Происхождение и развитие психики. Сознание как высший уровень развития психики. Самосознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 11:29, лекция

Краткое описание

План нашего занятия таков:
Психика, развитие, функции
Сознание как высший уровень развития психики
Структура самосознания
Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики.

Вложенные файлы: 1 файл

лекция !!!1.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Уровни сознания:

(Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им.)

Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

А еще схему можно дать функции и свойства сознания в учебнике Л.Д. Столяренко есть

Столяренко выделяет такие функции сознания:

  1. отражательная,  2) порождающая (творчески-креативная), 3) регулятивно-оценочная, 4) рефлексивная — основная функция, характеризует сущность сознания.

Также выделяют свойства сознания: построение отношений, познание и переживание

    1. Структура самосознания.

В отечественной психологии под самосознанием понимается процесс познания человеком самого себя, в результате которого образуется представление о себе в качестве субъекта действий и переживаний и складывается эмоционально 
- ценностное отношение.

Поэтому настоящий источник и движущие силы развития самосознания, как отмечает С.Л. Рубенштейн, следует искать не во врожденных предпосылках, а в возрастающей реальной самостоятельности индивида, выражающийся в изменении его взаимоотношений с окружающими людьми. Регуляция связи ребенка со средой, воспитания тем самым играет ведущую роль и в развитии самосознания личности ребенка.

Самосознание представляет собой сложное психическое образование, состоящее из структурных составляющих, однако относительно содержания и функций составляющих мнения исследователей не всегда совпадают.

Структура самосознания.

Большинство авторов выделяют в самосознании два основных компонента: когнитивный и эмоциональный (М.И. Лисина, В.В. Столин, И.И. Чеснокова)

И.И. Чеснокова представляет самосознание как единство 3-х компонентов: самопознание, эмоционально - ценностное отношение к себе и саморегулирование поведение личности. И.С. Кон включает в структуру самосознания 4 компонента: сознание своей тождественности, сознание собственного “Я”, осознание своих психических свойств и определенную систему социально - нравственных самооценок. 

Наиболее последовательная концепция самосознания сформирована В.В. Столиным. В соответствии с тремя видами активности, он выделил три уровня в развитии самосознания: оргазмический, индивидуальный и личностный.

Наряду с самосознанием используется понятие Я концепция, состоящая из Я образов.

«Я»-концепция понимается в психологии как устойчивая система обобщенного представления индивида о себе, как образ собственного «Я» (образ «Я»), который определяет отношение индивида к самому себе и другим людям. Другими словами, «Я» - концепция включает в себя всю совокупность знаний и представлений индивида о себе, эмоциональное отношение к своей личности, а также те формы поведения, которые обусловлены этими знаниями, представлениями и оценками.

Образ «Я» - это целостное представление человека о самом себе. Оно не сводится к простому осознанию своих отдельных черт и качеств. В образе «Я» более значимым моментом является не столько автобиографическое самоописание, сколько самоопределение: Кто я? Каков я? Чего я хочу? Что я могу? Каким я стану?

Образ «Я» обычно включает в себя: 
- «Я» - реальное - как представление индивида о себе, каков он на самом деле; 
- «Я» - идеальное - как его представление о своем желаемом образе; 
- «Я» - зеркальное - как его представление о том, что о нем думают другие; 
- «Я» - фантастическое - как представление индивида о том, каким он мог бы стать при благоприятном стечении обстоятельств и др.

Поэтому можем попробовать каждому по поводу своих образов. Вам необходимо письменно в тетради ответить на впрос: КТО Я? От 5 до 20 высказываний . (Показать на доске)

1.Я-

2. Я-

3.Я-

Проанализируем: первые  8 я- высказываний лучше всего осознаются и понимаются человеком, последующие хуже.

Существуют субъективные и объективные высказывания. Какие я высказывания Субъективные , объективные, ?

В субъективных больше всего прослеживается эмоциональный компонент, оценочный.

Самосознание в своей структуре имеет важный компонент – самооценка.

Это осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, отношения к окружающему, к другим людям, самому себе.

Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она позволяет человеку примеривать свои силы к задачам и требованиям окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи. Таким образом, самооценка составляет основу уровня притязаний, т. е. уровня тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным. Присутствуя в каждом акте поведения, самооценка является важным компонентом в управлении этим поведением. Все это и делает самооценку важным фактором в формировании личности.

 


Информация о работе Происхождение и развитие психики. Сознание как высший уровень развития психики. Самосознание