Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 11:23, реферат
Цель исследования: подобрать виды профилактики, направленные на снижение проявления девиаций подростков.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1. изучить литературу по данной проблеме;
2. рассмотреть понятие «девиантное поведение»;
3. охарактеризовать психолого-педагогические особенности подросткового возраста;
4. выявить факторы, влияющих на формирование отклоняющегося поведения подростков;
5. подобрать методы профилактики, направленные на предотвращение формирования отклоняющегося поведения у подростков.
Профилактика подростковых девиаций как фактор обеспечения психологической безопасности.
Актуальность.
В любом обществе существуют социальные нормы и правила, по которым живет это общество. Отклонение или несоблюдение этих норм понимается как отклонение, или девиация.
На мой взгляд, отклоняющееся поведение является одной из наиболее важных и актуальных проблем, которое всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, которые не могут, или не хотят жить по его правилам и нормам.
Большинство случаев девиантного поведения приходится на подростковый возраст. Кризис этого возраста является самым острым и наиболее продолжительным.
Проблема девиантного поведения подростков в современном обществе является очень актуальной и нуждающейся в своем своевременном разрешении.
В этом возрасте у подростков формируются мировоззрение, личное мнение, интересы. Подросток учится строить отношения с окружающими людьми, утверждается как личность. Именно в этот период растет уровень преступности среди подростков. Они становятся более жестокими, агрессивными и жестокими.
На пути взросления подросток сталкивается со многими проблемами, такими как проблемы с получением образования, неуверенность в будущем, растущая безработица.
Наряду с этим, подростки часто сталкиваются с нарушением собственных прав. Дети, которые не получают достаточно любви, заботы, тепла и взаимопонимания, начинают испытывать чувства обиды, боли, унижения, беззащитности. Именно поэтому подросток старается обратить на себя внимание окружающих и отстоять свои права незаконными способами.
Все это приводит к развитию у подростка глубокого внутриличностного конфликта, требующего кропотливой, основательной и бережной коррекционной работы, а также психологической поддержки. Для того чтобы в коррекционно-профилактической работе с подростками с отклоняющимся поведением можно было достичь стойких результатов, необходимо в начале провезти объективную диагностику причин такого поведения, после чего разработать план профилактических мер.
В отечественной и зарубежной психологии проблема девиаций в наиболее общем виде (основные методологические подходы к пониманию данного явления) рассматривается в контексте исследований, направленных на изучение девиантного поведения и возможностей его профилактики (С.А.Беличева, Е.В.Змановская, Ю.А.Клейберг, В.В.Ковалев, И.С.Кон, В.Т.Кондрашенко, Ф.Патаки, МРаттер и др.); более детально (обозначены социально-психологические и психологические критерии) — в рамках социальной психологии затрудненного общения (А.А.Бодалев, В.А.Кан-Калик, В.Н.Куницына, В.А.Лабунская, Ю.А.Менджерицкая, Е.В.Цуканова и др.); частично - в исследованиях вербальной агрессии (Л.В.Андреева, Л.М.Семенюк, Ю.В.Щербинина), в исследованиях особенностей подростково-юношеских субкультур (СА.Беличева, И.С.Кон, А.В.Мудрик, В.Ф.Пирожков, М.В.Розин и др.) и лингвистических исследованиях инвек-тивного и сленгового словоупотребления (В.И.Жельвис, А.И.Марочкин, А.К.Михальская и др.).
В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей.
Анализ литературы показал, что актуальность проблемы определяется не только ее малой разработанностью, но и большой значимостью для предотвращения отклоняющегося поведения подростков.
Объект исследования – особенности девиантного поведение подростков.
Предмет исследования – особенности профилактики девиантного поведения подростков.
Цель исследования: подобрать виды профилактики, направленные на снижение проявления девиаций подростков.
Гипотеза исследования – проведение своевременной профилактической работы снизит риск возникновения девиантного поведения у подростков.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1. изучить литературу по данной проблеме;
2. рассмотреть понятие «девиантное поведение»;
3. охарактеризовать психолого-педагогические особенности подросткового возраста;
4. выявить факторы, влияющих на формирование отклоняющегося поведения подростков;
5. подобрать методы профилактики, направленные на предотвращение формирования отклоняющегося поведения у подростков.
Методы исследования:
- анализ научной литературы по проблеме исследования;
- изучение школьной
- беседы с подростками, родителями, педагогами;
- наблюдение, выявление, диагностика
с использованием
Методики исследования:
- Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению;
- Анкета "Я и моя семья";
- Тест - опросник родительского отношения А. Я. Варга и В. В. Столина.
С целью предупреждения отклонений в поведении осуществляется комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность, получившей название профилактика.
Основные направления деятельности по профилактике отклоняющегося поведения:
· Повышение роли семьи в профилактике социально-отклоняющегося поведения у детей;
· Повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков;
· Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы; семьи, школы и административных органов по месту жительства в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков;
· Управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействия ребенка в процессе его развития, воспитания;
· Развитие внешкольной системы консультирования и помощи семье и детям в преодолении девиантного поведения;
· Использование позитивных возможностей средств массовой информации и ограждение детей и подростков от их негативного влияния;
· Активизация самовоспитания, самовоспитательной деятельности по исправлению и преодолению негативных качеств и привычек, помощь молодому человеку в работе над собой.
Можно сделать вывод, что девиации возникают только тогда, когда подростку не комфортно в том обществе, в котором он находится. Задача каждого взрослого человека сформировать в нем целостное представление о том, что есть норма, на собственном примере показать, как хорошо жить среди людей, которые готовы прийти на помощь.