Проектирование сценария лекции в курсе методики преподавания психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 23:38, реферат

Краткое описание

В доводах противников лекции есть доля истины, но вместе с тем, как показывает весь опыт высшей школы, отказ от лекций приводит к снижению научного уровня подготовки студентов, нарушению системности и равномерности в их работе в течение семестра. Поэтому лекция продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Считается, что указанные недостатки лекционной формы могут быть преодолены при правильной методике и рациональном построении всего лекционного курса.

Содержание

Введение 3
Подготовка и проведение лекционных занятий 4
Виды лекций и их структура 6
Проектирование сценария лекции в курсе методики
преподавания психологии 11
Заключение 14
Список литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

Metodika_provedenia_lektsionnykh_zanyaty_po_psikho.docx

— 35.21 Кб (Скачать файл)

Основные трудности подготовки такой лекции - в разработке визуальных средств и режиссуре процесса чтения лекции.

Необходимо учитывать:

-     уровень подготовленности  и образованности аудитории;

-     профессиональную  направленность;

-     особенности  конкретной темы.

5. Лекция вдвоем[6]. Эта разновидность лекции является продолжением и развитием проблемного изложения материала в диалоге двух преподавателей. Здесь моделируются реальные ситуации обсуждения теоретических и практических вопросов двумя специалистами. 
Необходимо, чтобы:

- диалог преподавателей демонстрировал культуру дискуссии, совместного решения проблемы;

-   втягивал в обсуждение студентов, побуждал их задавать вопросы. Преимущества такой лекции: актуализация имеющихся у студентов знаний;

-   создается проблемная  ситуация:

- наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор; выявляется профессионализм педагога.

6. Лекция с заранее запланированными ошибками. Данная лекция призвана: 

-     активизировать  внимание студентов;

-     развивать  их мыслительную деятельность;

-     формировать  умение выступать в роли экспертов.

Лекция состоит в том, чтобы заложить в нее определенное количество ошибок содержательного, методического, поведенческого характера. Подбираются наиболее типичные ошибки, которые обычно не выпячиваются, а как бы затушевываются.

Задача студентов состоит  в том, чтобы по ходу лекции отмечать ошибки, фиксировать и называть их в конце.

На разбор ошибок отводится 10—15 минут. Лекция выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую  функцию, помогая диагностировать трудности усвоения предыдущего материала.

7. Лекция-пресс-конференция. Преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме.

В течение двух-трех минут  студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение трех-пяти минут  сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию.

Лекция излагается не как  ответы на вопросы, а как связный  текст, в процессе изложения которого формируются ответы.

В конце лекции преподаватель  проводит анализ ответов как отражение  интересов и знаний учащихся.

Такую лекцию можно проводить:

-    в начале темы  с целью выявить потребности,  круг интересов группы или потока, его модель: установки, возможности;

-    в середине  темы, когда она направлена на  привлечение студентов к узловым  моментам курса и систематизации  знаний;

- в конце - для определения перспектив развития усвоенного содержания.

 

3. Проектирование сценария лекции в курсе методики преподавания психологии

Формирование умения методически  грамотно проектировать учебную  ситуацию является одной из практических целей обучения в курсе методики преподавания психологии. Предпосылкой достижения этой цели служит усвоение теоретических знаний о структуре  учебно-воспитательной [3] ситуации, о типологиях учебных задач и форм взаимодействия преподавателя и учащихся. Наряду с общей профессиональной культурой будущего преподавателя психологии эти собственно методические знания создают основу для формирования умений самостоятельно проектировать учебно-воспитательную ситуацию при выборе той или иной формы занятия - лекции, семинара, практикума и т.д.

Однако сложный и трудоемкий процесс формирования таких умений может начаться лишь вместе с практическим решением задач проектирования занятий  на основе создания методических сценариев. Поэтому методическое проектирование учебных ситуаций следует рассматривать  как важнейшую учебную творческую задачу.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОЙ ЛЕКЦИИ[7]

I.         Тема лекции. Обоснование выбора темы.

1.        Определение места и значения темы в системе целого курса (контекст).

2.       Отбор библиографии по теме (литература для преподавателя, литература, рекомендуемая студентам).

II.      Формы организации лекции.

1.        Аудитория (характер и уровень подготовленности слушателей).

2.        Цель лекции (замысел, основная идея лекций, объединяющая) все предметное содержание).

3.       Задачи лекции, реализующие основной замысел:

а)       состав и последовательность задач;

б)       характер задач (информационные, аналитические, систематизирующие, проблемные);

в)        средства, необходимые студентам для решения указанных задач (категории, системы представлений, функциональные, генетические, структурные, вероятностные, причинные связи);

г)        эмоциональные позиции и отношения, которые формируются преподавателем у слушателей при решении поставленных задач.

4.        Организационная форма лекции:

а)        монологическое высказывание;

б)        монолог с опорой на аудиовизуальные средства;

в)        монолог с элементами эвристической беседы;

г)        эвристическая беседа;

д) диалог-дискуссия (двух преподавателей, выражающих противоположные точки зрения по обсуждаемой проблеме).

III.   Содержание лекций.

1.       План и конспект содержания лекции.

2.       Учебные средства и дидактические приемы, обеспечивающие целостность, систематичность, последовательность, доступность, наглядность, доказательность и др. (выделить на полях конспекта).

IV.   Целостный образ преподавателя в процессе лекции.

1.      Формы сотрудничества преподавателя со студентами в процессе решения задач каждого из разделов содержания лекции (совместное решение задач, подражание образцу, партнерство).

2.     Языковая форма высказывания (лексика, грамматика, стилистика).

3. Эмоционально-выразительные невербальные средства общения преподавателя с аудиторией (жесты, мимика, пантомима, вокальная мимикаинтонация, громкость, темп, ритм, паузы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Лекция – это главное  звено дидактического цикла обучения. Лекции по психологии должны иметь четкую структуру и логику изложения, содержать план, список литературы.

Важно разъяснять новые термины  и понятия, доказывать и аргументировать  сообщаемые факты.

При чтении лекции следует  использовать приемы закрепления: повторение, вопросы на проверку внимания, усвоения: подведение итогов в конце вопроса, всей лекции. Использование наглядных пособий, ГСО.

Традиционная лекция обычно называется информационной, имея много разновидностей.

Необходимо подчеркнуть, что в процессе преподавания психологических  дисциплин новые лекционные формы  находят все более широкое  применение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М.: Владос, 1999. – 302с.
  2. Гинецинский В. И. Введение в методику преподавания психологии: Курс лекций. — Л.: ЛГУ, 1983.
  3. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 250 с
  4. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во УРАО, 2000. - 128 с.
  5. Смолярчук И.В. Методика преподавания психологии: учеб. пособие / И.В. Смолярчук, В.М. Чернышова ; Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. - Тамбов : Изд-во ТГУ, 2002. - 70 с.
  6. Чихачев П.В. Лекция как активный метод обучения. – Киев.: Думка, 1990. – 176с.
  7. Якубовская Л.П. Методика преподавания психологии: учебное пособие / Л.П.Якубовская. – М.: «Просвещение», 2006. – 270 с 

 

 


Информация о работе Проектирование сценария лекции в курсе методики преподавания психологии