Программа коррекционной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:01, практическая работа

Краткое описание

Программа коррекционной работы, в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Вложенные файлы: 1 файл

progkorrekzi.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)


Программа коррекционной работы

Цель программы

Программа коррекционной работы, в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся,  их социальную адаптацию.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса.

Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это формы обучения в общеобразовательном классе,  в специальном классе компенсирующего обучения по общей образовательной программе начального общего образования, индивидуальное обучение.

Задачи программы

        Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

        определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов;

        определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

        создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

        осуществление индивидуально ориентированной психолого - медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого – медико - педагогической комиссии);

        разработка и реализация индивидуальных учебных планов,  организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой  образовательного учреждения;

        обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

        реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;

        оказание консультативной и методической помощи родителям  (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

 

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

        Соблюдение интересов ребёнка.

Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

        Системность.

Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий  в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

        Непрерывность.

Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

        Вариативность.

Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

        Рекомендательный характер оказания помощи.

Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

 

 

 

Направления работы

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления:

        преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;

        диагностическая работа;

        коррекционно - развивающая работа;

        консультативная работа;

        овладение навыками адаптации учащихся к социуму;

        психолого – медико - педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;

        развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей);

        развитие потенциала учащихся с нарушениями устной и письменной речи.

Данные направления отражают её основное содержание:

 

Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности

        Оказание помощи учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности проводится педагогами на уроках, чему способствует использование в учебном процессе комплектов учебников по развивающим системам обучения.

        Методический аппарат системы учебников  представлен заданиями разного уровня трудности, сочетаниями индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе. Это позволяет обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов.

        Высокая степень дифференцированных вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.

 

Диагностическая работа

              Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого -медико - педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.

              Данное направление реализуется через систематическое ведение мониторинга развития учащихся с момента  поступления в школу. Мониторинг носит комплексный характер, что позволяет своевременно обеспечивать осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

              Основные разделы мониторинга предполагают проведение диагностических  процедур и последующий анализ полученных данных в течение всего времени обучении в начальной школе с учетом следующих критериев:

        социальный статус;

        соматическое  здоровье;

        функциональное состояние и физическое здоровье;

        память;

        внимание;

        мышление;

        состояние речевого развития;

        психоэмоциональное самочувствие;

        мотивация;

        самооценка;

        готовность к обучению в школе;

        социально – психологическая адаптация.

Данные мониторинга вносятся и хранятся в электронной базе данных школы.

 

Овладение навыками адаптации учащихся к социуму

(коррекционно-развивающая работа)

Коррекционно -_развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Для обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей составителями педагогами-психологом и логопедом  МОУ «Гимназия №1» был разработан блок коррекционно-развивающих программ на основе известных курсов.

Программа курса «Уроки психологического развития» на основе курса Локаловой Н.В.

Целью программы является формирование у обучающихся таких познавательных процессов, как восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение путем усвоения обобщенных представлений о содержании, организации и принципах осуществления различных познавательных действий, которые создают основу для самостоятельной систематизации и структурирования приобретаемых школьниками учебных знаний.  

                                

         Задачи:

        Повысить внутреннюю активность и мотивацию детей.

        Содействовать развитию познавательных процессов у детей младшего школьного возраста.

        Способствовать развитию произвольности психических процессов, становлению самоконтроля, самооценки.

        Развивать творческий потенциал  ребенка.

              Основная задача психологического развития первоклассников состоит в развитии сенсорно - перцептивной сферы, наглядно-образного мышления, формирование предпосылок овладевания учебной деятельностью.

              Во втором классе важно продолжить развивать наглядно-образное мышление и начать формировать словесно-логическое, а также внутренний план действий.

              В 3-4 классе упор делается на формирование словесно-логического понятийного мышления, развитие произвольности.

                 Программа адресована учащимся с 1 по 4 классы 1-2 раза в неделю по 30-45 минут. 

 

         Программа «Я учусь учиться» составлена на основе психологического курса развивающих занятий  для младших школьников с одноименным названием.

Курс рекомендуется к применению в классах, где есть учащиеся с проблемами в обучении и развитии и  рассчитан два года обучения - в третьем и четвертом  классах.

              Цель  курса -  формирование у учащихся психологической готовности к обучению на второй ступени школы и предупреждение дезадаптации, связанной с переходом на новую ступень.

              Первая часть курса (3-й класс) рассчитана на коррекцию и формирование интеллектуально-психических свойств ребенка, несформированность которых может затруднять обучение уже в начальной школе.

              Цель первого этапа работы — активизация мотивационного и интеллектуального потенциала  ребенка, формирование интереса к позна­вательной деятельности и собственным возможностям.

              Задачи 1-го этапа занятий в курсе выделены следующие:

        Развивать навыки произвольного внимания и восприятия.

        Формировать приемы образного и логического запоминания, расширять объем памяти.

        Обучать приемам аналитико-синтетической деятельности.

        Развивать рефлексивно-регулятивные и контрольно-оценочные действия.

        Ознакомить учащихся с приемами целеполагания и планирования деятельности.

        Формировать связную речь учащихся.

              На 2-м этапе обучения (4 класс) продолжается работа по направ­лениям первого этапа, однако в качестве особой добавляется задача знакомства детей с условиями и характером учебной деятельности в основной школе и формирования у учащихся адаптивного поведения при переходе на вторую ступень обучения.

 

              Программа развития внимания «Как быть внимательным»

              Цель программы -  коррекция внимания и развитие произвольной регуляции.

Задачи программы:

        дать учащимся общее представление о внимании, его видах (произвольном и непроизвольном), основной функции, связи с другими психическими процессами;

        познакомить детей с разными свойствами внимания;

        развивать и коррегировать виды внимания (слуховое, сенсорное, моторно-  двигательное);

        развивать и коррегировать различные свойства внимания (объём, устойчивость и концентрацию, переключение, распределение);

        развивать произвольную активность;

Информация о работе Программа коррекционной работы