Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 16:33, реферат
Проблема проституции и по сей день изучается в общественных науках. Насколько она является актуальной для современного общества - этот вопрос остается открытым и выходит за пределы данной работы. Однако интерес к данному феномену в к. XIX-н. XX вв. был весьма велик, что подтверждается многочисленными работами отечественных ученых.
Введение
1.
2.
Заключение
Литература
Содержание
1.
2.
Заключение
Литература
Введение.
Проблема проституции и по сей день изучается в общественных науках. Насколько она является актуальной для современного общества - этот вопрос остается открытым и выходит за пределы данной работы. Однако интерес к данному феномену в к. XIX-н. XX вв. был весьма велик, что подтверждается многочисленными работами отечественных ученых. Современными социологами уже была проделана огромная работа по анализу исследований проституции в истории социологии (2). Предполагается, что новизна данной работы заключается в том, что несколько иначе были расставлены акценты, внимание концентрировалось на определении того, что называлось проституцией, каким конкретным содержательным смыслом наделялось данное понятие, кто попадал в разряд проституток. Это имеет важное значение для отслеживания некоторой динамики в "жизни" выбранной социальной проблемы. Автор исходил из того, что социальная проблема в обществе определяется не только наличием объективно заданных условий, но и субъективным определением того, что считать проблемой. Кроме того, в работе была предпринята попытка сравнений подходов российских ученых с подходами к социальным проблемам в западной традиции (9).
1.
В конце XIX в. рядом исследователей проституции была выдвинута гипотеза о том, что причина данной социальной проблемы коренится в генетической обусловленности некоторых женщин. Данные женщины представляют собой некую вырождающуюся особь, которая объективно существует, но признаки ее не так очевидны как, например, идиотов. К данному направлению принадлежат такие мыслители как А.Федорова, В.Тарновский, Н.Краинский.
"Уничтожьте пролетариат, распустите армию, сделайте образование доступным, дайте возможность вступить в брак всем желающим, гарантируйте им спокойствие в семейной жизни и убедите всех жить нравственно, честно, по закону христианскому, и тогда... и тогда все-таки будет существовать проституция" (10, 17). Основной причиной проституции, по мнению представителей данного направления, считалось различие в размерах полового влечения, заложенное изначально природой. "Неодинаковое напряжение полового чувства, присущее обоим полам, различная по степени потребность удовлетворения его и крайне изменчивая сила воли и сопротивления страстным побуждениям, прирожденная к каждому отдельному лицу, при разнообразных отклонениях в развитии всего нравственного и физического облика человека - вот главные основания возникновения проституции в той или другой форме" (10,57).
Вообще, стоит отметить, что подход к социальным проблемам как к патологии является исторически первым для исследования многих проблем. С ним связываются имена таких ученых как С.Смит, Ч.Ломброзо (9). В его основе лежит органическая аналогия, социальные проблемы представляют собой препятствия "нормальной" работе социального организма, своего рода болезнь или патологию, при этом истоки социальных проблем усматриваются в изначальной, подчас "врожденной" неспособности ряда индивидов к "нормальному" поведению. "Изучение проституции с точки зрения общественной патологии, проявление которой она несомненно составляет, должны совершаться по тем же законам, по каким врачи исследуют и используют болезни отдельных лиц" (10,8). Проституция в рамках данного подхода является болезнью общества, при этом исследователь оставляет за скобками вопросы, связанные с тем, что считать нормальным и что патологическим. Данное разграничение является само собой разумеющимся.
Продолжая рассмотрение идей В.М.Тарновского, отметим, что, по его мнению, проститутками являются женщины, в генах которых заложена патология, то есть наследственность определяет отклоняющееся подведение проститутки, и поэтому проституция, разврат никогда не исчезнут.
В.М.Тарновский отмечает, что, не смотря на то, что каждый имеет представление о том, что такое проституция и мнение о том, как с ней нужно бороться, немногие проводят конкретное систематическое исследование проституток. "Всего менее обращали внимания на те основания, общие, им присущие, свойства и качества, особенности и уклонения, которые соединяют проституток всех времен, всех стран в одну общую семью порочных женщин и ставят их в прямую, непосредственную связь с преступницами - с одной стороны, и с нервно-больными - с другой" (10,8).
П.Н.Тарновская придерживалась подобных взглядов и, будучи женой В.М.Тарновского, очень сильно повлияла на его выводы (2). В.М.Тарновский опирается на данные исследования своей супруги, в котором участвовало 150 проституток, они сравнивались с "нормальными" женщинами. Если признаки вырождения у последних были весьма невелики, то у проституток данные признаки составляли около 83%. Работая психиатром, она обращала внимание, прежде всего, на антропометрические и биолого-физиологические параметры "ненормальных" женщин. Среди таковых были отмечены следующие:
- таз напоминал мужской,
- были развиты лобные пазухи,
- тучность,
- волосатость по всему телу,
- преждевременная половая зрелость,
- неправильность менструации,
- ничтожная плодовитость,
- аномалии рефлексов (пониженные),
- ничтожное умственное развитие,
- притупление органов чувств,
- бедный эмоциональный мир,
- погашенное материнское чувство,
- наследственный алкоголизм,
- отсутствие стыдливости и альтруизма,
- лживость,
- тщеславие,
- нерасчетливость,
- моральная неразвитость.
Анализируя черепа и лица обследуемых женщин в эксперименте, В.М.Тарновский делает, например, такие замечания:
"... Передне-задний и большой поперечный у проситуток меньше, чем у сельских работниц и еще менее, чем у женщин, занимающихся умственным трудом...Лицевые размеры, скулы и нижняя челюсть, наоборот, у проституток оказываются больше, чем у других категорий женщин... Преобладание лицевых размеров над головными несомненно указывает на меньшее совершенство типа у людей одной и той же расы; между тем, как меньшая величина размеров передне-заднего и большого-поперечного - размеров, имеющих решающее значение в конфронтации черепа дает возможность заключать и о меньшем объеме мозговых масс и сказанных лиц, - меньшем объеме, идущем в ущерб как умственного развития, так и нравственные стороны проституток" (10, 169-170).
Основной постулат концепции социальной патологии заключается в том, что биолого-антропологический фактор и является определяющим. "Половое отправление, присущее человеку, должно быть удовлетворено, и нарождение проституции в самом обществе обязано ... именно этому закону органической необходимости" (10,77). В то же время, социально-экономические причины являются второстепенными, "случайными". "Все остальное, как-то: меньшая продуктивность женского труда, подчинение мужчинам, воспитание, влияние среды, общества - все эти условия могут усилить или ослабить проявление проституции, но никогда и нигде не были в состоянии уничтожить саму проституцию..." (10,58). Подтверждением данной гипотезы, по мнению приверженцев данной школы, служили следующие факты:
1) примеры, женщин, которых пытались "отучить" от ремесла, предоставляли работу, обустроенный быт, а они вновь уходили в проститутки;
2) в низших классах проституток больше, поскольку именно "внизу" ухудшается наследственность (недоедание, нездоровый образ жизни, плохое качество еды, воды, воздуха, скученные помещения).
Взгляды на проблему проституции в рамках антропологической школы как на социальную патологию используется и ныне, но чаще людьми далекими от науки. Его научные доказательства на сегодняшний день показали свою несостоятельность. Впрочем, школа подвергалась яростной критике и со стороны современников. Противоположный подход часто называют социологической школой. К последней принадлежали многие ученые. В данной работе мы познакомимся с взглядами только некоторых из них. Примечательно, что социологи пытались привлечь внимание общественности к проблеме в начале прошлого века примерно так, как это делалось в начале перестройки. С.С.Шашков писал:
"Долго, очень долго укоряли мы Запад за его крайнюю развращенность и превозносили до небес относительное целомудрие своего отечества. Лет тридцать тому назад, говорить о проституции и сифилитической заразе считалось недозволенным и даже неприличным. Мы с непонятным равнодушием отворачивались от порока, втихомолку пожиравшего страну; и с не менее непонятным лицемерием, закрывали фиговым листочком свои закулисные язвы, выставляя на вид свою национальную нравственность" (7,245).
В своей работе С.С.Шашков использует такую метафору проституции, как социальная болезнь. Она характерна для многих исследователей не только дореволюционной России, но и, как мы убедимся, для дискуссии, начавшейся в восьмидесятых годах. Однако, в данном случае это только метафора, аналогия из медицины. Взгляды С.С.Шашкова нельзя отнести к подходу социальной патологии, поскольку он все-таки отдает предпочтение социологическому объяснению корней этой болезни ("...Мало сострадания и снисходительности к тем женщинам, которых социальная необходимость заставляет торговать своим телом..." (7,240). Автор выдвигал следующие факторы, порождающие проституцию: рабство женщины, семейный деспотизм, "содержание громадных армий", но в тоже время и "грубая чувственность, необлагороженная цивилизацией" (7,245). То есть, прослеживается размытость, непоследовательность в представлениях С.С.Шашкова, который примешивает факторы В.М. Тарновского, но в тоже время, противопоставляет свой подход антропологической школе. Отсутствует и четкое, ясное определение проституции. Автор в некоторых местах различает "разврат не продажный и продажный", относя к последнему проституцию. Но, в то же время, называет проституцией не только продажу тела по экономическим причинам, что имеет место на Западе и именуется как публичная проституция. Для него существует проституция религиозная, семейная (связанная с так называемым феноменом права отцовщины), гостеприимная. Если взять книгу Ч.Ломброзо, то можно увидеть эти же типы. Женщина в данных видах проституции не получает денег за использование своего тела. В проституции выделяется и "самый наглый тип", когда муж целенаправленно сводит жену с мужчиной, ловит любовников на месте преступления, взыскивает компенсацию за моральный ущерб и идет пьянствовать.
С.С.Шашков сетует на то, что в России больше разврата, чем в Европе, причем не количественно, а качественно, "в самых гнусных, цинических формах, вовсе неизвестных Западной Европе" (7,247). Он ставит проституцию в один ряд с такими видами разврата как онанизм, который губит целые молодые поколения, педерастия и скотоложство (при борьбе с последним злом в монастырях было "запрещено держать скота ни единого женского полу" (7,143)). Первая и вторая из выше упомянутых форм разврата, в современном обществе перестали носить облик антиобщественного поведения и, по крайней мере, перешли в ранг личных проблем. Интересно, что "вредность" онанизма и в этой "вредности" сходство с проституцией, мы можем обнаружить в работах отечественных социологов вплоть до 1991 года (5,144). Мораль и нравы меняются, соответственно социальные проблемы, болезни общества определяются и переопределяются, сменяют друг друга, и это очевидно даже на этом маленьком примере.
Возвращаясь к взглядам С.С.Шашкова, отметим также, что он слишком широко и необоснованно определяет тех, кто является проститутками. "Огромное большинство кухарок, горничных, падёнщиц, фабричных работниц, солдаток, большинство женщин одиноких и неимущих смело может быть отнесено к разряду проституток" (7,250). Кроме того, "каждого городского извозчика смело можно считать сводником" (7,250). Такая расширительная трактовка в последующем перерастает в рассуждения о "пустоголовых самках", которые не облают ни умом, не образованностью, ни доблестью, а интересуются только модой и роскошью (7, 263). Словно испугавшись собственных слов и не желая быть уличенным в методологической непоследовательности, а так же отделяя собственную позицию от обыденных представлений и необоснованных стереотипов, С.С.Шашков отмечает, что у общества "бессмысленное презрение к этой самке", а у него - осмысленное (7,265). "Мы видим в ней только продукт известных социальных условий, повторяет он, низводящих человеческую личность на степень животного, убивающих в ней всякую разумную жизнь и делающих ее орудием чужих страстей и чужих интересов" (7,267).
Главной причиной проституции, по мнению С.С.Шашкова, является бедность. Он неоднократно повторяет это и подтверждает примерами. Второстепенными факторами, по его мнению, выступают молодость, неопытность, "всевозможные соблазны", нравственная неразвитость, "дурные условия труда", обязательное безбрачие солдат, ненормальность семейного быта. Средство избавления от этого порока автор видит в социальной реформе, которая бы установила свободу и равноправие женщин, а не во вречебно-полицейских мерах.
Идеи С.С.Шашкова в некотором смысле близки к подходу, известному в западной социологии под названием социальной дезорганизации. В рамках данного направления считается, что социальные проблемы появляются и обостряются тогда, когда в обществе происходят какие-то значительные сдвиги, изменения. Если общество находится в процессе социального изменения, то оно является дезорганизованным, соответственно уменьшается влияние существующих социальных правил поведения на индивидуальных членов группы, нарушается некое равновесие, порядок. То есть проблемы являются побочным эффектом для процесса социального изменения. Такие идеи можно найти в социологических взглядах У.Томаса и Ф.Знанецкого.
С.С.Шашков считал, что причина порока общества в ненормальности социальных условий, в их нестабильном состоянии. С данным подходом можно связать и идею В.Левитского, который доказывал, что революции, войны, массовый голод, а в целом социальные бедствия и кризисы в России непосредственно влияют на уровень проституции (2).