Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2014 в 10:32, реферат
Цель работы - изучение становления и развития профессионального сознания будущего психолога.
Задачи исследования:
– рассмотреть формы становления личности в процессе её профессионализации;
– исследовать психологические условия и феноменологический подход в психологии к задаче введения в профессию «Психолог».
Введение…………………………………………………………………….3
1 Формы становления личности в процессе её профессионализации…4
2 Психологические условия и феноменологический подход в психологии к задаче введения в профессию «Психолог»…………………….11
Заключение………………………………………………………………..21
Список использованной литературы…………………………………….22
Трактовка способа существования сознания как рефлексии позволяет представить реализацию ценностного и ответственного отношения психолога к своей деятельности не только как осознание и трансформацию оснований собственных действий, но как осознание и изменение самого способа бытия, проявления субъектности в отношениях с Другим. С этих позиций мы можем утверждать, что профессиональное сознание, помимо способности к рефлексии средств, характеризуется способностью субъекта к ценностно - смысловому самоопределению, к рефлексии способа своего существования. Понимание феномена самоопределения с точки зрения онтологии сознания существенно меняется: ценностно-смысловое самоопределение не просто трансформирует отношение человека к действительности; наделяя действительность смыслами и ценностями деятельности, человек превращает ее в содержание своей субъективности, по сути «втягивая» в себя объективную реальность, субъективируя ее.
2 Психологические условия и феноменологический подход в психологии к задаче введения в профессию «Психолог»
Сегодня перед психологией профессионализма стоит актуальная задача изучения взаимопереходов, связей, единства трех сторон профессиональной жизнедеятельности. Принципиально, что и отдельные стороны, и обозначенная взаимосвязь могут быть поняты быть поняты только через исходное целое - человека как профессионала. Отсутствие подобных работ на настоящий момент свидетельствует о сложности указанной задачи: «описать, к примеру, деятельность психолога и личность психолога значительно проще и привычнее, чем выявить их реальную психологическую целостность на уровне конкретного носителя - субъекта».
Развитие рефлексии (самосознания) оказывается не сводимым ни к формированию, ни к «заражению», ни к спонтанному «созреванию». В отношении развития профессионального сознания выявленная нами рефлексивная способность к самоопределению, к осознанию собственной субъективности как раз и является генеральной способностью, подлинным механизмом саморазвития человека как профессионала [5, с. 78].
Определяя принципы исследования развития профессионального сознания и методы работы с ним, мы выделяем два наиболее важных момента. Первый из них связан с пониманием предмета психологического исследования сознания и работы по его формированию. Таковым определяется «не ставшее, наличное сознание человека, но сознание становящееся, находящееся в «переходе», в трансформации, …сознание развивающегося, духовно растущего человека, совершающего усилие и работу по своему развитию и духовному освобождению». Второй момент задает понимание условий развития сознания. Призыв искать ответ на вопрос о том, что и как развивается в интерпсихической ситуации развития, в межиндивидуальном пространстве человеческих встреч, в системе связей и отношений, характеризующих то сообщество, в которое включен и в котором развивается человек, актуален и в отношении развития профессионального сознания будущих психологов [10, с. 57].
На современном этапе психологических исследований развитие важнейших человеческих способностей мы связываем с категорией «со - бытийная общность», которая как предмет психологического исследования впервые была обоснована в работах В.И. Слободчикова. Сущностное понимание со-бытийной общности схватывает внутренние противоречия, движущие силы развития живой общности, в которой возможно свободное самоопределение каждого входящего в нее. Со-бытийная общность является источником становления и развития человеческой субъективности. Общность образуется как система позиционных связей и отношений людей, вышедших из статусного и ролевого функционирования в такое пространство взаимодействия, где место, способы действия не заданы, а впервые должны быть выстроены самим человеком [11, с. 89].
Использование категории «общность» чрезвычайно эвристично для понимания условий и закономерностей развития конкретных форм сознания. Общность является сферой смыслов (со-мыслей) - неслиянных - нераздельных, а потому для всех прозрачных и легко читаемых, пространством позиционного самоопределения и обретения картины мира, освоения культурных норм деятельности и превращения их в собственные цели и способы действия. В исследовании проблемы генезиса механизмов рефлексивного сознания, «со-бытие» рассматривается как источник и интерпсихическая форма его существования [12, с. 77].
Применительно к практике профессионального образования данное положение оказывается принципиальным. Включаясь в новую для него профессиональную практическую деятельность, будущий психолог сталкивается с вопросами и проблемами, для решения которых ему необходимо профессиональное сотрудничество с другими психологами. Но такое сотрудничество невозможно в формах взаимодействия, практикуемых в учебной деятельности вузов; будущий психолог нуждается в иных, отличных от учебных, формах сотрудничества с преподавателями и коллегами.
Для обеспечения перехода студента от деятельности учения к профессиональной деятельности должна проектироваться специфическая форма общности студентов, преподавателей вуза, психологов, реализующих совместную деятельность. Именуется данная общность и деятельность, соответственно, «учебно-профессиональное сообщество» и «учебно-профессиональное сотрудничество». В учебно-профессиональном сообществе становится субъект профессиональной деятельности, открывается ее предметность, обеспечиваются условия вхождения студента в деятельности по типу позиционного самоопределения, в противоположность адаптации к роли психолога. Учебно-профессиональное сообщество становится средой развития к рефлексии и целеполаганию, обеспечивающих соорганизацию личностной и предметной позиции. В учебно-профессиональном сотрудничестве будущий психолог получает возможность приобщения к опыту подлинно профессиональной деятельности, как необходимого условия смыслообразования, проблематизации и обретения способности к воспроизведению соответствующих форм сознания.
Говоря о профессиональном сознании, нельзя не затронуть вопрос о том, кто же есть на самом деле Психолог - профессионал. Условно можно выделить следующие принципиальные отличия:
1. Наличие
теоретической базы у
2. Опора
специалиста на метод научного
познания, позволяющий ему не
только ориентироваться в
3. Использование
специалистом специальных
4. Особая ответственность психолога - профессионала. Задача профессионала сложная - постепенно формировать чувство ответственности у консультируемых клиентов. Не всем это нравиться, что затрудняет работу настоящего психолога.
5. Психолог
- профессионал поддерживает
6. Наличие у психолога- профессионала документа о психологическом образовании. В большинстве случаев получение диплома все-таки предполагает определенные усилия от студента и совсем уж «даром» редко кому достается, то есть диплом служит знаком профессионализма.
7. Особый
профессиональный такт и
8. Способность
к профессиональному развитию
и саморазвитию психолога - профессионала.
Он должен уметь не просто
мобилизовываться для
9. Развития профессиональная психогигиена труда у психолога - специалиста. К сожалению, в самой психологии (и в медицине) вопросам сохранения психического здоровья психологов уделяется недостаточное внимание; поэтому сам психолог - профессионал просто вынужден быть психотерапевтом для самого себя. Речь идет не только о психическом здоровье, но и физическом. Отношение психолога к своему здоровью в целом чрезвычайно важно с профессиональной точки зрения. Поддержание хорошей физической формы делает психолога более работоспособным и устойчивым к различным стрессовым ситуациям, которых в профессиональной деятельности немало.
10. Важная
характеристика психолога - профессионала
- осторожное и критичное
Вместе с тем, профессиональная психология, долго боровшаяся за признание своей научности, должна удерживать свой предмет и научные критерии анализа. Даже если признать существование психических непознанных явлений в трактовках перечисленных ненаучных подходов, психологи должны обладать чувством собственного достоинства.
Естественно, в полной мере соответствовать всем характеристикам настоящего психолога - профессионала могут даже далеко не все реально работающие психологи - специалисты. Это больше направлено на ориентир для саморазвития психолога, стремящегося к своему житейскому психологическому опыту добавить опыт психологической науки и практики.
Профессионализация вообще, и применительно к развитию психолога - профессионала в частности, является длительным и даже противоречивым процессом. Иногда, говоря о профессионализации, выделяют развитие профессиональных знаний и профессиональных умений, между которыми существует довольно интересные взаимоотношения. Знания чаще носят осознаваемый характер. А вот умения - менее осознаваемые и приобретаются в более длительном процессе. Сначала умения осваиваются на уровне сознания, затем по мере освоения умения оно все менее осознаётся, все больше «автоматизируется», ведь невозможно каждый раз задумываться обо всех своих действиях и конкретных операциях. Поэтому очень часто хороший специалист, с трудом может рассказать, как и почему он так хорошо работает. Но иногда необходимо все - таки задумываться о своем труде (например, чтобы совершенствовать его) и тогда возникает проблема соединения осознаваемого знания с неосознаваемым умением, что требует по - новому осознать то, что уже освоено. Постоянное размышление о самом себе и своей деятельности составляет основу профессиональной рефлексии и во многом определяет уровень творчества и саморазвития профессионала – психолога [7, с. 43].
Как известно, лучше всего эта проблема решается тогда, когда профессионал начинает сам кому-то объяснять, как лучше работать, то есть занимается преподаванием или «наставничеством». Видимо, поэтому Е.А. Климов считает высшим уровнем развития профессионала уровень «наставничества», когда специалист не просто хорошо сам работает, но и способен передать свой лучший опыт другим специалистам.
Психолог - профессионал должен быть готов не только к трудностям построения взаимоотношений с клиентами, но и к внутренним трудностям, связанным с собственным профессиональным становлением и преодолением так называемых «кризисов профессионального роста». Пугаться этих «кризисов» не следует, ведь только преодолевая какую - то сложность, можно рассчитывать на подлинное развитие себя не только как профессионала, но и как личности. Проблема лишь в том, чтобы реализовать этот «шанс» развития, ведь кризисы, к сожалению, иногда «ломают» человека. Поэтому кризисов надо не бояться, к ним надо готовиться.
Необходимо так же отметить, что для того, чтобы стать профессионалом, необходимы соответствующие основания профессионального становления и условия, при которых возможно их проявление.
Первое основание - творческий подход к делу. Профессионализм соизмерим с творческим отношением к делу. Профессионал непрерывно рождается внутри самой работы, на каждом ее шаге. При этом каждый следующий шаг может не вытекать из предшествующего, а быть моментом порождения чего-то нового - мысли, чувства, понимания, действия. В противном случае человек всего лишь реализует стереотипы поведения, мышления и чувствования, лишенные живой мысли, живого чувства продлевает ранее наработанное, само собой идущее.
Внутренним средством и основным условием профессионального успеха и мастерства является полная вовлеченность в то, что ты делаешь здесь и сейчас. Исследователи в области психологии профессионализма подчеркивают, сколь важно специалисту владеть этим внутренним средством деятельности: «Занимаясь каким-то делом «здесь и сейчас», важно уметь мобилизовать себя… на полную отдачу сил. И отдача здесь обязательно обернется обретением: наши способности - как умственные, так и физические, как общие, так и специальные - развиваются только в напряженной деятельности» [10, с. 55].
Второе основание - это органическое переплетение, единство процессов профессиональной деятельности и жизни. Надо сказать, что лучшие выпускники ф-та психологии ВУЗов это осознают: «Я не воспринимаю свою профессиональную деятельность как нечто отдельное или другое по отношению к жизни. Наоборот: профессиональные ситуации для меня оказываются такими же серьезными (в каком-то смысле «быть или не быть»), как и жизненные. Точнее сказать, профессиональные ситуации жизни» [4, с. 45].