Профконсультирование как вид деятельности практического психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

Психологическое консультирование как профессиональная деятельность появилось сравнительно недавно и до сих пор находится на стадии развития. Однако степень его влияния на людей и общество стремительно увеличивается. Увеличивается количество людей, обращающихся за помощью к психологу-консультанту. Растет число групповых консультантов и групп, в которых можно получить самую разнообразную по проблематике психологическую помощь и поддержку. Проблематика, с которой обращаются клиенты, чрезвычайно разнообразна.

Содержание

Введение………………………………………………………………..1
Глава 1 Профконсультирование………………………………………5
Основные направления деятельности практического психолога……………………………………………………...18
История развития профессионального консультирования в России и Зарубежом………………………………………..….25
Профконсультация в истории зарубежной психологии…….25
Профконсультирование в России…………………………….28
Виды профессионального консультирования………………..28
Этические проблемы, возникающие в работе проконсультанта……………………………………………….29
Заключение…………………………………………………………...30
Библиография………………………………………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

Углубленная психологическая  диагностика решает задачи:

- прогнозирования затруднений  в обучении, трудоустройстве и  профессиональной деятельности; 
- оценки психологической профессиональной пригодности к различным типам профессий; 
- выявления психологических противопоказаний к конкретной профессии; 
- уточнения оценки нервно-психического состояния клиента и выявления скрытых психологических отклонений.

Использование методов углубленной психодиагностики целесообразно в случаях когда: 
- профессиональные интересы и склонности клиента или слабо выражены, или недостаточно дифференцированы; 
- существует противоречие между профессиональными склонностями клиента и его представлениями о своих профессиональных способностях; 
- клиент стремится выбрать профессию, предъявляющую повышенные требования к человеку; 
- консультанту нужна объективная информация о клиенте, необходимая для оказания ему психологической поддержки.

Глубинная диагностика предназначена для выявления скрытых или скрываемых мотивов клиента, его отношений, структуры сознания и бессознательных переживаний. Здесь используются следующие методики: рисуночных метафор «Жизненный путь».

Психокоррекция. Психокоррекционные средства могут включать в себя широкий спектр индивидуальных и групповых техник психологического воздействия, разработанных в рамках различных направлений консультирования и психотерапии: группового и аутотренинга, НЛП и гештальт-терапии, позитивной и краткосрочной психотерапии, психосинтеза и трансактного анализа. Воздействия могут быть директивными и недирективными, вербальными и невербальными, когнитивными, аффективными и поведенческими. Они могут использовать трансовые, суггестивные, релаксационные и метафорические методы, техники интерпретации, обратной связи, активного слушания, открытых и закрытых вопросов, отреагирования, взгляда из будущего, парадоксальных инструкций, воображения, ассоциаций, «горячего стула», ролевых игр и др. Не исключены при этом и психологические тесты.

Тестирование в целях  психологической поддержки и  психокоррекции может использоваться для решения следующих задач: 
— облегчение установления контакта с клиентом; 
— снижение уровня эмоционального напряжения клиента; 
— получение более глубокой и разносторонней информации о личности клиента, содержании его проблем, возможных причинах затруднений; 
— выявление скрытых психологических ресурсов и возможностей личности клиента; 
— выбор направления, формы и средств психологической коррекции; 
— предоставление клиенту диагностической информации в целях коррекции его представлений и отношений; 
— контроль эффективности коррекционных воздействий.

 

Формами профконсультирования считаются:

 

- индивидуальное профконсультирование;

- групповое профконсультирование.

 

 

Индивидуальное профконсультирование.

Является основной универсальной  формой консультирования, не имеющей  противопоказаний, однако при большом  потоке клиентов требует значительных затрат времени и сил. Наиболее целесообразно  применение индивидуальной формы для информирования по частным вопросам, обсуждения диагностических результатов, консультирования, прежде всего связанного с болезненными переживаниями и отклоняющимся поведением клиента. Основными недостатками индивидуальных форм являются низкая пропускная способность, особенно связанная с общим информированием и углубленным тестированием, недостаточная практика, узкий круг обсуждаемых проблем и переживаемого опыта.

Групповое профконсультирование.

Групповые формы профконсультирования могут включать в себя лекционные, семинарские и тренинговые занятия. Тематика занятий может касаться мира профессий, профессионального образования, рынка труда, принципов выбора профессии и планирования карьеры, профессиональных интересов и способностей, поиска работы и трудоустройства. В групповой форме может проводиться психологическое тестирование интересов и способностей. В рамках групповых и тренинговых методов работы следует особо выделить оригинальный подход Николая Сергеевича Пряжникова, основанный на использовании профориентационных игр в консультировании.

Основными целями групповых  форм являются:

— интенсификация и повышение  эффективности оказания консультационных услуг с помощью использования  психологических ресурсов группы; 
— увеличение числа клиентов, получивших информационные и консультационные услуги; 
— формирование знаний о психологических аспектах профессиональной деятельности, необходимых для повышения эффективности выбора профессии; 
— обучение навыкам выбора, планирования и реализации профессиональной карьеры, делового общения и саморегуляции в процессе профессионального образования и трудовой деятельности, решения проблем и преодоления критических ситуаций; 
— формирование ценностно-мотивационной сферы и создание позитивного отношения к профессиональному выбору, обучению и трудовой деятельности; 
— предоставление условий для оказания самопомощи и взаимопомощи в решении профессиональных проблем; 
— ориентация на активную самостоятельную деятельность в процессе профориентации. 
Однако групповые формы сложнее организовать, они требуют соответствующего помещения, оборудования, продолжительного времени на подготовку и проведение занятий. Кроме того, тренинговые занятия противопоказаны некоторым категориям клиентов, склонных к возникновению психопатологических расстройств.

Говоря об этапах профконсультирования нужно отметить, что их количество и последовательность различается в зависимости от цели.

Профориентационное  консультирование. При работе с клиентом в целях профориентации специалист осуществляет первичную консультацию на основе интервью и экспресс-диагностики, а в случае необходимости проводит углубленную психологическую диагностику и вторичную консультацию по ее результатам.

Первичная консультация.

Примерный порядок первичной  профконсультации на основе интервью с клиентом и экспресс-диагностики включает следующую последовательность действий: 
— установление контакта с клиентом; 
— снижение уровня нервно-психического напряжения клиента; 
— выяснение проблемы клиента; 
— выявление мотивов выбора профессии; 
— определение профессиональных интересов и склонностей; 
— ориентация в состоянии здоровья и уровне квалификации клиента; 
— информирование о профессиях; 
— сообщение результатов экспресс-диагностики; 
— определение возможностей обучения и трудоустройства; 
— составление вместе с клиентом его профессионального плана; 
— оценка необходимости углубленной психологической диагностики; 
— если необходимость выявлена, направление на углубленную психологическую диагностику.

Углубленная диагностика.

Включает в себя групповое или компьютерное тестирование интеллектуальных и личностных особенностей клиентов.  
В качестве базовой методики диагностики интеллектуальных характеристик в профориентации и в профотборе может выступать тест структуры интеллекта Амтхауэра, удобный для группового применения, состоящий из 9 субтестов и требующий полтора часа времени. Выбор базового метода диагностики личности определяется возрастом клиента. Для взрослых людей можно использовать личностный опросник MMPI, для подростков — опросник Личко (ПДО). Тестирование по каждой из методик требует не менее часа.

Вторичная консультация.

Примерный порядок вторичного консультирования по результатам углубленного тестирования в форме индивидуальной беседы включает следующую последовательность действий: 
— проверка и уточнение результатов тестирования; 
— сообщение клиенту о полученных им тестовых результатах; 
— информирование клиента о выявленных психологических ресурсах, способностях и возможностях профессиональной деятельности; 
— информирование клиента о выявленных причинах вероятных затруднений в процессе выбора профессии, профессионального обучения, трудоустройства и дальнейшей профессиональной деятельности; 
— предоставление рекомендаций о наиболее целесообразном направлении профессионального обучения, трудоустройства и дальнейшей профессиональной деятельности; 
— при необходимости совместная с клиентом коррекция его намерений и профессиональных планов; 
— оценка необходимости специализированной психологической поддержки клиента и определение наиболее предпочтительных форм и методов психологической поддержки; 
— если необходимость выявлена, направление на индивидуальную консультацию или групповые занятия в целях психологической поддержки.

Консультирование при  профотборе. При работе с клиентом в целях профотбора специалист сразу осуществляет углубленную психологическую диагностику и последующую консультацию по ее результатам. Примерный порядок консультирования по результатам углубленного тестирования для профотбора в форме индивидуальной беседы включает следующую последовательность действий: 
— установление контакта с клиентом; 
— снижение уровня нервно-психического напряжения клиента; 
— проверка и уточнение результатов тестирования; 
— оценка необходимости повторного или дополнительного тестирования; 
— выявление мотивов выбора профессии и профессиональных планов клиента; 
— ориентация в состоянии здоровья и уровне квалификации клиента; 
— определение возможностей обучения и трудоустройства; 
— сообщение клиенту о предъявляемых профессией требованиях; 
— сообщение клиенту о полученных им тестовых результатах; 
— информирование клиента о его способностях и возможностях обучения и профессиональной деятельности; 
— информирование клиента о причинах вероятных затруднений в процессе профессионального обучения, трудоустройства и дальнейшей профессиональной деятельности; 
— предоставление рекомендации о наиболее целесообразном направлении профессионального обучения, трудоустройства и дальнейшей профессиональной деятельности; 
— при необходимости совместная с клиентом коррекция его намерений и профессиональных планов. 
В случае отрицательного заключения о профпригодности клиента к выбранной специальности специалист информирует о наиболее подходящих типах и классах профессий в соответствии со склонностями и способностями клиента и потребностями рынка труда.

Консультирование с  целью психологической поддержки

Примерный порядок индивидуального  консультирования с целью психологической  поддержки включает следующую последовательность действий: 
— установление контакта с клиентом; 
— оценка психоэмоционального состояния клиента; 
— определение содержания проблемы клиента; 
— выявление личностных ограничений; 
— определение направления и способов психокоррекции; 
— индивидуальная психокоррекция; 
— оценка эффективности коррекционных воздействий; 
— оценка целесообразности групповой работы с клиентом; 
— при необходимости направление клиента на групповые занятия. 
Психологическая поддержка в форме индивидуального консультирования или групповых занятий может осуществляться в зависимости от конкретной проблемы клиента, текущих результатов, условий работы, профессионального опыта и стиля работы специалиста-психолога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Профконсультирование как вид деятельности практического психолога