Профессиональная ориентация и профессиональное становление личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2015 в 14:07, реферат

Краткое описание

Успешное осуществление профессионального выбора способно во многом определить дальнейшую социальную успешность молодого человека и послужить гарантом его социальной адаптации. Поэтому работу по профессиональной ориентации следует проводить не только в школе, но и в учреждениях высшего профессионального образования. Современное профессиональное образование в России регулируется ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации». Профессиональное и личностное становление обучающегося осуществляется благодаря его собственной активности. При этом активность выражается в работе по преобразованию себя и по преобразованию окружающей действительности.

Вложенные файлы: 1 файл

статья.doc

— 51.00 Кб (Скачать файл)

Профессиональная ориентация и профессиональное становление

 личности

 

Макарова М.М.

 

Уфимский юридический институт МВД России

 

Успешное осуществление профессионального выбора способно во многом определить дальнейшую социальную успешность молодого человека и послужить гарантом его социальной адаптации. Поэтому работу по профессиональной ориентации следует проводить не только в школе, но и в учреждениях высшего профессионального образования. Современное профессиональное образование в России регулируется ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации». Профессиональное и личностное становление обучающегося осуществляется благодаря его собственной активности. При этом активность выражается в работе по преобразованию себя и по преобразованию окружающей действительности.

Важнейшим педагогическим условием для формирования профессиональной и социальной мобильности многие авторы, занимающиеся данной проблемой, в частности Б.М.Игошев, считают образование, так как учебный процесс стимулирует личностный рост обучаемого, для чего в рамках образовательного учреждения требуется осуществлять обучение не только дисциплинам по основной специальности, но и вводить факультативные специализации и специальности. [1]

Профессиональные исследователи выделяют основные задачи высшего профессионального образования в современных условиях его глобализации и модернизации. Во-первых, образование должно обеспечивать подготовку специалистов, способных легко обучаться, быстро приспосабливаться к меняющимся условиям и содержанию профессиональной деятельности, заинтересованных в своем совершенствовании и непрерывном образовании. Во-вторых, образование должно сформировать у будущего специалиста такие личностные структуры и способности, которые позволили бы ему самостоятельно ориентироваться в профессиональном мире и выстраивать перспективу своего карьерного роста. Данная позиция находит свое отражение в ст. 3 ФЗ «Об образовании в РФ», которая закрепляет свободу выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания. [2]

Таким образом, профессиональное образование должно ориентироваться на добровольность, самостоятельность и непринужденность выбора будущей профессии, чтобы обеспечить становление высококвалифицированного специалиста в процессе получения образования.

Психологическое становление и развитие профессионала происходит как накопление качественных изменений в психике человека на пути его движения к профессионализму. Есть разные подходы к развитию: при одном подходе развитие - это только прогрессивные, позитивные изменения, при другом - любые, в том числе регрессивные, негативные изменения. Под профессиональным становлением личности понимают форму личностного становления человека, рассмотренная сквозь призму его профессиональной деятельности. Показателем профессионального становления являются формальные критерии (диплом специалиста, сертификаты повышения квалификации, должность) и неформальные (профессиональное мышление, умение применять нестандартные средства для решения задач, востребованность труда).

          Профессиональное  обучение направлено на стимулирование  у учащихся психологических качеств, необходимых для успешного прохождения этапов профессионализации (выбора профессии, освоения профессии, адаптации к профессии, овладения мастерством и творчеством в профессии, повышения квалификации и т.д.). Главной целью профессионального обучения является формирование, проектирование личности специалиста, эффективно осуществляющей трудовую деятельность, наиболее полно реализующей себя в труде. Поэтому в ходе профессионального обучения продолжается начатое в допрофессиональной подготовке развитие и формирование целостной личности человека как субъекта труда, обладающего рядом качеств, которые необходимы для данной профессии: активное установление целей в трудовой деятельности, умение осуществлять трудовую деятельность на уровне высоких заданных стандартов, в том числе в новых неопределенных профессиональных ситуациях и условиях, при решении неизвестных профессиональных задач; готовность освоить в последующей трудовой и профессиональной деятельности новые необходимые, но пока отсутствующие профессиональные знания, умения, технологии, а при необходимости - новую профессию; владение некоторыми базовыми способностями и функциями, общими для широкого круга профессий и обеспечивающими переход от одной профессии к другой, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда; умение вместе с тем не упускать из вида свою самореализацию, строить и реализовывать программы своего профессионального развития, самосохранения. [3]

          В ходе  профессионального обучения на  всех его этапах важно следовать личностному подходу в профессионализации: не готовить человека к обслуживанию производства, а максимально развивать его при выполнении профессиональных задач, раскрывать его способности, потребности в самореализации, в труде, в творческом обогащении своим индивидуальным вкладом профессионального опыта, так как уровень развития личности должен опережать развитие производства. Не только вид труда предъявляет требования к специалисту, но и сама личность работника может иметь требования к труду в профессии, в том числе и к насыщенности труда творческим содержанием, организацией досуга работников. Важно уже в ходе профессионального обучения заложить у сотрудника установку не только на приспособление и адаптацию к труду в профессии, но и установку на преобразование опыта профессии, усиление в ней творческих компонентов, индивидуального вклада в нее.

          Формируя  и развивая на каждом этапе  профессионального обучения психологические качества будущего специалиста, важно стимулировать, прежде всего, мотивационную сферу, например, ценностные ориентации профессии, смысл профессии, мотивы, цели, эмоции, установку на адаптацию, определяющие направленность личности, и, затем, на ее основе - операциональную сферу, то есть профессиональные знания, профессиональные способности, профессиональные действия, профессиональное мышление, профессиональные технологии, в том числе приемы сотрудничества в совместной профессиональной деятельности и др. В процессе профессионального обучения желательно также преодолевать дисбаланс, несогласованность, дисгармонию между мотивационной и операциональной сферой будущего специалиста, когда, например, опережает мотивационная сфера - есть интерес к будущей профессии, а необходимых знаний и умений еще нет и т.д.

          В последнее  время профессиональное обучение  и образование становится все более гибким, отвечающим потребности личности. Быстрая смена технологий в разных сферах производства и изменения в социальном мире требуют того, чтобы профессиональная подготовка обеспечила возможность дальнейшего саморазвития выпускника учебного заведения, успешную адаптацию к изменяющемуся миру. Меняются задачи образования, ими становятся не только усвоение готовой совокупности минимально необходимых профессиональных знаний и умений, но и овладение приемами самостоятельного поиска информации, решения неизвестных ранее и нестандартных профессиональных задач, приемами потенциального переориентирования на другую профессию и специальность.

          Постоянная изменчивость рынка труда создает новую ситуацию в профессиональном образовании. Исследователи отмечают, что в настоящее время задача учебных заведений заключается "не только в том, чтобы дать молодежи общее образование и профессию, но и в том, чтобы сформировать у молодежи предпосылки к постоянному, непрерывному в течение всей жизни образованию, получению новых специальностей и квалификаций. Если раньше достижение профессионализма человеком какой-либо конкретной трудовой деятельности было конечной целью образовательного процесса, то теперь это становится лишь одним из очередных этапов его карьеры. Иными словами, в содержании профессионального образования непременно должна быть предусмотрена подготовка к гибкой смене профессий и специальностей, что требует формирования у молодых людей соответствующих качеств личности (мобильность, легкость обучаемости и др.).

Успешность профессионального обучения во многом зависит от характера проводимой профориентационной работы. Профориентация представляет собой комплекс психолого-педагогических, медицинских, социальных мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения молодого человека, на оптимизацию трудоустройства человека с учетом его склонностей, интересов, способностей, а также с учетом потребностей общества в специалистах. Иными словами, очень важно, чтобы человек выбирал профессию, которая соответствует его интересам, увлечениям и способностям, чтобы он всегда испытывал удовлетворение от работы и приносил пользу обществу. Решение этого жизненно важного вопроса происходит порой стихийно и случайно, когда молодым людям оказывается недостаточная помощь. В обществе работу по профессиональной ориентации осуществляют специальные службы, учебные заведения, профессиональные центры и консультации.

Изучение состояния профессиональной ориентации в ОВД позволяет сделать вывод о том, что она рассматривается как комплекс методов, средств и форм влияния на личность в целях формирования и оптимизации ее профессионального самоопределения. Эта работа направлена на достижение сбалансированности между профессиональными интересами и возможностями человека и потребностями МВД в специалистах. Целью ориентации является повышение эффективности правоохранительной деятельности путем улучшения кадрового обеспечения ОВД. Цель достигается преимущественно путем предоставления помощи гражданам и действующим сотрудникам в получении информации о требованиях к полицейским, которые выдвигаются человеку, а также в формировании у молодежи объективного представления о службе в различных подразделениях органов внутренних дел и выработке осознанной мотивации к учебе в целях овладения определенной правоохранительной профессией. [4]

Профессиональное развитие человека - это непрерывная цепь профессиональных выборов и решений. На каждом этапе на них оказывают непосредственное влияние профориентационные факторы, исходящие как от социальной среды, так и от самого человека. Выбор профессии – одно из важнейших и определяющих решений, принимаемых человеком в жизни, и он считается удачным, если специалист эффективно и добросовестно осуществляет профессиональную деятельность, приносит пользу обществу, получает удовлетворенность от этого, а также если его психофизиологические затраты на получение профессионального образования и на осуществление профессиональной деятельности не являются чрезмерными.

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Игошев Б.М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете : монография / [Текст] М., 2008. с. 17.[1]
  2. ФЗ «ОБ образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 21 декабря 2012 года [Электронный ресурс].[2]
  3. Грецов А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога.[Текст] – Спб.: Питер, 2007. – 207 с.[3]
  4. Криволапчук В.А. Профессиональная ориентация молодежи на службу в ОВД.//Психопедагогика в правоохранительных органах.[Электронный ресурс]. №2 (53) / 2013. с. 2. [4]

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Профессиональная ориентация и профессиональное становление личности