Проблемы темперамента в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 00:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является: изучение проблем темперамента в психологии.
Исходя из поставленной цели, нами были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть общие понятия проблемы темперамента в науке;
2. Рассмотреть развитие научных взглядов на проблему темперамента;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика темперамента в психологической науке
1.1. Общее понятие проблемы темперамента в наук…………………………...5
1.2 История развития учения о темпераменте …………………………….…...8
1.3. Типы темперамента в психологии ………………………………………...10
Глава 2 Проблемы темперамента в отечественной и зарубежной психологии
2.1. Исследование темперамента в отечественной психологии …….………..15
2.2. Исследования темперамента зарубежными психологами……………..…21
2.3. Сравнительная характеристика исследований зарубежных и отечественных психологов, по проблематике темперамента.………………..27
Заключение………………………………………………………………………30
Список литературы………………………………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

проблема темперамента2.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Иркутский государственный университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОБЛЕМЫ  ТЕМПЕРАМЕНТА В ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

курсовая  работа

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 2-го курса

Таюрский С.О.

Руководитель:

Шаронова Елена  Андреевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Общая характеристика темперамента в психологической науке

1.1. Общее понятие проблемы темперамента в наук…………………………...5

1.2  История развития учения о темпераменте …………………………….…...8

1.3. Типы темперамента  в психологии ………………………………………...10

Глава 2 Проблемы темперамента в отечественной и зарубежной психологии

2.1. Исследование темперамента в отечественной психологии …….………..15

2.2. Исследования  темперамента зарубежными психологами……………..…21

2.3. Сравнительная характеристика  исследований зарубежных и отечественных  психологов, по проблематике темперамента.………………..27

Заключение………………………………………………………………………30

Список литературы………………………………………………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Человек всегда стремился познать мир, в котором  живёт, себя, каждого индивида и субъекта общества в отдельности. И этот тяжёлый  поиск всегда сталкивал человечества с серьёзными и важными проблемами, которые достаточно сложно объяснить однозначно.

Так, в ХХ веке бурный скачёк в развитии психологии, позволил многомерно взглянуть на самые  актуальные вопросы, стоящие перед  человечеством среди которых, такие  как, индивидуальность, активность, деятельность и т.д. И особенно на самую древнюю проблему – темперамент.

Проблема темперамента до сих пор является очень актуальной в современном мире. Это связано  с значительными требованиями реального  мира по отношению к человеку, со сложными условиями жизни. И в этом водовороте изменений важно сохранить свою целостность. Всё это возможно за счёт глубокого изучение индивидуальных характеристик личности и особенно темперамента.

Эти проблемы активно  изучаются во многих направлениях психологии в социальной, возрастной, психологии менеджмента, трудовой психологии, педагогической и т.д. И в месте с тем,  нет общего мнения относительно понимания, интерпретации, классификации темперамента, его структуры.

Всё это требует  тщательного анализа и изучения для полноценной жизни и деятельности человека.

Исходя из вышесказанного, целью настоящей работы является:  изучение проблем темперамента в психологии.

Объектом  исследования является: темперамент.

Предметом: проблема темперамента в психологии.

Исходя из поставленной цели, нами были определены следующие задачи:

  1. Рассмотреть общие понятия проблемы темперамента в науке;
  2. Рассмотреть развитие научных взглядов на проблему темперамента;
  3. Проанализировать взгляды отечественных и зарубежных учёных на понимание «проблемы темперамента»;
  4. Сравнить подходы зарубежных и отечественных ученых.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Общая характеристика темперамента в психологической  науке

1.1. Общее понятие проблемы темперамента в науке

Слово "темперамент" происходит от латинского "temperamentum", являющегося переводом греческого слова "krasis", и означает "надлежащее соотношение частей". В Древней  Греции предполагали, что определенное соотношение жидкостей организма, которых тогда было известно только четыре: кровь (отсюда - сангвиник), желчь (холерик), черная желчь (меланхолик) и слизь (флегматик), является основной причиной различий в психике и поведении человека. В настоящее время эти представления имеют чисто исторический интерес. [14].

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих  динамические особенности протекания психических процессов и поведения  человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.

Темперамент представляет собой наиболее общую формально-динамическую характеристику индивидуального поведения  человека.

Основные  проблемы в изучении темперамента связаны с раскрытием его биологических основ, с установлением его генетической природы. Другие, не менее важные проблемы относятся к поиску и измерению психологических составляющих темперамента, или его свойств, на основе которых строится та или иная типология.

Не менее  важными проблемами являются: определение  места темперамента в структуре  индивидуальности, выявление его  роли в развитии характера и общих  способностей, изучение темперамента как фактора успешности профессиональной (и иных видов) деятельности.

Гиппократом была разработана гуморальная теория темперамента, Э. Кречмер и У. Шелдон исследовали связь соматических и темпераментальных характеристик  человека, в 20-х г. ХХ в. И.П. Павлов совершил поворот в сторону изучения свойств  и типа нервной системы и сопоставил их с типологией, предложенной Гиппократом (сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик).

Дальнейшие  исследования, проведенные в школе  Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина показали, что необходим принципиально  другой подход к изучению биологических основ темперамента. По их мнению, следовало бы сосредоточиваться не на изучении типов, как предлагал Павлов, а на исследовании отдельных свойств нервной системы.

По мнению В.Д. Небылицина, в основе темперамента должны лежать так называемые "общие свойства нервной системы" (свойства лобных отделов мозга), а не парциальные, анализаторные свойства. Он сформулировал принцип разделения общих и парциальных свойств нервной системы: в основе парциальных (частных) свойств лежит деятельность анализаторных зон мозга, а общие свойства обусловлены спецификой функционирования передней части мозга - лобной коры вместе с нижележащими образованиями.

Анализ собственно психологических свойств темперамента велся не так активно и успешно. Но тем не менее разные суждения о психологических компонентах темперамента все же были. С.Л. Рубинштейн утверждал, что таковыми являются импульсивность и впечатлительность. В.Д. Небылицын относил к темпераменту общую психическую активность, моторику и эмоциональность. У В.М. Русалова темперамент рассматривался как совокупность формально-динамических характеристик: эргичности, скорости, пластичности и эмоциональности (см. Хрестомат.8.3).

В зарубежных исследованиях, в работах Г. Айзенка была дана нейрофизиологическая интерпретация  основных измерений темперамента, среди которых выделялись - фактор экстраверсии-интроверсии и фактор нейротизма. Высокий балл по первой шкале соответствует более высокому порогу активации ретикулярной формации, а низкий - низкому. Другому свойству - нейротизму соответствует уровень активации лимбической системы: повышенный нейротизм, более высокая реактивность на события во внутренней среде организма.

В основу факторной  концепции темперамента Г. Айзенкова  положены три фундаментальные измерения - экстраверсия-интроверсия, нейротизм (эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость) и психотизм.

Важной чертой исследований темперамента в зарубежных странах является резкое возрастание  интереса к изучению темперамента у  детей. Наиболее известно Нью-Йоркское лонгитюдное исследование под руководством А. Томаса и С. Чесса.

Общая активность определяется интенсивностью объемом  взаимодействия человека с окружающей средой - физической и социальной. По этому параметру человек может  быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным. Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений.

Когда говорят  об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т.п.

Гуморальная (жидкостная) теория темперамента отразила некоторые  элементы истинного знания и стала  своего рода прообразом, моделью современных, более развитых представлений о природных предпосылках индивидуальных различий. Древние греки не знали и не могли знать всего богатства природных характеристик человека: строения его мозга, свойств нервной системы и т.д. Однако, исходя из представлений о целостности и единстве организма, они гениально предвидели возможную связь между свойствами организма и свойствами психики. Отсюда исторически сложилось понимание темперамента как такого аспекта индивидуально-психологических различий, который обусловлен преимущественно биологическими свойствами человеческого организма. [18].

Иными словами, темперамент представляет собой  базовую индивидную характеристику человека - нейрофизиологическую и  динамическую основу его личности. Это одна из наиболее константных  характеристик, сохраняющих относительное постоянство на протяжении всей жизни индивида.

Темперамент принадлежит  к первичным (наиболее ранним по происхождению  и простым по структуре) формам психического синтеза, т.е. объединения различных  процессов и свойств, из которых  и складывается уникальный целостный человек. Это не просто опорный слой, но органическая составляющая многих высших субъектных, личностных, индивидуальных проявлений.

Вопрос о  сущности темперамента остается до конца  не проясненным, и по этому поводу можно высказывать лишь предварительные соображения. С максимальной уверенностью можно констатировать лишь энергетический аспект функции темперамента, признать, что его свойства, особенно такие, как эмоциональность и активность, представляют наиболее «энергоемкие» характеристики психики.

 

1.2. История  развития учения о темпераменте

В истории развития учения о темпераменте четко выделяются два аспекта: первый связан с трансформацией представлений о биологических  основах темперамента, второй - с  изменением понимания самих психологических составляющих темперамента.

Долгое время, по крайней мере до конца XIX в., считалось, что в детерминации темперамента особую роль играют телесные жидкости, в частности свойства крови. И  только в начале нашего века произошли  резкие изменения в интерпретации биологических основ темперамента. В этом огромную роль сыграли работы Э. Кречмера, который попытался "увязать" особенности темперамента уже не с гуморальными системами, а с особенностями строения тела человека. Он утверждал, что каждому типу телосложения соответствует определенный психологический склад темперамента, или, согласно его терминологии, характера, а также определенная склонность к тому или иному психическому заболеванию. Астеникам свойственна замкнутость, эмоциональная ранимость, быстрая утомляемость, пикники - люди разговорчивые, общительные, любители хорошо поесть, легко заводят друзей. Атлеты - агрессивны, властолюбивы.

Темперамент изучают  с точки зрения его физиологической  основы, а также исходя из особенностей его проявления в виде различных психологических качеств и характеристик. При этом первые исследования темперамента были связаны именно с первым направлением - на протяжении длительной истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основами, или физиологическими особенностями организма.

Корнями эта  физиологическая ветвь учения о  темпераменте уходит в античный период. Гипократ (V в. до н. э) описал четыре типа темперамента, исходя из физиологических  представлений того времени. Считалось, что в организме человека имеется четыре основных жидкости, или "сока": кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в каждом человеке в определенных пропорциях, они и составляют его темперамент (лат. - смесь, соотношение). Конкретное наименование каждый темперамент получил по названию той жидкости, которая якобы преобладает в организме. Соответственно были выделены следующие типы темперамента: сангвинический (от лат. sanguis - кровь), холерический (от греч. chole - желчь), флегматический (от греч. phlegma - слизь) и меланхолический (от греч. melaina chole черная желчь). [20].

Но со временем появились умозаключения о том, какие психические свойства должны быть у человека, в организме которого преобладает кровь, желтая желчь  и т.д. Отсюда и появились психологические  описания - "портреты" различных темпераментов. Рассмотрим кратко эти описания, опираясь как на научные, так и на литературные источники (например описания французского писателя Стендаля и немецкого философа Канта). Описания Стендаля содержат все признаки общежитейского представления о темпераментах, которое мало изменилось и по настоящий день.

Информация о работе Проблемы темперамента в психологии