Министерство образования
и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования «Красноярский государственный
педагогический университет
им. В.П. Астафьева»
ПЛАН ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ
РАБОТЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ»
Выполнила: Минина Людмила
43 группа, ФППД
Проверила: Сидоркина Т. Ю.
Красноярск 2013
Цель: сформировать осознанный выбор
профессии, исходя из своих личных способностей,
возможностей, интересов.
Задачи:
- Выявление интересов, склонностей оптанта;
- Определение мотивации выбора;
- Информирование о разнообразии профессий.
Категория граждан: учащиеся старших классов средней
общеобразовательной школы.
Вид профориентационной
работы: профконсультирование.
Формы. Профконсультация будет проходить
в индивидуальной
форме с клиентом.
Методы профконсультации будут проходить
в 4 этапов:
- На подготовительном этапе работы с клиентом будет проведена первичная профдиагностика, которая предоставит специалисту общее представление о клиенте, его предрасположенность к тем или иным видам деятельности, о каких-либо индивидуальных особенностях и внутреннем потенциале.
- На первом этапе работы с клиентом будет проведена беседа, в задачу которой входит оказание помощи клиенту в формулировании своей проблемы, касающейся, соответственно, выбора профессии.
- На втором этапе работы с клиентом будет определены пути совместного (клиента и специалиста) решения проблемы.
- На третьем этапе работы с клиентом будет проведено профинформирование клиента о разнообразии мира профессий, наиболее подходящих непосредственно самому клиенту. Профинформирование будет включать в себя следующие основные методы профориентационной работы:
А. Профориентационные
экскурсии в различные потенциальные
организации, фирмы, предприятия, благодаря
которым клиент узнает о тех местах работы,
в которых, возможно, в дальнейшем будет
работать. А также экскурсия в учебные
заведения определённой профнаправленности;
Б. Встреча с профессионалами
тех профессий, которые наиболее подходят
клиенту. Профессионалы расскажут клиенту
о той или иной профессии.
- На заключительном этапе работы с клиентом будут подведены итоги, которые отразят дальнейшие действия клиента в выборе своей профессии.
Анализ результатов. К основным результативным
критериям и показателям эффективности
профориентационной работы, прежде всего,
относится:
- Достаточная информация о профессии и путях её получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного её выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места её получения, потребностей общества в данных специалистах.
- Следующий результативный критерий – потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
- Результативным критерием является и уверенность школьника в социальной значимости труда, то есть сформированное отношение к нему как к жизненной ценности.
- В качестве результативного критерия можно выделить также степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
- Последний результативный критерий – наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.