Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 00:21, контрольная работа
Цель данной работы: рассмотрение теоретических аспектов психологии профессионального самоопределения личности и практических методик психодиагностики .
Введение
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
1.1. Профессиональное самоопределение и самосознание личности.
1.2. Стадии и кризисы профессионального становления личности.
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ДИАГНОСТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1 Методы диагностики профессионального самосознания и ценностных ориентаций.
2.2 Методы работы в переломные периоды профессионального выбора.
2.3 Методы диагностики профессиональных установок.
Заключение
Список литературы
Эти установки
репрезентируются отдельными шкалами,
которые объединяются в интегративной
шкале зрелости профессиональных установок.
Теоретической основой
Эта и сделанные на ее основе методики обладают достаточно хорошими показателями валидности (на основе связей показателей профессиональных установок с показателями зрелости Я-концепции, уровня профессиональных знаний, наличия опыта практической трудовой деятельности и т.д.), но из-за динамичности профессиональных установок в возрасте 14—16 лет показатели ретестовой надежности достаточно низкие.
Отечественными психологами
Методика заключается в том, что подростки должны оценить степень соответствия каждого высказывания их психологическому состоянию в настоящее время. Для этого была использована шкала, включающая шесть степеней соответствия каждому высказыванию: от позиции «в полной степени мне соответствует» — до «совершенно мне не соответствует». Высказывания подростков группируются в следующие кластеры:
«Самостоятельность», здесь оказались сгруппированы высказывания, характеризующие ответственность и автономию подростка в решении профессиональной задачи выбора профессии: «Для меня чрезвычайно важно решить вопрос о выборе профессии самостоятельное «Я в состоянии самостоятельно принимать ответственные решения о своей будущей профессии», «Я решу самостоятельно, какую профессию выбрать», «Для меня очень желательно как можно скорее приобрести социальную независимость».
Данные высказывания, сгруппированные в описанные кластеры, образуют список «Опросника профессиональных установок». Снабженные порядковыми номерами, они могут предлагаться для развернутого анализа субъективного восприятия конкретным подростком его профессионального развития и профессионального выбора. Для этого, конечно, необходимо введение стандартных значений выделенных кластеров. Но как уже было сказано, рекомендуемый метод — включение данных высказываний (конечно, с изменением местоимении) в структурированное интервью. Именно в этом случае возможно наиболее органическое сочетание собственно диагностического и коррекционного аспектов профессиональной консультации, так как открывается возможность сразу обсуждать те высказывания, которые характеризуют неоптимальные профессиональные установки, и выходить на уровень мотивации, обусловливающей появление этих высказываний.
В заключение надо отметить, что основная проблема проблема формирования адекватных профессиональных установок решается в условиях системно организованного трудового обучения и воспитания, когда происходит подготовка к реальной трудовой деятельности, в том числе коллективной, даются знания о структуре мира труда и основах организации производства, вырабатываются уважение к труду и желание работать ради общественных интересов и т.д.. И хотя ситуация профессиональной консультации предоставляет не так уж и много возможностей для контроля над этим процессом, все же именно это должен стремиться делать профконсультант, а не ограничиваться лишь самой диагностикой и сообщением подростку результатов тестирования. В этом мини-коррекционном процессе знание выраженности профессиональных установок важно и для обсуждения далеких профессиональных перспектив, и для установления адекватного контакт с подростком, погруженного в свои актуально переживаемые эмоциональные процессы. Ведь именно от характера выраженности профессиональных установок зависит такой важный фактор профессионального развития, как согласование профессиональных намерений и профессиональных интересов.
Заключение
В данной работе были рассмотрены вопросы профессионального самоопределения и самосознания личности ,стадии и кризисы профессионального становления личности и методики , используемые в психодиагностике для решения ,возникающих перед личностью проблем .
Можно сделать вывод,что использование в профессиональном консультировании методик, направленных на выявление самосознания и самооценки человека, дает не только диагностический, но и, в некоторой степени, психокоррекционный эффект.
Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Конечно, эти жизненно важные проблемы возникают перед личностью в течение всей ее жизни. Личность же постоянно изменяется, развивается, значит, на разных стадиях ее развития одни и те же задачи профессионального самоопределения решаются по-разному. Постоянное уточнение своего места в мире профессий (либо конкретной профессии), осмысление своей социально-профессиональной роли, отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе становятся важными компонентами жизни человека. Иногда возникает отчуждение от профессии, человек начинает тяготиться, испытывает неудовлетворенность своим профессиональным положением. Нередки случаи вынужденной смены профессии (специальности) и места работы.
Можно констатировать,
что перед личностью постоянно
возникают проблемы, требующие от
нее определения своего отношения
к профессиям, иногда анализа и
рефлексии собственных
Список литературы
1.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека»: - М.: Пед. общ-во России, 1999. – 397 с.
2.Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. – 244 с.
3.Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. - Екатеринбург, Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та,1997. – 244 с.
4.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для вузов. – Р н/Д: Феникс, 1996. – 512 с.
5.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.1: Общие основы психологии – 688 с.
6.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.2: Психология образования – 496 с.
7.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учеб для вузов. - М.: Издат. Центр «Академия», 2000. –512 с.
8. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. 368 с.
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://
Информация о работе Профессиональное самоопределение и самосознание личности