Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 16:26, реферат
В настоящее время социально-экономическая ситуация становится все динамичнее. Кардинально изменился рынок труда. Появился новый вид бизнеса, ориентированный на поиск и отбор высококвалифицированных специалистов. Интенсивное развитие экономики обусловило необходимость профессиональной мобильности и конкурентоспособности работников.
Введение
1.1 Сущность профессионального самоопределения
1.2 Стадии становления личности
1.3 Конфликты профессионального самоопределения
Заключение
Литература
3) выполнение данной
4) стремление усовершенствовать,
сделать по-своему отдельные
5) стремление обогатить,
усовершенствовать выполняемую
деятельность в целом (
уровень).
1.2 Стадии становления личности
Профессиональное
Дошкольное детство. Общеизвестно стремление детей в своих играх подражать взрослым и воспроизводить их действия и деятельность. В дошкольном возрасте широкое распространение получают сюжетно-ролевые игры, часть из них имеет профессионально ориентированный характер. Дети играют, присваивая себе роли врачей, продавцов, воспитателей, водителей транспортных средств, поваров и др. Важное значение для дальнейшего профессионального самоопределения имеют первоначальные трудовые пробы - выполнение несложных действий по уходу за одеждой, растениями, уборке помещений и др. Эти трудовые действия развивают интерес к труду, составляют основу воспитания положительной мотивации к любой деятельности вообще, обогащают знания детей о труде взрослых. Положительное влияние на дальнейшее профессиональное самоопределение имеют знания о труде взрослых. Для их формирования оправданно наблюдение за работой взрослых, а затем описание содержания труда. Результатом профессионально-ролевых игр, выполнения простейших видов труда, наблюдения за трудом взрослых становится «самоопределение» дошкольников на основе различения видов труда и сравнения разных профессий.
Младший школьный возраст. Психологической особенностью младших школьников является подражание взрослым. Отсюда и ориентации на профессии значимых для них взрослых: учителей, родителей, родственников, близких знакомых семьи. Наблюдается своего рода профессиональная индукция.
Вторая важная особенность детей этого возраста - мотивация достижений, и, конечно, прежде всего, в ведущей деятельности - учебе. Осознание ребенком своих способностей и возможностей на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности приводит к формированию представления о желаемой профессии. Развитие способностей к концу младшего школьного возраста приводит к значительному возрастанию индивидуальных различий между детьми, что влияет на существенное расширение спектра профессиональных предпочтений. Учебная и трудовая деятельность способствует развитию воображения детей как воссоздающего, так и продуктивного (творческого). На основе этой способности происходит обогащение представления о содержании различных видов труда, формируется умение понимать условность отдельных событий, воображать себя в определенной профессии. У ребенка появляются профессионально окрашенные фантазии, которые окажут в будущем большое влияние на профессиональное самоопределение личности.
Подростковый возраст - это
период первичной, амбивалентной оптации.
Отрочество - один из самых ответственных
периодов становления личности. В
этом возрасте закладываются основы
нравственного отношения к
Подражание внешним формам
поведения взрослых приводит к тому,
что мальчики-подростки
Образцы желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального самоопределения.
Ранняя юность. Важнейшая
задача этого возраста - выбор профессии.
Это период реалистической оптации.
Профессиональные планы подростка
весьма расплывчаты, аморфны, имеют
характер мечты. Он чаще всего воображает
себя в разных эмоционально привлекательных
для него профессиональных ролях, но
окончательный психологически обоснованный
выбор профессии сделать не может.
А ведь в самом начале юношеского
возраста эта проблема возникает
перед теми девушками и юношами,
которые вынуждены оставить основную
общеобразовательную школу. Это
примерно треть старших подростков:
одни из них поступят в учреждения
начального и среднего профессионального
образования, другие вынуждены будут
приступить к самостоятельной трудовой
деятельности. В 14 - 15 лет крайне сложно
выбрать профессию. Профессиональные
намерения диффузны, неопределенны.
Профессионально
Психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают среднее (полное) общее образование. К моменту окончания школы девушки и юноши из многих воображаемых, фантастических профессий должны выбрать наиболее реальные и приемлемые варианты.
Психологически устремленные в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни, прежде всего, будут зависеть от правильного выбора профессии.
На основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии и ее содержания, а также социально-экономической ситуации девушки и юноши, прежде всего, самоопределяются в путях получения профессионального образования и резервных вариантах приобщения к профессиональному труду.
Таким образом, для старших
подростков и для девушек и
юношей актуальным является учебно-профессиональное
самоопределение - осознанный выбор
путей профессионального
Юность. В возрасте 16 - 23 лет
подавляющее большинство
Молодость (до 27 лет). Это
возраст социально-
Наступает период душевной смуты. Ревизия профессиональной жизни инициирует определение новых жизненно значимых целей. Перечислим некоторые из них:
- совершенствование и
повышение профессиональной
- инициирование повышения в должности и смена работы;
- выбор смежной специальности или новой профессии.
Очевидно одно: для многих молодых людей к 30 годам вновь актуальной становится проблема профессионального самоопределения. Возможны два пути: либо оставаться в избранной профессии и утверждать себя в ней, становиться профессионалом, либо профессиональная миграция, означающая смену места работы или профессии.
Зрелость. Это наиболее продуктивный
возраст - период реализации себя как
личности, использования своего профессионально-
Полная погруженность
в профессиональную жизнь, удовлетворенность
выбранной профессией, осознанная профессиональная
позиция, постоянное подтверждение
своей профессиональной значимости,
нужности и полезности приводят к
возникновению особого
Все эти профессионально
обусловленные изменения
Наряду с этими психологически
позитивными изменениями
Компенсацией сужающегося профессионального пространства становится инициирование получения, «добывания» разного рода профессиональных наград, социально значимых должностей, премий, званий и т.п.
Пожилой возраст. Достижение пенсионного возраста приводит к уходу из профессиональной жизни. К 55 - 60 годам личность не успевает полностью исчерпать свой профессиональный потенциал.
Все еще высокий профессионализм,
несмотря на имеющуюся профессиональную
усталость, порождает сомнение в
оправданности выхода на пенсию. Наступает
тревожное время, в одночасье
разрушаются десятилетиями
Завершая рефлексивный анализ
самоопределения личности на разных
стадиях профессионального
1.3 Конфликты профессионального самоопределения
Самоопределение - это всегда
утверждение собственной
Информация о работе Профессиональное личностное самоопределение