Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 19:09, реферат
Краткое описание
Задачи общей профилактики суицида: повышение групповой сплоченности детских и педагогического коллективов, оптимизация психологического климата. Они могут быть реализованы в следующих мероприятиях: диагностика ученических и педагогического коллективов с целью уточнения особенностей социально-психологического климата; тренинги сплочения и коммуникативной компетентности в детских коллективах; групповые занятия по профилактике эмоционального выгорания для педагогов; а также другие мероприятия для оптимизации психологического климата (акции, большие психологические игры, конкурсы и пр.).
Содержание
Задачи общей профилактики суицида. Задачи психолога на этапе общей профилактики суицида. Первичная профилактика суицида. Задачи психолога на этапе первичной профилактики суицида. Вторичная профилактика суицида. Третичная профилактика суицида. Правила работы с подростками, друг или подруга которых совершили самоубийство (Э. Гроллман). Задачи психолога на этапе третичной профилактики суицида.
Укрепить желание жить
(через амбивалентные чувства).
Обсудить альтернативы
самоубийства.
Заключить контракт.
Направить к психотерапевту
(психиатру) как можно скорее.
Связаться с семьей,
друзьями.
Задачи психолога
при наличии высокого риска суицида.
Постоянно оставаться
с подростком, не оставляя его ни на минуту.
При необходимости
удалить орудия самоубийства.
Заключить контракт.
Немедленно связаться
с психиатром или опытным врачом, вызвать
«скорую помощь» и организовать госпитализацию.
Информировать семью.
Для педагогов надо организовать
индивидуальные и групповые консультации,
целью которых будет разработка стратегии
взаимодействия с группой риска на период
преодоления кризисной ситуации. Для родителей
— индивидуальные консультации.
В случае необходимости оказания
психотерапевтической помощи семье у
психолога должна быть информация, которую
он сможет предоставить родителям (телефон,
адрес, условия оказания помощи).
Педагоги и школьный персонал, которые
могут быть включены в суицидальный случай,
нуждаются в выражении своих чувств, переживаний.
Служба СППС должна предоставить им возможность
групповой или индивидуальной консультации,
в том числе с приглашенными специалистами,
так как педагог-психолог или социальный
педагог также могут быть включенными
в кризисную ситуацию и нуждаться в помощи.
Чтобы решить подобные задачи можно организовать
в районе добровольную антикризисную
бригаду, куда войдут различные специалисты
(психолог, социальный педагог, врач, юрист
и др.), обученные кризисной помощи. СППС
учреждения образования мог бы обратиться
к специалистам антикризисной бригады
за помощью и тогда, когда у них уже произошел
суицидальный случай. Кроме этого, все
включенные в суицидальный случай субъекты
должны внести предложения относительно
стратегий и индивидуального плана работы.
Может так произойти, что все ваши действия
и шаги не изменят намерения суицидально
настроенного подростка и он попытается
совершить или совершит задуманное. В
этом случае перед специалистами СППС
встанет дополнительная задача сопровождения
одноклассников, сверстников, педагогов
и родных несостоявшегося (или состоявшегося)
самоубийцы.
Третичная
профилактика суицида.
Третичная профилактика предполагает мероприятия, снижающие
последствия и уменьшающие вероятность
парасуицида, социальную и психологическую
реабилитацию суицидента и его социального
окружения.
В первую очередь адресатом этого профилактического
уровня становятся дети или подростки,
совершившие попытку суицида. Важно серьезно
относиться к подобным действиям, так
как при условии сохранения источника
боли (фрустрации, конфликта и т.п.) подросток
может предпринять вторую попытку «бегства»
от проблемы.
Наиболее опасным периодом считаются
1–3-я недели после первой попытки. По мнению
Д.С. Исаева и К.В. Шерстнева, существуют
три главных компонента ближайшего постсуицида:
актуальность конфликта,
степень фиксированности
суицидальных тенденций,
отношение к совершенной
попытке.
Задача специалистов СППС получить
информацию по каждому из компонентов,
чтобы предвидеть дальнейшее развитие
событий.
Исаев и Шерстнев выделяют четыре типа постсуицидальных
состояний.
Критичный. Конфликт утратил
актуальность. Суицидальных тенденций
нет. Характерно чувство стыда за суицидальную
попытку, страх перед возможным смертельным
исходом. Рецидив маловероятен.
Манипулятивный. Актуальность
конфликта уменьшилась, но за счет влияния
суицидального действия. Суицидальных
тенденций постсуицида нет. Характерно
легкое чувство стыда, страх смерти. Высока
вероятность того, что и впредь при решении
конфликтов суицидент будет прибегать
к этому способу скорее демонстративно
шантажного характера.
Аналитический. Конфликт
при рассматриваемом типе постсуицида
актуален, однако суицидальных тенденций
нет. Характерно раскаяние за покушение.
Подросток будет искать способы решения
конфликта, если не найдет — возможен
рецидив, но уже с высокой вероятностью
летального исхода.
Суицидально-фиксированный. Конфликт
актуален, причем характерно сохранение
суицидальных тенденций. Отношение к суициду
положительное. Это самый опасный тип,
при котором необходимы тесное взаимодействие
с суицидентом и жесткий контроль.
Таким образом, мы видим, что по-прежнему
основной мишенью работы специалистов
СППС остается причина (кризисная ситуация,
конфликт и др.), толкающая ребенка или
подростка к страшному решению. Поэтому,
кроме психолого-педагогического сопровождения
суицидента и его окружения, необходимо
возвращение к источнику проблемного
поля и выработка стратегий разрешения
кризисной ситуации. Мы должны четко понимать,
что если бы проблемы решились раньше
- попытки суицида не было бы!
При организации третичных профилактических
мероприятий в школе после совершения
фатального суицида большое значение
имеет помощь знакомым самоубийцы в преодолении
боли и для предотвращения подражания
и имитации. Социальное окружение подростка-суицидента
как правило, испытывает вину после случившегося,
считая, что не услышали зов о помощи, не
смогли предотвратить самоубийство. По
мнению К. Лукаса и Г. Сейдена, обращение
к несовершеннолетнему другу самоубийцы
-это разговор со следующей жертвой суицида.
Цель подобных диалогов — дать возможность
юношам и девушкам (педагогам, включенным
в ситуацию) поговорить об умершем, снять
запрет на обсуждение причин самоубийства,
предотвратить его последующую идеализацию
и романтизацию.
Если самоубийство официально
признается причиной смерти учащегося,
тогда в уведомлении о причине смерти
в среде учащихся (особенно задающих вопросы)
должно звучать слово «самоубийство»,
а не «несчастный случай» или «неизвестная
причинасмерти». Однако ни в коем случае
не должно быть упоминания средств совершения
самоубийства.
Друзьям и учащимся должно быть разрешено
посещение похорон, но они не должны нести
гроб во избежание вторичной травматизации.
Правила
работы с подростками, друг или подруга
которых совершили самоубийство (Э. Гроллман).
С л е д у е т:
Избегать сказок и полуправды. Одна
из самых серьезных проблем молодежи состоит
в отсутствии знаний о суицидах из-за стремления
взрослых к сохранению тайны «в интересах
детей». Между тем искажение реальности
способно на долгий срок закрепить у подростка,
находящегося в депрессии из-за случившегося,
состояние подавленности. Поэтому необходимо
в доступной форме предоставить старшеклассникам
простые и ясные сведения о суициде с учетом
их возраста и уровня развития. Очень важно,
чтобы друзья самоубийцы услышали об обстоятельствах
смерти от педагогов, а не от приятелей,
соседей или из прессы.
Говорить с ребенком об умершем,
давая высказаться ему самому и вспоминая
не только о произошедшей трагедии, но
и о счастливых временах и моментах, проведенных
с ушедшим. Однако обсуждение интимных
причин и поводов суицида следует проводить
избирательно.
Давать возможность показать
горе, выплеснуть эмоции. Гнев, отчаяние,
протест свойственны не только взрослым,
но и детям, которые имеют право на открытое
проявление чувств. Вместе с тем необходимо
обратить особое внимание на возникающее
у подростков ощущение вины, уверяя их
в непричастности к самоубийству и в том,
что они сделали все возможное для его
предотвращения.
Преодолевать фаталистические
настроения, обсуждая конструктивные
пути преодоления возможных конфликтов.
Важно убедить ребенка, что суицид является
недостойным способом выхода из затруднительного
положения, ибо как бы ни были мрачны тучи,
потом обязательно выглянет солнце и самая
ужасная зубная боль проходит, стоит только
немного .потерпеть.
Помочь ребенку принять решение
вновь начать жизнь. Выход из депрессии
и реабилитация не происходят после одной
встречи, 1–2 дней или ночей, поэтому важно
продолжать работу с друзьями суицидента
на протяжении всего срока, пока они нуждаются
в помощи, поддерживая в них надежду на
облегчение в будущем.
В подобной помощи нуждаются также педагоги
и сами специалисты СППС. Здесь на помощь
может прийти районная антикризисная
бригада.
Что касается источников помощи специалистам
СППС в школе, при желании педагог-психолог
может подготовить из педагогов и старшеклассников,
увлекающихся психологией, антикризисную
группу (группу медиаторов), которые будут
обучены навыкам антикризисной поддержки
и станут серьезным подспорьем в кризисной
ситуации.
На период переживания суицидального
случая в школе может быть создан антикризисный
штаб, куда войдут специалисты СППС, районных
служб, врач, подготовленные медиаторы,
активные педагоги и родители. Штаб работает
по определенному его членами расписанию.
На базе штаба проходят консилиумы по
суицидальному случаю, где принимаются
решения о сопровождении нуждающихся
в этом групп, о привлечении специалистов
извне и т.п.
Кроме этого, на базе штаба может быть
организован временный центр кризисной
поддержки для всех нуждающихся, в котором
дежурят по очереди специалисты СППС и
подготовленные медиаторы.
Задачи психолога
на этапе третичной профилактики суицида.
Определение типа постсуицидального состояния у подростка.
На основании результата
разработка шагов социально-психологического
сопровождения (в том числе необходимость
обращения к врачам).
Участие в работе консилиума
по суицидальному случаю (в организации
и работе антикризисного штаба).
Индивидуальная коррекционная
работа с подростком.
Организация групповой
работы в классе и включение в нее подростка
с целью восстановления навыков адаптации
(это может быть коммуникативный тренинг
или тренинг фрустрационной толерантности).
Организация консультаций
для включенных в случай педагогов, родителей
и детей (или консультирование в рамках
антикризисного штаба).
Мониторинг состояния
подростка (метод наблюдения, метод интервью,
метод опроса).
В ситуации завершенного суицида
специалистам СППС целесообразно привлекать
специалистов СПЦ или других подобных
организаций для оказания социально-психологической
поддержки, так как они сами будут нуждаться
в помощи и не смогут работать эффективно.
Для этого необходимо заранее на базе
района создать антикризисную бригаду
(на добровольных началах), которая в подобном
случае будет действовать оперативно
и профессионально. В подобную бригаду
может войти: психиатр (психотерапевт)
районной поликлиники, психологи, имеющие
подготовку в этой области (2 чел.), социальный
педагог, юрист, инспектор по делам несовершеннолетних,
активные родители.
Повторим еще раз: основная задача профилактики
суицида среди детей и подростков — это
раннее выявление суицидальных факторов
и их устранение.
Актуальные проблемы суицидологии:
Сборник трудов московского НИИ психиатрии.
— М., 1978.
Амбрумова А.Г. Индивидуально-психологические
аспекты суицидального поведения // Актуальные
проблемы суицидологии. — М., 1978.
Амбрумова А.Г. Методические рекомендации
по профилактике суицидальных действий
в детском и подростковом возрасте. —
М., 1978.
Дюркгейм Э. Самоубийство (социологический
этюд). — М., Мысль, 1994.
Исаев Д.С. Психология суицидального поведения.
— Самара, 2000.