Профессиограмма журналиста
- История возникновения
Журналистика зародилась
еще в древнем Риме и Греции,
когда глашатаи и вестники зачитывали
указы, которые сопровождались авторскими
комментариями. А потом люди смекнули,
что полезную информацию можно записывать на дощечках, каменных плитах, пергаменте
и распространять, чтобы люди были в курсе,
что да как.
Так и зародилась журналистика.
Потом уже, с развитием цивилизации,
появились газеты, конечно не такие
привычные как нам сейчас, а
огромные, в одну страницу и текста там было много, который написан
был сплошняком и читать его было не удобно.
Первые газеты начал выпускать Юлий Цезарь,
которые назывались «Деяния сената» и
«Ежедневные общественные деяния народа»,
они выпускались на глиняных дощечках,
где записывалась вся хроника событий.
Потом уже газеты начали появляться в
древнем Китае, потом в годы нашей эры
газетами начали обзаводиться и такие
страны, как Германия, Англия, Франция,
Америка, Россия.
В России первая газета -
«Ведомости» - стала выходить в 1702 году по указу и при участии Петра I. Это
было государственное политическое издание,
пропагандировавшее петровские преобразования.
Влияние журналистики сильно возросло.
Она стала активно вмешиваться во внутриполитическую
борьбу и международные отношения, оказалась
способной не только влиять на принятие
политических решений, уничтожать репутации
крупных политиков, но и свергать правительства.
На первое место вышли ежедневные газеты,
их владельцев стали называть лордами
(или баронами) прессы, они вошли в правящий
истеблишмент общества. На рубеже XIX и
XX веков было изобретено радио и телевидение.
Радио стало важным средством массовой
информации уже в 20-х годах, а телевидение
- в конце 40-х годов XX века.
- Сведения о профессии
Должен знать:
- теорию и историю литературы и литературно-художественной критики;
- теорию, практику, историю журналистики и печати, литературное редактирование, технику газетно-журнального дела, радиовещания и телевидения;
- принципы и приемы журналистской деятельности;
- профессиональную оргтехнику, области ее применения.
Должен уметь:
- планировать, организовывать и вести редакционно-издательскую деятельность;
- собирать материал по редакционным заданиям;
- осуществлять проверку, обработку, анализ и фиксацию информации;
- проводить интервью, беседы и опросы;
- подготавливать публикации и передачи;
- работать с редакционной почтой и авторами;
- участвовать в производственно-технологическом процессе выпуска газет, журналов и книг, в подготовке теле- и радиопередач;
- осуществлять авторский и редакторский контроль за публикуемыми и передаваемыми материалами.
- Доминирующие виды деятельности
- работа в средствах массовой информации;
- информирование людей достоверными фактами;
- сбор информации (взятие интервью, работа с документами, архивами), ее обработка; анализ фактов и ситуаций, оценка текущих событий;
- поиск наиболее интересных, значимых, актуальных событий в сфере экономики, политики, культуры, общественной жизни для освещения их в средствах массовой информации;
- подготовка материалов для публикации;
- литературная обработка материала с учетом жанрового своеобразия, стилистической подачи фактов, журналистских приемов (в письменной и устной форме);
- авторский и редакторский контроль за публикуемыми и передаваемыми материалами.
- Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности
Способности:
- литературные способности;
- навыки общения и взаимодействия с людьми (установление контакта);
- умение слушать и слышать собеседника;
- способность грамотно и четко задавать вопросы, хорошие вербальные способности;
- высокий уровень развития памяти (способность запоминать факты, изложенные собеседником);
- умение быстро ориентироваться в событиях, принимать адекватное решение; творческое мышление;
- умение излагать доступным языком полученную информацию;
- высокий уровень физической и психической выносливости (работа в горячих точках, в условиях ненормированного рабочего дня, в экстремальных условиях).
Личностные качества,
интересы и склонности:
- объективность;
- эрудированность;
- самоконтроль и уравновешенность;
- терпимость, безоценочное отношение к людям;
- интерес и уважение к другому человеку;
- стремление к самопознанию, саморазвитию;
- оригинальность, находчивость, разносторонность;
- любознательность;
- тактичность;
- вежливость.
- Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности
- ригидность (неумение изменить свое поведение и способы решения проблемных ситуаций в зависимости от изменения условий окружающей среды);
- некоммуникабельность;
- замкнутость;
- неумение излагать свои мысли на бумаге;
- корыстность;
- нечестность в изложении информации.
- Области применения профессиональных знаний
- средства массовой информации и пропаганды (еженедельники, газеты, журналы, телевидение, радио);
- пресс-центры;
- образовательные учреждения (вузы — факультеты журналистики);
- государственные и общественные организации в качестве корреспондента, редактора, журналиста;
- индивидуальная деятельность.
Некоторые профессии, которые
могут подойти человеку с данным
типом личности (артистический и
социальный):
- драматург;
- композитор;
- дизайнер;
- художник;
- учитель;
- кулинар;
- критик;
- актер;
- архивариус;
- иллюстратор
- Классификационная карточка профессии
- Наименование профессии: журналист
- Доминирующий способ мышления: адаптация - формализация
- Область базовых знаний №1 и их уровень: гуманитарные науки, уровень 3, высокий (теоретический)
- Область базовых знаний №2 и их уровень: филология, иностранные языки, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
- Профессиональная область: литературно-художественная деятельность
- Межличностное взаимодействие: частое по типу "рядом"
- Доминирующий интерес: артистический
- Дополнительный интерес: социальный
- Условия работы: вне помещения, мобильный