Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 20:32, реферат
Профессиональное становление — это форма личностного становления человека, рассмотренная сквозь призму его профессиональной деятельности. Показателем профессионального становления являются формальные критерии (диплом специалиста, сертификаты повышения квалификации, должность) и неформальные (профессиональное мышление, умение применять нестандартные средства для решения задач, востребованность труда).
Очевидно, что профессиональное становление подразумевает не только совершенствование трудовых навыков, но и самосовершенствование личности.
Введение
Сегодня подготовительный этап становления профессионалов имеет особое значение. Современная профессиональная деятельность отличается высокой сложностью, поэтому рынок труда нуждается в высококвалифицированных специалистах, хорошо разбирающихся в новейших технологиях.
Считается также,
что современный специалист не должен
замыкаться на своей узкой специализации,
а должен быть разносторонне образован,
поскольку меняющаяся экономическая
ситуация часто приводит к необходимости
быстрой переквалификации, получения
новых навыков или смежной
специальности. По этим причинам профессиональное
образование сегодня выходит
из узких рамок «подготовительного
этапа» и распространяется на последующие
этапы, позволяя не прекращать обучение
в течение всей жизни. Этим задачам
соответствует современная
Очевидно, что
личностное становление профессионала
возможно только в том случае, если
для профессиональной деятельности
имеется положительная
Профессиональное становление личности.
Профессиональное становление — это форма личностного становления человека, рассмотренная сквозь призму его профессиональной деятельности. Показателем профессионального становления являются формальные критерии (диплом специалиста, сертификаты повышения квалификации, должность) и неформальные (профессиональное мышление, умение применять нестандартные средства для решения задач, востребованность труда).
Очевидно, что профессиональное становление подразумевает не только совершенствование трудовых навыков, но и самосовершенствование личности. Сравнение позиций начинающего специалиста и профессионала показывает, как меняется человек: из исполнителя он становится созидателем, от простого приложения знаний и навыков он приходит к анализу и критической оценке ситуации, от приспособления — к творчеству. Профессиональная деятельность является необходимым и самым длительным этапом социализации личности.
В течение жизни человек проходит несколько этапов профессионального становления:
этап адаптации — начало профессиональной деятельности, когда человек усваивает практические навыки и алгоритмы действий, осваивает основные социальные роли, приспосабливается к ритму, характеру, особенностям работы;
Важнейшим критерием
осознания и продуктивности профессионального
становления личности является ее способность
находить личностный смысл в профессиональном
труде, самостоятельно проектировать,
творить свою профессиональную жизнь,
ответственно принимать решения
о выборе профессии, специальности
и места работы. Конечно, эти жизненно
важные проблемы возникают перед личностью
в течение всей ее жизни. Личность же постоянно
изменяется, развивается. Значит, на разных
стадиях ее развития одни и те же задачи
профессионального самоопределения решаются
по-разному. Постоянное уточнение своего
места в мире профессий (либо конкретной
профессии), осмысление своей социально-профессиональной
роли, отношение к профессиональному труду,
коллективу и самому себе становятся важными
компонентами жизни человека. Иногда возникает
отчуждение от профессии, человек начинает
ею тяготиться, испытывает неудовлетворенность
своим профессиональным положением. Нередки
случаи вынужденной смены профессии, специальности
и места работы.
Можно констатировать, что перед личностью
постоянно возникают проблемы, требующие
от нее определения своего отношения к
профессиям, иногда анализа и рефлексии
собственных профессиональных достижений,
принятия решения о выборе профессии или
ее смене, коррекция карьеры, решения других
профессионально обусловленных вопросов.
Весь этот комплекс проблем в профессиоведении
охватывает понятие «профессиональное
самоопределение» осознание ценности
общественно полезного труда и необходимости
профессиональной подготовки (ценностно-нравственная
основа самоопределения);ориентировка
в социально-экономической ситуации и
прогнозирование престижности выбираемого
труда; общая ориентировка в мире профессионального
труда и выделение профессиональной цели-мечты;
определение ближних профессиональных
целей как этапов и путей к дальней цели;
информирование о профессиях и специальностях,
соответствующих профессиональных учебных
заведениях и местах трудоустройства;
представление о препятствиях, осложняющих
достижение профессиональных целей, а
также знание своих достоинств, способствующих
реализации намеченных планов и перспектив;
наличие системы резервных вариантов
выбора на случай неудачи по основному
варианту самоопределения; начало практической
реализации личной профессиональной перспективы
и постоянная корректировка намеченных
планов по принципу обратной связи.
Можно также разбить процесс профессионального
самоопределения на четыре стадии:
Индивидуальная
ситуация выбора профессии при всем
многообразии у каждого человека
имеет некоторую общую
Профессиональное самоопределение осуществляется
в течение всей жизни. Представляется
интересным процесс профессионального
самоопределения молодежи, т.е. периоды
подростничества – юности – ранней взрослости.
В период подростничества, на завершающем
этапе обучения в школе особую значимость
приобретают вопросы выбора профессии.
Для некоторых школьников уже после окончания
девяти классов актуальным становится
выбор профессионального учебного заведения.
Перед многими выпускниками школ стоит
проблема выбора пути подготовки к будущей
профессии. Часто профессиональное учебное
заведение выбирается случайно. Часть
выпускников школ сразу устраиваются
на работу, не имея специальной подготовки
и значительных профессиональных перспектив.
Поиск своего места в мире профессий в
ранней юности приобретает особый смысл.
Для молодых людей, поступивших в профессиональное
учебное заведение, проблема выбора профессии
окончательно не решена. Часть из них разочаровываются
в правильности своего выбора уже на первом
году обучения, другие – в начале самостоятельной
профессиональной деятельности, третьи
– после 3-5 лет работы по профессии.
Некоторая часть молодежи после окончания
профессиональной школы (начальной, средней,
высшей) не сможет найти работу по полученной
профессии и пополнит ряды безработных.
Значит, вопрос выбора профессии снова
станет для нее актуальным. Психическая
напряженность, тревожность, беспокойство,
неуверенность в будущем станут стимулировать
поиск себя в мире труда.
Перед молодыми людьми, получившими профессиональную
подготовку, встают вопросы трудоустройства.
Чтобы определить соответствие индивидуально-психологических
особенностей человека и уровня его профессиональной
подготовленности требованиям профессии,
по ряду специальностей проводится профессиональный
отбор. Его осуществление порождает множество
новых проблем: нужно установить нормативные
характеристики профессии, определить
психологические свойства и качества,
необходимые для выполнения этой деятельности,
подобрать либо сконструировать средства
диагностики профессионально значимых
качеств человека.
Говоря о профессиональном самоопределении
и профессиональном становлении молодежи,
важно указать на основные факторы, влияющие
на данный процесс.
К числу наиболее важных относятся возрастные,
социально-экономические, региональные
факторы. В нашей статье мы более подробно
остановимся на влиянии региональных
факторов на профессиональное самоопределение
и профессиональное становление молодежи.
Оптимальный
вариант модели профессионального становления
молодежи в условиях трансформации ценностных
ориентаций общества. Профессиональная
ориентация как основа профессионального
самоопределения молодежи есть совокупность
двух составляющих: жизненных перспектив
молодежи и их ценностных ориентаций.
Поэтому при построении оптимальной модели
профессионального самоопределения и
становления нельзя ограничиваться только
профессиональной сферой, должно происходить
также замыкание на важнейшие жизненные
цели молодежи, т.е.профессиональное самоопределение
молодежи должно сопровождаться построением
личного профессионального плана, формированием
внутренней готовности к осознанному
и самостоятельному представлению, корректировке
и реализации перспектив своего развития,
готовности рассматривать себя субъектом,
развивающимся во времени и самостоятельно
находить личностно значимые смыслы в
конкретной профессиональной деятельности,
быть самоопределяющейся личностью, т.е.
субъектом, осознавшим, чего он хочет,
что он есть, чего от него ждут.
В связи с этим, во-первых, необходима грамотная
оценка психологических черт личности.
Во-вторых, необходимо умение правильно
определить основные потребности личности,
что на данный момент в сфере профессионального
определения для личности является более
значимым, мотивы данных потребностей.
В-третьих, необходимо построить гипотетическую
концепцию дальнейшего профессионального
становления личности в случае реализации
ею своих профессиональных намерений
В-четвертых, необходимым представляется
корректировка данной концепции с учетом
реалий нынешнего времени и возможных
социально-экономических изменений.
Таким образом, резюмируя все вышеизложенное,
можно сказать, что знание особенностей
профессионального становления личности
(в нашем случае категория молодежи) грамотный
учет региональных факторов может позволить
специалистам–профконсультантам наиболее
эффективно построить профориентационную
работу, которая будет способствовать
решению ряда проблем, связанных с профессиональным
самоопределением и профессиональным
становлением молодежи.
Психология становления профессиональной личности
Актуальность проблемы содействия профессиональному становлению личности в современных условиях обусловлена недостаточной изученности культуры человека, в которой будущий профессионал приобретает не только специальные, но и социальные знания, умения и навыки в стенах вуза.
Профессиональная деятельность в жизни каждого человека занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем. Они внимательно следят за интересами и склонностями своего дитя, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение ученика к разным изучаемым предметам. У одних детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: музыкальной, изобразительной, конструктивной и т.д.
Вхождение в
рыночную экономику остро ставит
проблему профессиональной пригодности
и конкурентоспособности
При уходе
работника на пенсию возникают психологические
проблемы. Изменение социально-
В условиях тоталитарного общества игнорировались индивидуальные особенности человека. Для решения производственных задач было выполнение социального заказа на подготовку работников. Изменение политической ситуации и смена идеологических ориентиров привели к формированию нового отношения к труду и стратегии его поведения.
Актуальной проблемой трудового населения стал выбор сценариев профессиональной жизни, к решению которой оно не было подготовлено.
До перехода рыночных отношений,
экономическая ситуация характеризовалась
стабильностью и гарантировала
минимум социальных благ. Вся система
жизнеобеспечения была направлена на
закрепление профессионального
и квалификационного положения
работника в сфере
Психологическое знание о взаимодействии человека с миром профессий накапливалось и фиксировалось в разных отраслях психологических наук. Научные предпосылки обусловили возможность и необходимость оформления новой отрасли - психологии профессий.
Основой положения профпсихологии является концепция профессионального становления личности. Суть её заключается в том, что, выбирая и осваивая профессию, личность прогрессирует. Профессиональное становление сопровождается кризисами, конфликтами и деструктивными изменениями.
Психотехнологии представляют собой многообразные виды помощи и поддержки людей. Основными из них являются консультация, профилактика, коррекция, реабилитация, личностно-ориентированная терапия и другие.