Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 23:38, реферат
В доводах противников лекции есть доля истины, но вместе с тем, как показывает весь опыт высшей школы, отказ от лекций приводит к снижению научного уровня подготовки студентов, нарушению системности и равномерности в их работе в течение семестра. Поэтому лекция продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Считается, что указанные недостатки лекционной формы могут быть преодолены при правильной методике и рациональном построении всего лекционного курса.
Введение 3
Подготовка и проведение лекционных занятий 4
Виды лекций и их структура 6
Проектирование сценария лекции в курсе методики
преподавания психологии 11
Заключение 14
Список литературы 15
Основные трудности подготовки такой лекции - в разработке визуальных средств и режиссуре процесса чтения лекции.
Необходимо учитывать:
- уровень подготовленности и образованности аудитории;
- профессиональную направленность;
- особенности конкретной темы.
5. Лекция вдвоем[6]. Эта разновидность
лекции является продолжением и развитием
проблемного изложения материала в диалоге
двух преподавателей. Здесь моделируются
реальные ситуации обсуждения теоретических
и практических вопросов двумя специалистами.
Необходимо, чтобы:
- диалог преподавателей демонстрировал культуру дискуссии, совместного решения проблемы;
- втягивал в обсуждение студентов, побуждал их задавать вопросы. Преимущества такой лекции: актуализация имеющихся у студентов знаний;
- создается проблемная ситуация:
- наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор; выявляется профессионализм педагога.
6. Лекция с заранее запланированными ошибками. Данная лекция призвана:
- активизировать внимание студентов;
- развивать их мыслительную деятельность;
- формировать
умение выступать в роли
Лекция состоит в том, чтобы заложить в нее определенное количество ошибок содержательного, методического, поведенческого характера. Подбираются наиболее типичные ошибки, которые обычно не выпячиваются, а как бы затушевываются.
Задача студентов состоит в том, чтобы по ходу лекции отмечать ошибки, фиксировать и называть их в конце.
На разбор ошибок отводится 10—15 минут. Лекция выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функцию, помогая диагностировать трудности усвоения предыдущего материала.
7. Лекция-пресс-конференция. Преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме.
В течение двух-трех минут студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение трех-пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию.
Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формируются ответы.
В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся.
Такую лекцию можно проводить:
- в начале темы с целью выявить потребности, круг интересов группы или потока, его модель: установки, возможности;
- в середине
темы, когда она направлена на
привлечение студентов к
- в конце - для определения перспектив развития усвоенного содержания.
3. Проектирование сценария лекции в курсе методики преподавания психологии
Формирование умения методически грамотно проектировать учебную ситуацию является одной из практических целей обучения в курсе методики преподавания психологии. Предпосылкой достижения этой цели служит усвоение теоретических знаний о структуре учебно-воспитательной [3] ситуации, о типологиях учебных задач и форм взаимодействия преподавателя и учащихся. Наряду с общей профессиональной культурой будущего преподавателя психологии эти собственно методические знания создают основу для формирования умений самостоятельно проектировать учебно-воспитательную ситуацию при выборе той или иной формы занятия - лекции, семинара, практикума и т.д.
Однако сложный и трудоемкий
процесс формирования таких умений
может начаться лишь вместе с практическим
решением задач проектирования занятий
на основе создания методических сценариев.
Поэтому методическое проектирование
учебных ситуаций следует рассматривать
как важнейшую учебную
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОЙ ЛЕКЦИИ[7]
I. Тема лекции. Обоснование выбора темы.
1. Определение места и значения темы в системе целого курса (контекст).
2. Отбор библиографии по теме (литература для преподавателя, литература, рекомендуемая студентам).
II. Формы организации лекции.
1. Аудитория (характер и уровень подготовленности слушателей).
2. Цель лекции (замысел, основная идея лекций, объединяющая) все предметное содержание).
3. Задачи лекции, реализующие основной замысел:
а) состав и последовательность задач;
б) характер задач (информационные, аналитические, систематизирующие, проблемные);
в) средства, необходимые студентам для решения указанных задач (категории, системы представлений, функциональные, генетические, структурные, вероятностные, причинные связи);
г) эмоциональные позиции и отношения, которые формируются преподавателем у слушателей при решении поставленных задач.
4. Организационная форма лекции:
а) монологическое высказывание;
б) монолог с опорой на аудиовизуальные средства;
в) монолог с элементами эвристической беседы;
г) эвристическая беседа;
д) диалог-дискуссия (двух преподавателей, выражающих противоположные точки зрения по обсуждаемой проблеме).
III. Содержание лекций.
1. План и конспект содержания лекции.
2. Учебные средства и дидактические приемы, обеспечивающие целостность, систематичность, последовательность, доступность, наглядность, доказательность и др. (выделить на полях конспекта).
IV. Целостный образ преподавателя в процессе лекции.
1. Формы сотрудничества преподавателя со студентами в процессе решения задач каждого из разделов содержания лекции (совместное решение задач, подражание образцу, партнерство).
2. Языковая форма высказывания (лексика, грамматика, стилистика).
3. Эмоционально-выразительные невербальные средства общения преподавателя с аудиторией (жесты, мимика, пантомима, вокальная мимикаинтонация, громкость, темп, ритм, паузы).
Заключение
Лекция – это главное звено дидактического цикла обучения. Лекции по психологии должны иметь четкую структуру и логику изложения, содержать план, список литературы.
Важно разъяснять новые термины и понятия, доказывать и аргументировать сообщаемые факты.
При чтении лекции следует использовать приемы закрепления: повторение, вопросы на проверку внимания, усвоения: подведение итогов в конце вопроса, всей лекции. Использование наглядных пособий, ГСО.
Традиционная лекция обычно называется информационной, имея много разновидностей.
Необходимо подчеркнуть, что в процессе преподавания психологических дисциплин новые лекционные формы находят все более широкое применение.
Список литературы
Информация о работе Проектирование сценария лекции в курсе методики преподавания психологии