Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 21:25, реферат
Цель: определить пути формирования профессиональных качеств педагога.
Задачи исследования:
изучить условия и закономерности формирования профессиональных
качеств педагога.
Определить способы и средства, способствующие и препятствующие повышению профессиональных качеств педагога.
Творческие: рисовать, петь, танцевать, играть на музыкальном инструменте, выразительно читать, массово-затейнические, спортивно-туристические (6,с.66-70).
В.А.Сластенин все педагогические умения объединяет в четыре группы:
умение «переводить» содержание объективной педагогической действительности, объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи, т.е. изучение (диагностика) личности и коллектива для определения уровня их готовности к овладению новыми знаниями и проектирование их развития на основе диагностики, выделение приоритетных образовательных, воспитательных и развивающих задач;
умение выстроить и реализовать логически завершенную педагогическую систему (от планирования образовательно-воспитательных задач, отбора содержания образовательного процесса до выбора форм, методов и средств его организации);
умение выделять и устанавливать взаимосвязи между различными компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие.
умение учитывать и оценивать результаты педагогической деятельности, т.е. осуществлять самоанализ и анализ образовательного процесса, и результаты деятельности учителя, а также определять следующий комплекс приоритетных педагогических задач (10,с.42).
Что представляет собой содержание теоретической готовности учителя, педагога? Она проявляется в обобщенном умении педагогически мыслить, что в свою очередь предполагает наличие аналитических, прогностических, проективных и рефлексивных умений.
Аналитические умения представлены такими частными умениями, как:
анализировать педагогические явления, т.е. расчленять их на составляющие части (условия, причины, мотивы, средства, формы проявления и т. д.);
осмысливать каждый элемент педагогического явления в связи с целыми и во взаимодействии с другими элементами;
находить в педагогической теории положения, выводы, закономерности, соответствующие рассматриваемым явлениям;
правильно диагностировать педагогическое явление;
формулировать приоритетные педагогические задачи и находить оптимальные способы их решения.
Прогностические умения связаны с четким представлением в сознании учителя (который является субъектом управления) цели своей деятельности в виде предвидимого им результата. Педагогическое прогнозирование опирается на достоверное знание сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся. Оно выводит на правильное управление учебно-воспитательным процессом.
В состав прогностических умений педагога входят:
формулировка диагностируемых образовательных целей и задач;
отбор методов их достижения;
предвидение возможных отклонений при достижении результата, нежелательных явлений и выбор способов их преодоления;
мысленная проработка структуры и отдельных компонентов образовательного процесса;
предварительная оценка затрат средств, труда и времени участников образовательного процесса;
конструирование содержания взаимодействия участников образовательного процесса (10,с.69-70).
Проективные умения могут реализовываться при разработке проекта образовательного процесса. Они включают умения:
вычленять поле образовательных проблем;
обосновать способы их поэтапной реализации;
планировать содержание и виды деятельности участников образовательного процесса с учетом их потребностей, возможностей (материальных в том числе), интересов, средств, опыта и собственных качеств личности;
определять форму и структуру образовательного процесса в зависимости от сформулированных педагогических задач и особенностей участников; определять отдельные этапы педагогического процесса и задачи, характерные для них;
планировать индивидуальную работу с учащимися для оказания своевременной дифференцированной помощи, для развития способностей;
отбирать формы, методы и средства обучения и воспитания для получения качественного педагогического результата;
планировать системы приемов, направленных на стимулирование активности школьников и сдерживание негативных проявлений в их поведении;
планировать развитие воспитательной среды и связей школы с родителями и общественностью (10,с.73).
Рефлексивные умения связаны с контрольно-оценочной деятельностью педагога, направленной на себя.
Рефлексия может пониматься как специфическая форма теоретической деятельности, направленная на осмысление и анализ своих собственных учительских действий.
Содержание практической готовности учителя, педагога можно увидеть (определить) в наблюдаемых (внешних, предметных) действиях, которые проявляются через две группы умений – организаторские и коммуникативные.
К группе общепедагогических организаторских умений относят мобилизационные, информационно – дидактические, развивающие и ориентационные.
Мобилизационные умения – это умения учителя:
привлекать внимание учащихся, развивать у них устойчивый интерес к учению;
формировать потребности в знаниях;
формировать учебные навыки и обучать приемам научной организации учебной деятельности;
формировать у учащихся активное, творческое отношение к явлениям окружающей действительности путем создания и решения проблемных ситуаций;
разумно использовать методы поощрения и наказания, создавать атмосферу сопереживания и другие (16,с.45-47).
Информационно – дидактические умения – умения, связанные не только с непосредственным изложением учебной информации, но и с методами ее получения и обработки. Это умения и навыки работы с печатными источниками информации, библиографиями, умения добывать информацию из всевозможных источников и перерабатывать ее применительно к целям и задачам образовательного процесса.
Развивающие умения предполагают:
определение «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский) отдельных учащихся, класса в целом;
создание специальных условий и проблемных ситуаций для развития познавательных процессов, воли и чувств учащихся;
стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления, потребности в установлении логических (от частного к общему, от вида к роду, от предпосылки к следствию, от конкретного к абстрактному) и функциональных (от причины к следствию, от цели к средству, от качества к количеству, от действия к результату) отношений;
постановку вопросов, требующих применения ранее усвоенных знаний;
индивидуальный подход к учащимся.
Ориентационные умения учителя связаны с формированием морально - ценностных установок воспитанников и их научного мировоззрения; с формированием устойчивого интереса к учебной деятельности, науки, производству и профессиональной деятельности, соответствующей склонностям и возможностям детей; с организацией совместной творческой деятельности в целях развития социально значимых качеств личности.
Коммуникативные умения учителя - это взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений педагогического (вербального) общения и умений и навыков педагогической техники (11, с.72).
Перцептивные умения учителя – это умения, которые проявляются на начальном этапе общения, умения понимать других людей (учащихся, учителей, родителей). Для реализации этих умений на практике необходимо знания ценностных ориентаций другого человека, которое находят выражения в его идеалах, потребностях, интересах, в уровне притязаний.
Таким образом, выше перечисленные умения могут стать предпосылками успешного педагогического общения на всех этапах педагогического процесса в будущем.
Глава 2. Профессиональное становление педагога
2.1 Формирование и развитие педагогических способностей
Успех в деле обучения и воспитания школьников требует наличия у учителя профессионально значимых качеств личности. В структуре профессионально значимых качеств личности учителя различаются четыре подструктуры (или четыре блока, как их именуют некоторые психологи): 1. Коммунистическое мировоззрение, убеждения и идеалы, высокий моральный облик, высокий уровень общей культуры. Для учителя это действительно профессионально необходимые качества, так как осуществлять коммунистическое воспитание детей может лишь тот, кто сам коммунистически воспитан. 2. Положительное отношение к педагогической деятельности, педагогическая направленность личности, педагогические склонности, т. е. устойчивое желание и стремление посвятить себя педагогической работе. И это- профессионально необходимое качество личности, так как не может быть хорошим учителем тот, кто равнодушно и безразлично относится к своей работе. 3. Педагогические способности (о них речь будет идти специально). 4. Профессионально-педагогические знания, умения и навыки. Педагогические способности как раз и реализуются в педагогических знаниях и умениях, определяя быстроту и легкость овладения ими (12,с.323).
Педагогическими способностями называется совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.
Условно все педагогические способности можно подразделить на 3 группы- личностные (связанные с отношением к детям), дидактические (связанные с передачей информации детям) и организационно- коммуникативные (связанные с организаторской функцией и общением).
Личностные способности.
Расположенность к детям. Это основной стержень в структуре педагогических способностей. Под ним понимается разумная любовь и привязанность к детям, желание и стремление работать и общаться с ними. Расположенность учителя к детям выражается в чувстве глубокого удовлетворения от педагогического общения с ними, от возможности проникнуть в своеобразный детский мир, во внимательном, доброжелательном и чутком отношении к ним (не перерастающем, однако, в мягкотелость, уступчивость, безответственную снисходительность), в искренности и простоте обращения с ними. Способность управлять своим психическим состоянием, настроением. Это способность всегда пребывать на уроке в оптимальном для работы психическом состоянии, которое отличается бодростью, жизнерадостностью, достаточной живостью, но без излишней возбудимости. Учитель должен входить в класс оптимистически настроенным, с благожелательной улыбкой.
А.С.Макаренко, например, говорил, что никогда не позволял себе в общении с воспитанниками «иметь печальную физиономию или грустное лицо», даже тогда, когда он был или у него случались неприятности. Все это важно потому, что психическое самочувствие, активность и работоспособность учеников очень зависят от настроения учителя. И это понятно, унылый, грустный учитель- унылые позы и лица учеников. Если учитель пришел в класс уже недовольным, мрачным, суровым, хмурым, как говорят, «не в духе», то это угнетающе действует на психику школьников, снижает их умственную активность. Легко наблюдать, как в классе при этом наступает напряженная тревожная тишина («Боюсь отвечать, хотя хорошо знаю урок»; «Все валится из рук»; «Убежал бы с урока куда глаза глядят»; «Замораживает мозг»). И наоборот, хорошее настроение учителя создает бодрый, жизнерадостный тон и в классе («Время на уроке летит незаметно»; «Трудное становится легким»; «Приятно работать») (7,с.87-90).
Дидактические способности.
Способность объяснять. Это способность делать свою мысль максимально понятной для другого, пояснять и разъяснятьтрудное и неподатное. Способный учитель делает содержание учебного предмета доступным, для учащихся, проявляя методическую изобретательность, преподносит им материал или проблему ясно и понятно, доходчиво и просто, вызывает интерес к предмету, возбуждает у учащихся активную, самостоятельную мысль. Учитель умеет в случае необходимости трудное делать легким, сложное - простым, непонятное - понятным. В основе этого лежит постоянная установка на учет психологии учащихся. Учитель учитывает уровень их подготовки, развития, помнит о том, что они знают и чего еще не знают, что уже могли забыть, предвидит и предупреждает возможные затруднения учеников.
Академические способности. Под этим понимают способности в области соответствующего предмета, точнее, области науки.
Под академическими способностями также понимают эрудицию учителя, способность достигать капитального уровня знаний, широту его умственного кругозора. У него выражена потребность в постоянном расширении своих знаний. Такой учитель знает свой предмет значительно шире и глубже, чем это нужно для урока, свободно владеет материалом, постоянно следит за новым в своей науке. В. А. Сухомлинский говорил, чтобы дать ученикам искорку знаний, надо выпить целое море света. Хороший учитель изучает опыт других учителей, заимствует у них все ценное, но никогда слепо не копирует чужую работу, как бы она хороша ни была, понимая, что у него другой класс, другие ученики и сам он другой человек (10,с.69).
Речевая способность. Это способность ясно и четко выражать свей мысли и чувства в речевой форме, сопровождаемой выразительной мимикой и пантомимикой (речевую способность иногда называют ораторской). Речевая способность — одна из важнейших в профессии учителя, так как передача информации от учителя к учащимся носит в основном второсигнальный, словесный характер. Здесь имеются в виду как внутренние (содержательные) особенности речи, так и внешние. Речь учителя должна отличаться внутренней силой, убежденностью. Ученики должны чувствовать заинтересованность учителя в том, что он говорит. Учитель избегает длинных фраз, сложных словесных конструкций и выражает мысли просто и понятно для учащихся. Очень оживляет речь и уместный юмор, шутка, легкая доброжелательная ирония.
Речь учителя должна быть живой, образной, интонационно яркой и выразительной, эмоционально окрашенной, с четкой дикцией, отличаться, отсутствием стилистических, грамматических, фонетических погрешностей. Однообразная, тягучая, монотонная речь очень быстро утомляет, вызывает скуку, вялость, безразличие, равнодушие. Слишком торопливый темп речи мешает усвоению и тоже быстро вызывает утомление. Так же влияет и громкость речи. Чересчур громкая, резкая, крикливая речь учителя нервирует учащихся; слабый, тихий голос учителя плохо слышен. Жесты оживляют речь, но слишком частые, однообразные, суетливые жесты и движения раздражают
Организаторские способности. Они проявляются в двух видах. Во-первых, в способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач, предоставив ему разумную степень инициативы и самостоятельности. Во-вторых, в способности правильно организовать собственную работу, что предполагает аккуратность и четкость, умение планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.
Коммуникативная способность. Это способность устанавливать правильные взаимоотношения со школьниками (коллективом и отдельными учениками), учитывая их индивидуальные и возрастные особенности.
Информация о работе Профессионально - важные качества педагога