЛИ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТОВ…………………………………….……………………...…........23
Просьбы…………………………………………………………………………….23
Открытое неповиновение………………………………………………………..24
Надлежащее наказание. 25
Корректировка поведения. 28
IV. РЕБЕНОК СТАНОВИТСЯ ПОДРОСТКОМ……………………………………………...…………………......30
Подростки – это еще дети. 30
Влияние семьи на воспитание подростка. 32
Управление гневом подростка. 33
Контроль и самоконтроль подростка. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.……………………………….……………………………………43
Твердость включает в себя справедливые требования и последовательность. Она не означает суровости и непреклонности. Проявляя твердость, необходимо учитывать возраст ребенка, его способности и уровень зрелости.
Да, научить ребенка правильно выражать свой гнев трудно, но это одна из самых важных обязанностей родителей в наше время. Как родители, мы должны серьезно подходить к этому, быть осторожными и бережными, и, прежде чем сделать что-то, нам необходимо убедиться в том, что мы владеем ситуацией. Слишком многое поставлено на карту! [1, c. 80].
Метод Солтер - абсолютно простой, но новый подход к проблеме плача и приступов ярости у детей до 8 лет (о старших детях она не пишет, видимо к этому возрасту наши дети уже научатся от нас подавлять свои чувства и переучивать их - уже поздно), новый потому что в основном общество не приветствует плач и яркое (негативное) выражение чувств, т.к. неприлично и т.п.
Солтер предлагает активно слушать плач детей при прямом физическом контакте, причем начиная с младенчества. Детей не оставлять плакать в колыбели, потому что они избаловались и пытаются вами манипулировать, а держать на руках, поглаживая по головке, говорить, что вы их слушаете и принимаете их чувства [12].
Младенцы, при всей их физической беспомощности, на уровне чувств высоко сознательные маленькие люди, они, как радары, улавливают и читают наши эмоции, реагируют на ситуации, вырабатывая свои - страха и боли, от которой они пытаются освободиться через плач; по-другому - означает подавлять и копить багажом в теле как источник будущих психологических и физических проблем.
Даже при очень спокойном окружении наши малыши будут расстраиваться часто - надо научиться относиться к этому нормально, в нашей реальности не порадуешься, если не расстроишься. С младенцами нелегко применять такой метод, нужна большая интуиция и знание поведения своего ребенка, т.к. причины плача могут быть самые разные. От родителей требуется выдержка и осознание того, что мы с вами - такое же поколение детей с большим количеством подсознательных болевых блоков, вызванных подавленными, скрытыми чувствами, когда нас обидели, ранили и не было возможности поплакать, высказать боль, а мы ее заглушили едой, сосанием соски и т.п.
Плач и гнев ребенка вызывают в родителях иногда сильные душевные бури именно по этой причине, поэтому так трудно бывает с собой совладать и пойти-понестись по старой дорожке, накричать, наказать, как-нибудь заткнуть ребенка - насколько больно душевно его слушать и мирно разрешать конфликты. Заколдованный круг. Методика Солтер как раз обращена к тем людям, которые горят желанием разорвать этот круг и обрести в лице своих детей душевных друзей и соратников. Нужно самим научиться не бояться своих чувств, а просто честно их переживать, и при этом разрешить делать то же самое детям, которые гораздо лучше взрослых умеют честно переживать и научить их также не бояться. Часто мы задаем себе вопрос, почему наши дети с нами такие "избалованные" и капризные - плачут, вопят, требуют слишком много, а с чужими - нет. А потому, что маленькие дети любят своих родителей без памяти и безусловно и именно с ними хотят безопасно высказать свои чувства. И вопят они по несуразным причинам, используя как предлог. Если провести эксперимент и понаблюдать за своими детьми, как, наплакавшись вволю, они забывают про свои дурацкие претензии, они просто не могут вам объяснить про свой тяжелый день в школе, когда им сказали обидное слово, не получалось что-то или просто упали с горки, испугались и не было возможности поплакать на месте в вволю [12].
Конечно ситуации бывают самые разные, и вопросов практических возникает море, а как поступить в данной ситуации. Основное правило такое, когда ребенку плохо, надо слушать его, разделять его горе, не пытаться критиковать или логически пытаться отговорить от плача или гнева, пользоваться своей интуицией и добродушием, и если всё-таки ситуация накалилась, найти в себе мужество после извиниться перед маленьким человеком и сказать честно, что вам было очень плохо и вы не смогли сдержаться.
Рассмотрим
пример семьи с двумя сыновьями.
Старший сын, подросток, примерный
молодой человек вне дома - отличник
в школе, спортсмен, куча друзей с которыми
он очень ласков, домой заходит - совершенно
меняется - критикует, кричит, постоянные
выяснения отношений - так не хватает душевного
контакта с ним. С его братом уже по-другому,
родители гораздо ближе, и это потому,
что уже 3 года занимаются психологической
работой с собой нетрадиционными методами
(биоэнергетика, медитации и другие методы
- это отдельный разговор, для метода Солтер
абсолютно необязательно.)
Полгода назад, прочитав ее книги, родители
обсудили проблему плача со своим 6-летним
сыном, он согласился с ними абсолютно,
что плакать хорошо, и теперь они вместе
с ним проводят его плакательные сеансы
или припадки гнева, причем им попадает
от старшего брата с критикой - плачут
девчонки, а мама воспитывает нюню - он
злится на такой подход. Интересно: берет
на руки сестру поиграть и, как только
она запищит, сразу паникует - не плачь!
- и зовет родителей. Если его спрашивают,
как он себя чувствует в плане психологии,
когда он зол, - злится еще больше, не выносит
таких вопросов и болезненно критикует
эти методы [12].
А его
как раз в кроватке оставляли
плакать одного, избаловался, думали,
наказывали и критиковали, на полную
катушку воспитывали, как все, как
получится, не зная, что порой наши
маленькие дети - наши учителя гораздо
в большей степени, т.к. честны и прямодушны
от природы, а мы сами себе лжем, подавляем
истинные чувства, и их старательно учим
следовать правилам.
А им, маленьким людям, дано природное
свойство считывать нас изнутри, сколько
мы ни говорим красивых слов о правилах,
они знают, когда мы лжем и расстраиваются
в непонимании...[12]
"Ты
меня любишь?" В жизни каждого
малыша ответ на этот вопрос-
самое главное. Маленькому
Капризы
и неуправляемость - знак того, что
ребенку не хватает любви, ласки,
внимания, он не согрет теплом родительских
сердец. Если родители сталкиваются с
непослушанием и капризами
Есть четыре способа выражения любви к ребенку: контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание и дисциплина [1, c. 98].
Хотя
мы и не осознаем этого, но используем
контакт глаз как основное средство передачи
своих чувств, в том числе и любви, особенно
к детям. Ребенок использует контакт глаз
с родителями и другими людьми для эмоциональной
политики. Чем чаще родители смотрят на
ребенка, стараясь выразить ему свою любовь,
тем больше он пропитан этой любовью.
То, как мы проявляем свою любовь к ребенку,
не должно зависеть от нашего удовольствия
или неудовольствия от его поведения.
Мы можем говорить о дисциплине, требовать
ее, не прекращая связующую нить любви.
Глаза родителей должны постоянно излучать
нежность и любовь, и строгий взгляд - не
лучшее средство укрепить дисциплину
[1, c. 110].
Казалось бы, проще всего выразить свою любовь к ребенку ласковым прикосновением. Тем не менее поразительный факт: исследования показали, что большинство родителей прикасаются к своим детям только по необходимости: помогая одеться, сесть в машину и пр. Редко можно встретить родителя, который просто так, без всякого повода воспользуется возможностью ласково прикоснуться к своему ребенку: обнять за плечи, погладить по голове, потрепать по волосам и т.п.
Когда мы уделяем своему ребенку пристальное внимание, это означает, что мы сосредоточиваемся на нем полностью, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так, чтобы малыш ни на мгновение не усомнился в нашей полной, безоговорочной любви к нему. Наше пристальное внимание позволяет ребенку почувствовать, что он в глазах своих родителей самый важный человек в мире. Именно в минуты пристального внимания родители имеют возможность дополнительного
контакта глаз
и телесного контакта со своим ребенком.
Пристальное внимание, естественно, требует
времени. Но иногда это могут быть несколько
минут. И они делают чудеса [1, c. 111].
В области воспитания детей дисциплина - это тренировка ума и характера ребенка, для того чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества. Сюда входят: достойный пример взрослых, указания, просьбы, обучение, обеспечение ребенку самому возможности учиться и набираться различного жизненного опыта. Не следует требовать, чтобы дети безропотно занимали свое крохотное и весьма незначительное место в этом мире. Ребенок должен иметь возможность непринужденно выражать свои мысли и чувства, предложения, пробовать себя и учиться сам. И все это под разумным и благожелательным руководством взрослых [1, c. 112].
Конечно, наказание тоже есть в этом списке, но это только один из многих способов обеспечения дисциплины, причем самый отрицательный и примитивный. Дети гораздо охотнее принимают наши указания и советы, когда совершенно уверены, что мы любим их. В то же время они без труда замечают, когда в нашем стремлении изменить их поведение таится злоба, и тотчас делают вывод, что наши указания - это прежде всего признак недовольства ими, а может быть, даже недостаток или отсутствие нашей любви. Очень часто, когда мы наказываем ребенка, мы теряем больше, чем получаем. Волевой ребенок, по природе своей легковозбудимый и нервный, начинает смотреть на себя как на "дерзкого, несносного проказника". Стеснительный, неуверенный - чувствует себя неуклюжим, глупым, неумелым.
Известнейший
и признанный многими родителями
специалист в области воспитания
и детско-родительских отношений
Аллан Фромм считает, что наилучшим
способом является следующий: как только
ребенок начинает капризничать, откройте
ему свои объятия, уверьте его в своей
безоговорочной и безусловной любви и
постарайтесь отвлечь его от каприза,
который так взбудоражил его [4, с. 56].
Однако не вознаграждайте
малыша ничем, кроме
любящего взгляда, ласкового
прикосновения и доброжелательного
внимания.
То, что мы рассматривали до сих пор, несомненно, имеет наиболее важное и решающее значение в воспитании детей. Если описанные принципы правильно применять, большинство проблем в воспитании детей можно избежать вообще или смягчить их воздействие. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка — дисциплинирование на основе любви — позволит установить между ним и родителями здоровую, сильную и нежную привязанность. Когда у родителей появляются трудности с ребенком, они должны заново проанализировать ситуацию, выяснить, в чем он нуждается, и удовлетворить эти потребности прежде, чем что-нибудь предпринять. Наказание само по себе может принести только негативные результаты. Надеяться на что-либо иное — трагическая ошибка! Наказание, не основанное на безусловной любви, и негативные методы воспитания могут лишь окончательно испортить отношения между родителями и детьми. К сожалению, именно такой подход к воспитанию типичен в наше время. В этом одна из причин, по которой у современных детей возникают беспрецедентные осложнения практически во всех областях, начиная с учебы и кончая личными проблемами [1,13,16,19].
Хорошего
поведения от ребенка в первую
очередь добиваются просьбами. Наиболее
важно, чтобы просьбы исподволь
прививали ребенку чувство
Если же родители предпочитают использовать приказания, желая добиться хорошего поведения, то ребенок может стать послушным и вести себя хорошо, но поступать подобным образом он будет потому, что так сказали папа и мама, а не потому, что хорошее поведение — это благо для него самого. Он не будет видеть в своих родителях союзников, которые стараются ради его интересов. Ребенок в таком случае считает, что родители просят его о хорошем поведении ради сохранения порядка, спокойствия, социальных условий и, в конечном итоге, — ради своих собственных интересов.
Очень важно понять, что просьбы — это самый эффективный способ давать наставления. Это не делает вас более снисходительными или менее требовательными. Используя такую форму общения вы просто более вдумчивым, приятным и, если можно так сказать, деликатным способом делаете наставления ребенку. Это особенно уместно, когда вы хотите, чтобы ребенок получил удовольствие от выполнения того или иного задания.
Например, принимая ванну, отец заметил, что в ванной комнате нет полотенец. В это время его пятилетний сын проходил мимо, отец воспользовался случаем и попросил: “Дейл, не мог бы ты спуститься вниз и принести папе полотенце, если тебе не трудно?” Дейл был счастлив это сделать, и не успел папа оглянуться, как он уже примчался назад с полотенцем [ 1,3,4,27].
Конечно, открытое неповиновение, так же, как и любое другое плохое поведение, допускать нельзя. В таких случаях наказание часто необходимо, и такое случается порой независимо от наших действий.
Однако родители должны попытаться избегать таких неприятных столкновений. Это не значит, что мы должны потакать неразумным желаниям ребенка. Нет, конечно, но мы должны постоянно анализировать свои ожидания от детей, убеждаясь, что эти ожидания разумны, обоснованны и соответствуют возрасту ребенка, уровню его развития и физическим возможностям. Да, моменты, когда наказание необходимо, появятся, но если родители заметят, что они часто наказывают ребенка, им следует пересмотреть свои отношения с ребенком и подумать, не слишком ли много они требуют от него.
Информация о работе Проблемы подросткового возраста. Переходный возраст глазами взрослых и детей