Профессиональная и организационная адаптация персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 18:36, реферат

Краткое описание

Адаптация - приспособление организма, индивидуума, коллектива к изменяющимся условиям среды или к своим внутренним изменениям, что приводит к повышению эффективности их существования и функционирования.
Адаптация начинается с общей ориентации, включающей информирование об организации в целом и структурном подразделении, где предстоит работать новичку. В результате сотрудник знакомится с историей фирмы, характером деятельности, структурой управления, узнает имена руководителей, правила внутреннего распорядка.

Вложенные файлы: 1 файл

Профессиональная и организационная адаптация персонала.docx

— 14.01 Кб (Скачать файл)

Профессиональная  и организационная адаптация  персонала  

Адаптация - приспособление организма, индивидуума, коллектива к изменяющимся условиям среды или к своим внутренним изменениям, что приводит к повышению эффективности их существования и функционирования.

Адаптация начинается с общей  ориентации, включающей информирование об организации в целом и структурном  подразделении, где предстоит работать новичку. В результате сотрудник  знакомится с историей фирмы, характером деятельности, структурой управления, узнает имена руководителей, правила  внутреннего распорядка.

Процесс адаптации персонала  всегда имеет определенные временные  интервалы, которые и выступают  мерой его успешности. Он предполагает наличие у человека умений достаточно быстро находить «свое место» в социально-психологическом  пространстве организации, что позволяет  адекватно и эффективно включиться в совместную организационную деятельность.

Организационная адаптация  предполагает ознакомление со структурой организации, определение в ней  собственной роли.

С организационной точки  зрения выделяют несколько этапов адаптации.

1. Ознакомительный этап  продолжительностью примерно один  месяц. За этот период можно  продемонстрировать свои возможности,  хватит сил держать себя в  руках, но недостаточно времени,  чтобы сдаться.

2. Оценочный этап продолжительностью  до года, когда достигается совместимость  с коллективом. 

3. На третьем этапе  происходит постепенная интеграция  в организацию.

Процесс адаптации значительно  облегчается участием в нем руководителя. В его обязанности входит проведение предварительной работы с будущими коллегами, с тем, чтобы новичка  хорошо встретили; назначение опекуна, проверка состояния материальных условий  труда.

В течение первой недели руководителю желательно ежедневно  видеться с работником, узнавать об успехах и помогать устранить  проблемы. Это позволит как можно раньше полностью составить представление о его слабостях и достоинствах, взаимоотношениях в коллективе, исполнительности, внешнем виде.

Различают четыре стороны  процесса адаптации сотрудника: профессиональную, психофизиологическую, социально-психологическую, организационную.

Профессиональная адаптация  заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых  навыков, приемов, способов принятия решений  для начала в стандартных ситуациях. Она начинается с того, что после  выяснения опыта, знаний и характера  новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют  наставника. Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и  разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния  профессиональной среды, индивидуально-психологических  свойств личности.

Психофизиологическая адаптация  к условиям труда, режиму работы и  отдыха особых сложностей не представляет, протекает достаточно быстро и в  большой мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций, характеристики самих этих условий. Данная форма адаптации наиболее важна для производственных предприятий  и организаций, где используется сложная технология и существует опасность получения производственных травм.

Социально-психологическая  адаптация предполагает установление межличностных и деловых отношений  с сослуживцами, освоение ценностей  и групповых норм поведения. Это  адаптация к коллективу и его  нормам, к руководству и коллегам, к экономическим реалиям. Она  может быть связана с трудностями, к которым относятся обманутые  ожидания быстрого успеха, обусловленные  недооценкой трудностей, важности живого человеческого общения, практического  опыта и переоценкой значения теоретических знаний и инструкций.

Организационная адаптация  основана на понимании и принятии новым сотрудником своего организационного статуса, структуры организации  и существующих механизмов управления. Сотрудник знакомится с особенностями  организационно-экономического механизма управления фирмой, местом своего подразделения и должности в общей системе целей и организационной структуре.

В период адаптации человек  должен ознакомиться с новой обстановкой, чтобы легче войти в нее, а  не проявлять оригинальность, инициативу, самостоятельность, привлекая к  себе чрезмерное внимание. Новому сотруднику важно спокойно оглядеться, понять расстановку сил, неформальные связи, психологический климат, личные цели коллег и руководителя, не участвовать  в конфликтах, найти наставника, четко соблюдать субординацию, выбрать  правильный тон и форму общения  с окружающими, как можно больше спрашивать и уточнять, выполнять  работу квалифицированно и своевременно.

Повышенное внимание к  адаптации персонала объясняется  стремлением компаний повысить конкурентоспособность  за счет создания команд единомышленников, объединенных ценностями организации  и корпоративной этикой. Пренебрежение  адаптацией новых сотрудников автоматически  приводит к текучке кадров и непроизводительному  расходованию средств.


Информация о работе Профессиональная и организационная адаптация персонала