Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 11:29, лекция
План нашего занятия таков:
Психика, развитие, функции
Сознание как высший уровень развития психики
Структура самосознания
Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики.
Уровни сознания:
(Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им.)
Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.
А еще схему можно дать функции и свойства сознания в учебнике Л.Д. Столяренко есть
Столяренко выделяет такие функции сознания:
Также выделяют свойства сознания: построение отношений, познание и переживание
В отечественной психологии под самосознанием
понимается процесс познания человеком
самого себя, в результате которого образуется
представление о себе в качестве субъекта
действий и переживаний и складывается
эмоционально
- ценностное отношение.
Поэтому настоящий источник и движущие силы развития самосознания, как отмечает С.Л. Рубенштейн, следует искать не во врожденных предпосылках, а в возрастающей реальной самостоятельности индивида, выражающийся в изменении его взаимоотношений с окружающими людьми. Регуляция связи ребенка со средой, воспитания тем самым играет ведущую роль и в развитии самосознания личности ребенка.
Самосознание представляет собой сложное психическое образование, состоящее из структурных составляющих, однако относительно содержания и функций составляющих мнения исследователей не всегда совпадают.
Структура самосознания.
Большинство авторов выделяют в самосознании два основных компонента: когнитивный и эмоциональный (М.И. Лисина, В.В. Столин, И.И. Чеснокова)
И.И. Чеснокова представляет самосознание как единство 3-х компонентов: самопознание, эмоционально - ценностное отношение к себе и саморегулирование поведение личности. И.С. Кон включает в структуру самосознания 4 компонента: сознание своей тождественности, сознание собственного “Я”, осознание своих психических свойств и определенную систему социально - нравственных самооценок.
Наиболее последовательная концепция самосознания сформирована В.В. Столиным. В соответствии с тремя видами активности, он выделил три уровня в развитии самосознания: оргазмический, индивидуальный и личностный.
Наряду с самосознанием используется понятие Я концепция, состоящая из Я образов.
«Я»-концепция понимается в психологии как устойчивая система обобщенного представления индивида о себе, как образ собственного «Я» (образ «Я»), который определяет отношение индивида к самому себе и другим людям. Другими словами, «Я» - концепция включает в себя всю совокупность знаний и представлений индивида о себе, эмоциональное отношение к своей личности, а также те формы поведения, которые обусловлены этими знаниями, представлениями и оценками.
Образ «Я» - это целостное представление человека о самом себе. Оно не сводится к простому осознанию своих отдельных черт и качеств. В образе «Я» более значимым моментом является не столько автобиографическое самоописание, сколько самоопределение: Кто я? Каков я? Чего я хочу? Что я могу? Каким я стану?
Образ «Я» обычно включает в
себя:
- «Я» - реальное - как представление
индивида о себе, каков он на самом деле;
- «Я» - идеальное - как его представление
о своем желаемом образе;
- «Я» - зеркальное - как его представление
о том, что о нем думают другие;
- «Я» - фантастическое - как представление
индивида о том, каким он мог бы стать при
благоприятном стечении обстоятельств
и др.
Поэтому можем попробовать каждому по поводу своих образов. Вам необходимо письменно в тетради ответить на впрос: КТО Я? От 5 до 20 высказываний . (Показать на доске)
1.Я-
2. Я-
3.Я-
Проанализируем: первые 8 я- высказываний лучше всего осознаются и понимаются человеком, последующие хуже.
Существуют субъективные и объективные высказывания. Какие я высказывания Субъективные , объективные, ?
В субъективных больше всего прослеживается эмоциональный компонент, оценочный.
Самосознание в своей структуре имеет важный компонент – самооценка.
Это осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, отношения к окружающему, к другим людям, самому себе.
Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она позволяет человеку примеривать свои силы к задачам и требованиям окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи. Таким образом, самооценка составляет основу уровня притязаний, т. е. уровня тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным. Присутствуя в каждом акте поведения, самооценка является важным компонентом в управлении этим поведением. Все это и делает самооценку важным фактором в формировании личности.