Происхождение психологических половых различий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 20:27, контрольная работа

Краткое описание

Представители почти всех живых организмов разделены на два пола -
мужской и женский, обладающие в целом идентичными процессами
жизнедеятельности, но дополняющие друг друга при осуществлении
репродуктивной функции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..2
Понятие «пол»………………………………………………….…………3
Происхождение психологических половых различий………….…….4
Половая социализация……………………………………………….…..7
Стереотипы маскулинности и феминности…………………………….9
Заключение……………………………………………………….………11
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

пол как психявл.docx

— 198.38 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………..2

Понятие «пол»………………………………………………….…………3

Происхождение психологических половых различий………….…….4

Половая социализация……………………………………………….…..7

Стереотипы маскулинности и феминности…………………………….9

Заключение……………………………………………………….………11

Список литературы………………………………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Представители почти всех живых организмов разделены на два пола -

мужской и женский, обладающие в целом идентичными процессами

жизнедеятельности, но дополняющие друг друга при осуществлении

репродуктивной функции.

     В Большой советской энциклопедии пол определяется как совокупность

признаков, имеющих прямое или косвенное отношение к размножению, по

которым у большинства организмов можно различить мужские и женские особи.

     Исследователь этой проблемы Д. В. Колесов определяет пол так: «Пол –это обобщенная характеристика индивида (человека, существа), объединяющая все свойства его организма и психики для продолжения рода». В данной работе под понятием «пол» мы будем понимать именно это определение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие «пол»

 

     Половая принадлежность человека — многоуровневая система, элементы

которой формируются на разных стадиях индивидуального развития.

Соответственно, половую принадлежность оценивают на разных уровнях.

Если берут во внимание генетические механизмы, говорят о «генетическом

поле». В этом случае различия между мужским и женским полом определяется набором хромосом: XX - женский, XY - мужской. Хромосомный набор создается в процессе оплодотворения и определяет будущую генетическую программу организма.

     Если половую принадлежность оценивают по характеру половых органов,

то говорят о «гонадном поле» (гонадами называют половые железы). Гонадный пол считается основным показателем половой принадлежности.

     Если половую принадлежность оценивают по строению организма

(пропорции тела, связанные  с полом, особенности телосложения), то говорят о «соматическом поле».

     Существует также гражданский пол - пол, официально регистрируемый.

Определяют при рождении, как правило, по субъективной оценке строения

наружных половых органов. Является решающим для пола воспитания, так как гражданский пол определяет воспитание ребенка.

     Психологический пол - это совокупность биологического пола,

полоролевой идентификации полоролевых стереотипов. Как правило

психологический пол оценивают по характеру поведения человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Происхождение психологических половых различий

 

     В эволюции размножения можно выделить два принципиальных момента:

появление скрещивания (оплодотворения, слияния генетической информации

двух особей) и дифференциации полов. Способы размножения, обходящиеся без скрещивания, относятся к бесполым, требующие скрещивания - к половым. Последние, в свою очередь, в зависимости от отсутствия или наличия дифференциации полов, делятся на гермафродитные и раздельнополые. Получается три основных способа размножения: бесполый, гермафродитный и раздельнополый. Все, в эволюционном плане прогрессивные формы животных (млекопитающие, птицы, насекомые) и растений (двудомные) размножаются раздельнополым способом.

     Широкая норма реакции обеспечивает женский пол повышенной онтогенетической пластичностью (адаптивностью), а это не что иное, как восприимчивость к воспитанию и обучению. Поэтому в дискомфортных зонах остаются в основном мужские особи, которые могут покинуть эти зоны только за счет новых решений, т.е. сообразительности и находчивости. Само пребывание в зоне дискомфорта стимулирует поисковое поведение. Следовательно, в процессе эволюции в зонах дискомфорта шел отбор в разных направлениях: у женского пола на «воспитуемость», «адаптивность», «обучаемость», а у мужского пола – на «находчивость», «сообразительность», «изобретательность», в самом широком смысле. Например, в зоне дискомфорта от холода женские особи адаптируются

физиологически, наращивая слой подкожного жира, а имеющие с ними

одинаковый генотип мужские -поведенчески: или изобретут шубу (огонь,

пещеру), или погибнут. Стало быть, разной нормы реакции вполне достаточно, чтобы возник психологический диморфизм: женский пол специализировался по адаптации к существующим условиям, а мужской пол - в поиске новых путей для будущего. Такая трактовка делает понятным тот факт, что в школе и худшие и лучшие ученики мальчики, «трудные» дети, а девочки управляемы и покладисты.

     В историческом, эволюционном плане овладения любым умением, будь то

способность говорить, писать, вязать и т.д. можно выделить две фазы: начальная фаза поиска, нахождения нового решения, освоения и фаза закрепления и совершенствования. В первой фазе, когда задача новая, преимущества, как правило имеют мужчины. Во второй фазе, когда задача знакомая, преимущества, как правило, на стороне женщин.

     Все профессии, игры, виды сорта, хобби сначала осваивали мужчины,

потом женщины. Об этом свидетельствуют соотношения полов среди

композиторов и исполнителей, режиссеров и актеров, а так же особенности

почерка. Среди отличительных черт женского почерка: правильный,

единообразный и т.д., а для мужского - неправильный, размашистый,

неравномерный и т.д. Следовательно, можно сказать, что женские почерки более совершенны, ближе к стандартам обучения - прописям, чем мужские.

Так трактуется появление психологических половых различий в

эволюционной теории.

     Согласно нейроандрогенетическому подходу, наличие половых различий обусловлено воздействием андрогенов на мозговые системы. Термин «андрогены» относится ко всем гормонам, которые доминируют у представителей мужского пола. Сюда включаются: андростанедиол, дегидротестостерон и, особенно, тестестерон.

     Согласно обзору, сделанному Ли Эллисом существует, по крайней мере, четыре типа исследований, в которых подтверждается приоритет биологических факторов в происхождении психологических половых различий.

     Первый тип исследований связан с манипуляцией андрогенами, вследствие

так называемой кастрации. Экспериментальные данные показывают, как

изменяется поведения под влиянием уровня половых гормонов.

     Второй тип связан с установлением корреляций между уровнем андрогенов и выраженностью той или иной черты у представителей мужского пола. При этом показано, чем выше уровень мужских половых гормонов, тем больше актуализируется мужской тип поведения.

     Третий тип исследований — это изучение поведения представителей

мужского и женского пола в период пубертата. В этих исследованиях решается вопрос о том, могут ли, и какие именно половые различия проявиться сразу после полового созревания, или же они усиливаются за счет влияния культуры.

     Четвертый класс исследований охватывает постпубертатный период.

Работы проводятся на представителях мужского и женского пола различных

видов животных, которые уже прошли пубертатный период, у которых

различаются четкие поведенческие различия. Заключение о влиянии именно

андрогенных факторов в этих работах делается лишь в том случае, если сходные изменения прослежены у многих видов животных.

     На основании анализа работ четырех типов исследований Ли Эллису

удалось выделить 12 устойчивых поведенческих различий, которые связаны с мужским полом, т. е. находятся под андрогенным контролем. Ученый называет их врожденными стратегиями, или программами мужского полового поведения, которые обусловливают у мужчин большую выраженность таких признаков, как: наступательное эротическое поведение, агрессивное поведение, пространственная ориентация, территориальное поведения, выносливость к боли, медленное усвоение оборонительных условных рефлексов, слабое проявление эмоциональных реакций на угрозу, настойчивость, слабая связь с ближайшими родственниками, переферизация (тяга к созданию групп у подростков), поиск приключений, «хищническое» поведение, связанное с охотой.

     Итак, в отличие от предыдущей теории, нейроандрогенетический подход

говорит о главенствующей роли биологических факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Половая социализация

 

     С самого момента зачатия организм развивается как принадлежащий к

мужскому или женскому полу. Внешние проявления этой принадлежности по мере роста и развития возрастают.

     Половая роль - это система предписаний, модель поведения, которую

индивид должен усвоить и соответствовать ей, чтобы его признавали

представителем того или иного пола.

     Половая идентичность — это единство самосознания и поведения

индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.

     Половые роли и идентичности реализуются в различающемся поведении

лиц мужского и женского пола.

     Принятие половой роли - это внутренний, глубинный процесс, осуществляющийся путем идентификации с родителями. Сначала дети обоих полов идентифицируются с матерью, т. к. мать - фигура, в наибольшей степени наделенная силой и любовью из всего окружения ребенка. У девочек эта идентификация сохраняется и дальше, а мальчики вынуждены менять свою первичную идентификацию.

     Хотя ядро половой идентичности устанавливается в первые несколько лет

жизни, половая идентичность в широком смысле по мере дальнейшего развития продолжает усложняется, разрабатывается, детализироваться. На различных стадиях развития накладываются эффекты избирательных идентификаций с каждым из родителей. Ранние идентификации дорабатываются более поздними.

     Окончательный результат этих процессов - половая идентичность, включающая множество элементов из многих стадий развития.

     Какую роль в формировании, закреплении и изменении половых различий

играет воспитание? Исходным пунктом в теоретизировании по данному вопросу служат два бесспорных эмпирических факта:

1. В любом человеческом  обществе мальчики и девочки  ведут себя по-

разному.

2. В любом человеческом  обществе от разнополых детей  ожидают разного

поведения и по-разному общаются с ними.

    Круг агентов и каналов полоролевой социализации не ограничивается

семьей и сверстниками, включая в себя других взрослых, институты

организованного воспитания, средства массовой информации и т.д., как

проводников влияния культуры. Эти механизмы представлены в нижеследующей схеме.

     В самом общем виде мужественность (женственность) можно представить

как совокупность наиболее значимых признаков, свойств, присущих мужчине (женщине) в отличие от женщины (мужчины). От своевременности и полноты процесса формирования черт мужественности -женственности во многом зависят уверенность в себе, цельность переживаний, определенность установок и, в конечном итоге, эффективность общения с людьми, отношений в семье.

     Представления идеального образа мужественности - женственности могут стать регуляторами поведения юноши и девушки, определяющим отношение со сверстниками противоположного пола. Поэтому, формирование у подростков и юношей представлений о мужественности - женственности - существенный момент их полового воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Стереотипы маскулинности и феминности

 

     На нормативном уровне издавна шел спор, что считать более желательным - совпадение индивидуальных качеств с соответствующим культурным стереотипом (сильный, грубый, энергичный мужчина и слабая, нежная пассивная женщина), или, напротив, сочетание в одном лице и мужских и женских качеств (сильный, но одновременно мягкий мужчина и нежная, но вместе с тем самостоятельная женщина). Причем, как правило, на более высоких уровнях развития культуры предпочтение отдается второму варианту, сулящему большую степень взаимопонимания полов.

Информация о работе Происхождение психологических половых различий